"АЛРОСА" на своей ноябрьской торговой сессии оставила цены в неприкосновенности, сообщили "Интерфаксу" представители двух компаний, являющихся долгосрочными клиентами алмазодобытчика.
"Цены остались на том же уровне", - заявил заместитель гендиректора смоленского "Кристалла" по маркетингу и сбыту Николай Афанасьев. Эту информацию подтвердил представитель другого долгосрочного клиента "АЛРОСА".
Лимит отбора в ноябре был установлен на уровне 30%, по сравнению с 50% месяцем ранее. Тем самым "АЛРОСА" смягчила условия выполнения контрактов для клиентов - в ноябре они могли отказаться от приобретения 70% объема своей месячной закупки алмазов.
Торговая сессия "АЛРОСА" (просмотр сырья и заключение обязательных контрактов) прошла 11-13 ноября. Компания традиционно ее не комментирует.
Как отметил Н.Афанасьев, на рынке сохраняется негативный настрой. "Никто не хочет брать камни в сток и идти на риск", - сказал он. Надежды на оживление спроса в традиционные сроки праздничных распродаж - в 4-м квартале 2015 г - 1-м квартале 2016 г - уже нет. "Хорошо, если (оживление спроса) будет в следующем году. Но точно не в 1-м квартале", - продолжил Н.Афанасьев.
Клиенты "АЛРОСА" сокращают закупки, стараясь при этом соблюдать требования компании по ежемесячному отбору, заявил представитель другой компании. "Сейчас у всех одна задача - остаться долгосрочными контрактерами "АЛРОСА", - отметил он.
Несмотря на то, что снижение лимита отбора позволяет разгрузить клиентов от излишних объемов сырья, дальнейшее снижение цены "АЛРОСА" неизбежно, считает собеседник "Интерфакса". "Я считаю, что кризис системный и необходима новая коррекция цены алмазов", - сказал он, ссылаясь на продолжающее снижение стоимости всех commodities.
По словам представителя одного из клиентов "АЛРОСА", хотя на рынке в 2015 году образовался переизбыток алмазов и бриллиантов, некоторые ассортиментные позиции дефицитны. "У нас есть пожелания по некоторым позициям. Мы бы хотели получать больше колотых алмазов и алмазов 5-10 карат, бриллианты из которых, согласно нашим маркетинговым исследованиям, сейчас наиболее востребованы. Так как у "АЛРОСА" их в нужном количестве нет, приходится работать на том материале, который удается получать", - заявил собеседник "Интерфакса".
По словам его коллеги из смоленского "Кристалла", предпочтения покупателей бриллиантов постепенно смещаются в сторону более мелких позиций. "Мелочь является массовым товаром и поэтому чувствует себя немного лучше. Покупатели, которые экономят на крупных покупках, переключают свое внимание на массовый сегмент", - сказал Н.Афанасьев. "Если в начале года цена на бриллианты 1 карат "проседала" быстрее, чем на камни среднего размера, то с лета ситуация изменилась, каратники стабилизировались, а "проседать" сильнее стали средние. Но за период от 9 месяцев до года динамика падения идентична", - сказал замглавы смоленского "Кристалла". На рынке есть категории бриллиантов, которые вообще "не двигаются", не востребованы в течение длительного времени, их продать их можно только с очень большим дисконтом, добавил он.
"Кристалл" также является сайтхолдером De Beers. На ноябрьском сайте De Beers разрешила клиентам отказаться от 100% своей нормы, т.е. не покупать ничего. "Кристалл" воспользовался этой возможностью, уточнил Н.Афанасьев. С декабрьским сайтом ситуация пока не ясна, так как De Beers вынужден часто пересматривать правила торгов, смягчая свои требования во избежание отказа сайтхолдеров от своих контрактов. "На сегодняшний день у нас сложилось мнение, что De Beers предложит купить весь товар, предусмотренный контрактом или заявкой клиента. Но, мне кажется, от него тоже можно будет отказаться или перенести его закупку", - сказал замглавы "Кристалла". "Общий настрой сайтхолдеров - не брать, если они будут видеть убытки или брать минимум", - добавил он.
В октябре De Beers и "АЛРОСА" оставили цены в неприкосновенности, однако только в 3-м квартале они сократились на 8-10%. "АЛРОСА" прогнозирует, что до конца года цены останутся стабильными, т.е. в целом за 2015 год коррекция составит 15%.