Сейчас, когда 2015 год подходит к концу, алмазодобывающие компании, как сообщают, готовятся снизить цены на сырье в январе. Воздержавшись от этого в четвертом квартале, отрасль может упустить возможность извлечь выгоду от ожидаемого сезонного повышения спроса на бриллианты в начале 2016 года.
В конце концов, ювелирам Соединенных Штатов теоретически потребуется пополнить товары, распроданные во время Рождества, а ювелиры Дальнего Востока будут размещать заказы ближе к китайскому Новому году. Хотя цены на алмазы компаний De Beers и АЛРОСА оставались стабильными в четвертом квартале и предложение было ограниченным в последние шесть месяцев, объемы производства бриллиантов держались на минимальном уровне. В результате этого в январе, вероятно, возникнет дефицит бриллиантов, что ограничит торговлю в период, который должен быть для рынка самым активным.
Было бы лучше стимулировать покупку алмазов за счет снижения цен в четвертом квартале. Это стимулировало бы производственную активность с тем, чтобы были готовы объемы бриллиантов для пополнения запасов в розничной торговле в январе - как это было в предыдущие годы.
Вместо этого диамантеры продолжают усматривать низкую прибыль в предложении сырья в декабре. Объемы продаж компаний De Beers и АЛРОСА снова были очень небольшими, так как они ожидают более низкие цены в январе. Производители бриллиантов в поисках поставок обратились к аукционам, в то время как торговля на вторичном рынке оставалась очень слабой.
Сайт De Beers, оцененный в $180 миллионов
Что касается сайта De Beers, было ощущение предсказуемости, так как алмазодобывающая компания сохранила цены на алмазы без изменения и продолжала проявлять гибкость в отношении своего предложения. De Beers ранее заявила сайтхолдерам, что они могут брать столько, сколько захотят в ноябре и декабре, и не придерживалась своих обычных правил в отношении выделенных для них квот в рамках так называемого «намерения сделать предложение» (Intention to Offer, ITO).
Но сайтхолдеры отмечали низкую прибыльность предложений и купили минимальный объем, необходимый для поддержания работы своих фабрик. На основании разговоров с сайтхолдерами и дилерами издание Rapaport News оценило сайт примерно в $180 миллионов.
«Люди прибыли в Габороне с намерением что-то купить, но они также полностью воспользовались гибкостью, предложенной компанией De Beers», - сказал один сайтхолдер, базирующийся в Антверпене.
Подъем цен на аукционах
Аналогичным образом объем продаж компании АЛРОСА не был большим, так как российская алмазодобывающая компания сохранила цены и позволила клиентам отложить до 70 процентов выделенных им объемов. Хотя отмечался спрос на некоторые категории алмазов, в отношении которых существует дефицит на получающиеся из них бриллианты, производители бриллиантов «просто не готовы больше нести убытки на товаре», подчеркнул другой производитель бриллиантов.
Дилеры были особенно неактивны, и торговля боксами De Beers на вторичном рынке шла без особого энтузиазма, как и в ноябре.
Вместо этого производители бриллиантов обратились к аукционам, заявляя, что на них стоимость алмазов лучше, чем в контрактных предложениях компаний De Beers и АЛРОСА. Некрупные производители бриллиантов тоже активно подавали заявки на участие в аукционах, так как они не могли найти товары сайтов на вторичном рынке.
В результате этого цены на аукционах укрепились в декабре примерно на 5-10 процентов. Petra Diamonds продала 606 080 каратов на своем последнем тендере, и непроданными остались лишь 3 200 каратов. Компания объяснила, что она достигла более высоких цен благодаря улучшению ассортимента своей продукции. Сообщают, что Grib Diamonds продала все свои лоты, предложенные в этом месяце, по ценам на уровне декабря 2014 года, сообщили изданию Rapaport News источники из числа участников рынка. Аналогичным образом алмазы из Анголы были дороже в этом месяце, чем в предыдущие периоды, отметили сайтхолдеры.
Низкие уровни объемов производства бриллиантов
Все же объем алмазов на рынке значительно ниже уровня предыдущих лет, и производство бриллиантов, следовательно, упало на 30-50 процентов по сравнению с декабрем 2014 года, заявил один сайтхолдер, базирующийся в Индии. Если учесть объем продаж компаний De Beers и АЛРОСА и объем товара, проданного аукционными домами, то на рынке новых алмазов будет не больше чем на $600 млн, «а это просто ничего», заявил он. В прошлом году декабрьский сайт De Beers, по оценкам Rapaport, составил $577 млн.
Индийские производители бриллиантов делали закупки, потому что им нужны некоторые объемы алмазов для поддержания работы своих фабрик, особенно для возобновления работы после каникул на праздник Дивали. На самом деле, они ушли на праздник с очень небольшим запасом алмазов, так как закупки алмазов упали уже в июне, хотя их фабрики были закрыты на три-четыре недели в ноябре.
Один аналитик рынка отметил, что сектор производства бриллиантов сократился в размере в последний год до такого уровня, что уже больше не может сокращаться. «Поэтому им нужны алмазы, которые позволят им эффективно обеспечить работу с точки зрения стоимости, и именно поэтому мы наблюдали хороший спрос в этом году на некрупные алмазы почти ювелирного качества», - сказал он.
Многие ожидают, что активность в производстве бриллиантов начнет повышаться в январе по мере того, как будут снижаться запасы бриллиантов и, как предполагается, в первом квартале будет расти спрос. Уже сейчас сайтхолдеры отмечают, что уровни запасов бриллиантов снизились из-за сокращения объемов производства и объемов продаж в праздничный сезон. Поставщики бриллиантов сообщают об устойчивых заказах из США и повышении спроса со стороны Китая в декабре, хотя цены на бриллианты укрепились в основном по причине дефицита.
Сокращение запасов бриллиантов
И ожидается, что такой дефицит сохранится в первом квартале 2016 года, принимая во внимание существующие уровни объемов производства. Это может продолжить оказание поддержки ценам на бриллианты, но это также ограничит торговлю, если у поставщиков не будет товара для выполнения заказов.
Все-таки из разговоров с производителями бриллиантов в последние три месяца стало ясно, что существует взвешенное понимание политики De Beers и АЛРОСА. Производители бриллиантов соглашались с тем, что предложение алмазов ограничено, так как они сосредоточили свое внимание на сокращении излишних запасов бриллиантов низкого качества, не пользующихся спросом и скопившихся у них за бόльшую часть года. Сайтхолдеры также выражали озабоченность тем, что падение цен на алмазы понизит стоимость их запасов бриллиантов.
Вероятно, именно поэтому наблюдалась некоторая шумиха вокруг того, что предложение алмазов было на рекордно низких уровнях, а цены не изменялись в течение четвертого квартала. Последнее снижение цен компанией De Beers в августе составило порядка 8 процентов, а объем продаж в последние три месяца года обвалился почти на 71 процент в годовом выражении, достигнув примерно $450 млн, согласно оценкам Rapaport. По полному году объем продаж резко сократился на 45 процентов примерно до $3,6 млрд.
«Гибкое» предложение De Beers позволило компании показать, что она работает с сайтхолдерами в трудные времена, а ее консервативная политика позволила сохранить заинтересованность инвесторов и акционеров. Во время презентации в День инвесторов Anglo American, состоявшейся в начале этого месяца, Марк Кьютифани (Marc Cutifani), главный исполнительный директор Anglo и председатель правления ее дочерней компании De Beers, отметил, что алмазы находятся среди самых устойчивых товаров в портфеле компании Anglо, так как цены в этом году упали на 15 процентов. Только цены на энергетический уголь снизились в меньшей степени – на 7 процентов, а цены на платину, уголь, железную руду и никель упали более чем на 25 процентов.
Спад в отрасли
Вероятно, что-то можно сказать о минимизации годового спада, о котором сообщают, но в 2016 году ожидается дальнейшее снижение цен на алмазы, которое, по мнению некоторых, могло быть проведено в четвертом квартале. Сайтхолдеры уверены, что в январе De Beers снизит цены на 5-7 процентов, хотя они надеются на более высокое снижение. Они также ожидают, что другие алмазодобывающие компании последуют ее примеру, и всегда считали, что декабрьское повышение цен на аукционах будет кратковременным.
Кроме того, так как ожидается, что в объемах производства будет наблюдаться умеренный рост наряду с ростом объемов закупок алмазов, то получающиеся бриллианты будут готовы только в апреле – традиционно это время начала более спокойной части торгового цикла. Как заметил один сайтхолдер: «Я думаю, что в январе определенно будет более высокая активность на рынке, но я просто боюсь, что к концу марта мы снова окажемся в зоне отсутствия активности. Принимая во внимание отсутствие крупных событий для потребителей и окончания первых январских алмазов, я не возлагаю больших надежд в отношении уровней цен [на бриллианты] после марта».
Аналогичным образом, Филипп Мелье (Philippe Mellier), главный исполнительный директор De Beers, сказал аналитикам Anglo, что восстановление, вероятно, произойдет только во втором полугодии 2016 года.
Это можно воспринимать как сигнал о том, что в алмазной отрасли наблюдается заметный спад, что касается ее прогнозов на первое полугодие. Если добавить к этому утверждение агентства Moody’s о том, что продолжающийся спад глобального экономического роста и сокращение доступности кредитов для огранщиков создаст дополнительное давление на алмазодобывающий сектор, то вполне можно ожидать практически то же самое на рынке алмазов в следующем году.
По меньшей мере январь может дать необходимую временную передышку для торговли драгоценными камнями, так как цены на бриллианты укрепятся, а цены на алмазы снизятся. Но поскольку исторически торговля бриллиантами самая устойчивая в первом квартале, то просто не ясно, будут ли товары у диамантеров для того, чтобы в полной мере выгодно воспользоваться этой сезонностью в этот раз. Еще могут быть и дополнительные издержки к убыткам, возникающим в результате недавнего затишья на рынке алмазного сырья.