Янтарь в Беларуси массово разрабатывают «черные копатели»

Раздел: Драгоценные камни
28 ноября 2016 г.

С­кан­дал — имен­но с этим сло­вом в по­след­нее вре­мя ас­со­ци­и­ру­ет­ся сол­неч­ный ка­мень. Ян­тар­ный бум в со­сед­ней Укра­и­не, а вот со­в­сем не­дав­но под при­цел ка­мер по­па­ла «сто­ли­ца» это­го да­ра при­ро­ды — Ка­ли­нин­град.

Де­сять на­ру­ши­те­лей «на­ко­па­ли» се­бе штраф до 5 ты­сяч рос­сий­ских руб­лей. Хо­тя, как по­том ска­зал в эфи­ре те­ле­ка­на­ла «Рос­сия 1» ди­рек­тор Ка­ли­нин­гра­д­ско­го ян­тар­но­го ко­м­би­на­та Ми­ха­ил За­це­пин, для ко­па­те­лей та­кие штра­фы что ко­ма­ри­ный укус для сло­на — не­ле­галь­ная до­бы­ча ян­та­ря эти «рас­хо­ды» по­кры­ва­ет с из­бы­т­ком. Го­во­рят, в тех кра­ях «чер­ный ко­па­тель» за­ра­ба­ты­ва­ет до 50 ты­сяч рос­сий­ских руб­лей в день. И на­ле­во за год ухо­дят до 150 (!) тонн ка­м­ня. В Укра­и­не, не­смо­т­ря на то что ян­тарь там при­знан дра­го­цен­ным ка­м­нем и от­вет­ствен­ность за не­за­кон­ную до­бы­чу — уго­ло­в­ная, до 90 про­цен­тов ра­бот по его до­бы­че от­да­но на от­куп не­ле­га­лам. А как де­ла об­сто­ят у нас?

Наз­вать на­шу си­ту­а­цию ян­тар­ной ли­хо­ра­д­кой, по­жа­луй, бы­ло бы сли­ш­ком гро­м­ко. Но не­ко­то­рые но­во­ст­ные со­об­ще­ния по­ис­ти­не впе­чат­ля­ют. Че­го сто­ит, на­при­мер, не­дав­няя ис­то­рия с пе­ре­воз­кой 800 ки­ло­гра­м­мов ян­та­ря в ме­ш­ке из-­под кар­то­ш­ки под ви­дом гра­ну­ли­ро­ван­ной луз­ги се­мян под­сол­неч­ни­ка. Ни­че­го се­бе се­меч­ки! Сле­до­ва­ли они, прав­да, че­рез тер­ри­то­рию на­шей стра­ны из Укра­и­ны в со­сед­нюю Ли­т­ву, так что вро­де и ме­ст­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем эту ис­то­рию на­з­вать труд­но. Хо­тя оче­вид­но: мы в дан­ном слу­чае — стра­на тран­зи­та. И че­рез нас на­ру­ши­те­ли мо­гут пы­тать­ся про­вез­ти цен­ный ка­мень не толь­ко в Ли­т­ву, но и, к при­ме­ру, в Поль­шу. И та­кой слу­чай был не да­лее чем в ап­ре­ле это­го го­да. Толь­ко на этот раз на­ру­ши­те­лем был бре­ст­ча­нин, ко­то­рый вез за ру­беж 18 ян­та­рей, оце­нен­ных в 150 ми­л­ли­о­нов не­де­но­ми­ни­ро­ван­ных руб­лей.

Вот тут на­зре­ва­ет во­прос: от­ку­да ка­ме­ш­ки? По-­пре­ж­не­му из Укра­и­ны, где бу­шу­ют ян­тар­ные вой­ны и где, увы, про­цве­та­ет ян­тар­ная кор­ру­п­ция? Или все же это на­ши, бе­ло­рус­ские, ведь ме­сто­ро­ж­де­ния ян­та­ря, пус­кай и не са­мые бо­га­тые, у нас в стра­не то­же име­ют­ся? Бре­ст­чи­на и Го­мель­щи­на — в этих ре­ги­о­нах и сто­ит ис­кать под­зе­м­ные кла­ды. Так в да­ле­кие 1990-е оце­ни­ла на­шу ян­тар­ную пе­р­с­пе­к­ти­ву ор­га­ни­за­ция «БелГЕО». То­г­да да­же бы­ла да­на по­дроб­ная ха­ра­к­те­ри­сти­ка од­но­го из та­ких участ­ков — Гат­ча-О­со­в­ско­го (Жа­бин­ко­в­ский рай­он Бре­ст­ской об­ла­сти). По­тен­ци­ал оце­ни­ли все­го в 5 тонн. Вы­яс­ни­ли, что за­ле­га­ет ка­мень по­чти на по­верх­но­сти — не глуб­же 10 мет­ров. Бо­лее то­го, спе­ци­а­ли­сты от­ме­ти­ли: до 90 про­цен­тов ми­не­ра­лов жел­то­го, свет­ло-­жел­то­го, жел­то­ва­то-­бе­ло­го цве­та раз­ме­ром от 5 до 45 мм мо­ж­но ис­поль­зо­вать в юве­ли­р­ном де­ле.

В­про­чем, та­ко­го ро­да ме­сто­ро­ж­де­ние — это лишь ка­п­ля в мо­ре, ес­ли ме­рить мер­ка­ми Со­вет­ско­го Со­ю­за с его огро­м­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми и де­сят­ка­ми кру­п­ных оча­гов за­ле­га­ний ян­та­ря. Ку­да как бо­лее пе­р­с­пе­к­тив­ны­ми точ­ка­ми для раз­ра­бо­т­ки по­с­чи­та­ли Ка­ли­нин­град и При­бал­ти­ку. Но глав­ной при­чи­ной для за­мо­роз­ки на­ших раз­ра­бо­ток, под­чер­ки­ва­ет на­чаль­ник управ­ле­ния по гео­ло­гии Мин­при­ро­ды Сер­гей Ма­м­чик, ста­ла их эко­но­ми­че­ская не­це­ле­со­об­раз­но­сть. Раз­ра­ба­ты­вать их про­мы­ш­лен­но шах­т­ным или ка­рьер­ны­ми спо­со­ба­ми? Да и что, соб­ствен­но, раз­ра­ба­ты­вать? То, что име­ет­ся у нас, — это лишь пе­ре­о­т­ло­жен­ное ме­сто­ро­ж­де­ние, а зна­чит, лед­ник под­нял его на верх­ний слой и раз­бро­сал ка­мень по боль­шой тер­ри­то­рии.

— Да, ян­тарь мо­ж­но най­ти фа­к­ти­че­ски на по­верх­но­сти, — го­во­рит Сер­гей Ма­м­чик, — но его за­ле­жи не­ве­ли­ки. Он за­ча­стую на­хо­ди­т­ся в не­боль­ших бо­ло­ти­стых ме­стах. И про­мы­ш­лен­ный спо­соб до­бы­чи тут со­в­сем не под­хо­дит. А вот то, что в пре­ж­ние вре­ме­на на­зы­ва­лось ста­ра­тель­ством, — впол­не. Ку­да как боль­ше смыс­ла со­би­рать­ся в ар­те­ли — тех­но­ло­гия до­бы­чи ми­не­ра­ла ведь очень про­ста. Но не ис­клю­че­но, что на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си мы еще най­дем и се­рьез­ные про­мы­ш­лен­ные ме­сто­ро­ж­де­ния.

У уче­ных, кста­ти, свой взгляд на си­ту­а­цию. По по­след­ним дан­ным, рас­ска­зы­ва­ет до­к­тор гео­ло­го-­ми­не­ра­ло­ги­че­ских на­ук, про­фес­сор, за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой гео­гра­фии и при­ро­до­поль­зо­ва­ния БрГУ име­ни А.С.Пу­ш­ки­на Ма­к­сим Бо­г­да­са­ров, са­мой пе­р­с­пе­к­тив­ной мо­ж­но на­з­вать Лель­чи­ц­кую пло­ща­д­ку, ко­то­рая пре­ж­де бы­ла в те­ни. Та­кие ре­зуль­та­ты да­ло ис­сле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное с укра­ин­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, к ко­то­ро­му сей­час под­клю­чи­лись и поль­ские экс­пе­р­ты. Кто зна­ет, ка­кие вы­во­ды даст эта ра­бо­та! Яс­но од­но: уче­ные ра­бо­та­ют фун­да­мен­таль­но.

о по­ка суд да де­ло, сво­бод­ную ян­тар­ную ни­шу за­ня­ли пред­при­и­м­чи­вые гра­ж­да­не, ко­то­рым, соб­ствен­но, со­лид­ные на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния ни к че­му. У них все, что на­шел, — мое ли­ч­ное. И по­про­буй до­ка­жи, что эти ка­ме­ш­ки бе­ло­рус­ски­е!

Сер­гей Ма­м­чик по­яс­ня­ет: сук­ци­нит — на­ша раз­но­вид­ность ян­та­ря, он аб­со­лют­но иден­ти­чен укра­ин­ско­му и при­бал­тий­ско­му, по­сколь­ку про­ис­хо­дит от од­но­го ви­да про­из­рас­тав­ших 30 ми­л­ли­о­нов лет на­зад в зде­ш­них ле­сах со­сен. Да и спрос на этот ми­не­рал в Ки­тае, ко­то­рый, как го­во­рят спе­ци­а­ли­сты, ны­не ди­к­ту­ет мо­ду на сол­неч­ный ка­мень, оди­на­ко­вый. Бо­лее то­го, его кра­со­та — да­ле­ко не все­г­да са­мый ва­ж­ный по­ка­за­тель, по­сколь­ку до­ста­точ­но ча­сто ис­поль­зу­ют та­кой ян­тарь в ме­ди­ци­н­ских це­лях. А вот сто­и­мость его в де­сят­ки раз до­ро­же, чем в пре­ж­ние го­ды.

оль­шой со­блазн пре­вра­ща­ет­ся в боль­шие штра­фы и да­же в гро­м­кие уго­ло­в­ные де­ла. Од­но из са­мых на­шу­мев­ших бы­ло в 2015-м — не­за­кон­ная до­бы­ча ян­та­ря в во­до­о­хран­ной зо­не озе­ра Чер­ное в Бе­ре­зо­в­ском рай­о­не и близ за­каз­ни­ка «С­по­ро­в­ский» Дро­ги­чин­ско­го рай­о­на обо­шлась на­ру­ши­те­лю в че­ты­ре го­да огра­ни­че­ния сво­бо­ды. Сто­и­ли ли то­го 103 до­бы­тых ян­тар­ных ка­м­ня? Уже в июне это­го го­да по­пы­т­ка за­ра­бо­тать на ян­та­ре на тер­ри­то­рии Сто­лин­ско­го лес­хо­за, в ки­ло­мет­ре от бе­ло­рус­ско-укра­ин­ской гра­ни­цы, обо­шлась жи­те­лям Пин­ска и Пин­ско­го рай­о­на в штра­фы раз­ме­ром в 20 и 25 ба­зо­вых ве­ли­чин. Не про­ще ли бы­ло схо­дить в юве­ли­р­ный ма­га­зин и ку­пить се­бе на эти день­ги го­то­вые укра­ше­ния?

Ока­зы­ва­ет­ся, есть у нас в стра­не с де­ся­ток ко­м­па­ний, ко­то­рые име­ют за­кон­ное пра­во на гео­ло­го­раз­вед­ку ян­та­ря. Но жа­д­ни­ча­ют и они. На­при­мер, как кон­ста­ти­ру­ет за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля Бре­ст­ско­го об­ласт­но­го ко­ми­те­та при­род­ных ре­сур­сов и охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды Сер­гей Ши­лин­чук, ООО «Алрикс» под ви­дом про­ве­де­ния та­ких ра­бот два­ж­ды, в 2014-м и 2016-м, за­ни­ма­лось до­бы­чей сол­неч­но­го ка­м­ня. В по­след­ний раз для фи­р­мы на­ру­ше­ние за­кон­чи­лось ли­ше­ни­ем пра­ва ра­бо­тать на от­ве­ден­ных участ­ках.

Глав­ный ущерб, ко­неч­но, не­сет при­ро­да, ко­то­рая, увы, на­ру­ши­те­лю сда­чи не даст. В за­каз­ни­ке «С­по­ро­в­ский» не­за­кон­ная до­бы­ча ян­та­ря фа­к­ти­че­ски пре­вра­ти­ла в пу­сты­ню бо­лее чем 7 тыс. ква­д­рат­ных мет­ров зе­мель, вред со­ста­вил око­ло 50 000 руб­лей. В рай­о­не де­рев­ни Оль­хо­в­ка Коб­рин­ско­го рай­о­на по­стра­да­ли бо­лее 2 тыс. ква­д­рат­ных мет­ров тер­ри­то­рии, вред со­ста­вил 4,5 ты­ся­чи руб­лей. Что сто­ит за су­хи­ми ци­ф­ра­ми? Де­гра­да­ция зе­мель, го­во­рит Сер­гей Ши­лин­чук, ого­ля­ет кор­не­вую си­сте­му де­ре­вьев. Силь­ный ве­тер без тру­да вы­рвет их с кор­ня­ми. Уни­что­жа­ет­ся пло­до­род­ный слой поч­вы. Да и в це­лом на та­ких тер­ри­то­ри­ях и для жи­во­т­ных, и для лю­дей на­хо­дить­ся опас­но. С ви­ду лу­жи, а на са­мом де­ле глу­бо­кие ямы. Сту­пив в них, за­про­сто мо­ж­но уто­нуть. И вер­нуть та­кую тер­ри­то­рию к нор­маль­ной жиз­ни на про­тя­же­нии мно­гих и мно­гих лет не­воз­мо­ж­но.

По­че­му так про­ис­хо­дит? В первую оче­редь, ко­неч­но, из-­за жа­ж­ды ле­г­кой на­жи­вы, убе­ж­ден Сер­гей Ши­лин­чук. Хо­тя все пре­крас­но зна­ют, ка­ки­ми штра­фа­ми это гро­зит. Есть ме­сто­ро­ж­де­ния, ко­то­рые по­ка ни­кем не раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся, и это для мно­гих пре­крас­ный сти­мул взять бы­ка за ро­га. Хо­тя, за­ве­ря­ет Сер­гей Ма­м­чик, в бли­жай­шее вре­мя все мо­жет из­ме­нить­ся. К се­ре­ди­не вес­ны сле­ду­ю­ще­го го­да дол­ж­ны быть про­ве­де­ны ис­сле­до­ва­тель­ские ра­бо­ты на од­ном из по­тен­ци­аль­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, для воз­мо­ж­но­го рас­про­стра­не­ния это­го опы­та от­ра­бо­та­на тех­но­ло­гия ста­ра­тель­ской до­бы­чи. «Посмо­т­рим та­к­же, как это вли­я­ет на окру­жа­ю­щую сре­ду, — го­во­рит он, — что­бы в бу­ду­щем вы­ра­бо­тать тех­но­ло­гию для та­ких ра­бот. Оце­ним эко­но­ми­че­скую вы­го­ду. Ведь без эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти и го­во­рить об этом нет смысла».

[ respublika.sb.by ]

Полезное

Полезное

 
-->