Украина: бесконечная налоговая реформа

Раздел: Рынки
30 октября 2015 г.

Ко­ми­тет Вер­хов­ной Ра­ды по во­про­сам на­ло­го­вой и та­мо­жен­ной по­ли­ти­ки текст сво­е­го за­ко­но­про­ек­та уже опуб­ли­ко­вал. Те­перь мяч на сто­ро­не Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов, ко­то­рое обе­ща­ло текст сво­е­го за­ко­но­про­ек­та еще в сен­тяб­ре, но по­ка пре­зен­то­ва­ло толь­ко кон­цеп­цию, и по­лу­чив пор­цию кри­ти­ки, от­бы­ло в но­вый все­укра­ин­ский тур об­суж­де­ния. И сто­ит за­ме­тить, что фор­мат та­ко­го об­суж­де­ния до­ста­точ­но не­од­но­зна­чен. Ведь пре­зен­та­ции в не­сколь­ких го­ро­дах Укра­и­ны для ма­ло­чис­лен­ных групп из пред­ста­ви­те­лей вла­сти и биз­не­са ре­ги­о­на боль­ше на­по­ми­на­ют про­фа­на­цию, не­же­ли об­суж­де­ние. Но пусть это оста­нет­ся на со­ве­сти чи­нов­ни­ков от­вет­ствен­ных за ре­фор­мы, биз­не­су важ­нее уви­деть, что же клю­че­вое пред­ло­жи­ли де­пу­та­ты в сво­ем ва­ри­ан­те на­ло­го­вой ре­фор­мы.

На­ло­ги на зар­пла­ту

Глав­ной це­лью на­ло­го­вой ре­фор­мы яв­ля­ет­ся вы­вод из те­ни за­ра­бот­ной пла­ты укра­ин­цев. От это­го вы­иг­рать дол­жен был преж­де все­го бюд­жет, но для та­ких дей­ствий не­об­хо­ди­мо мо­ти­ви­ро­вать ра­бо­то­да­те­ля. Имен­но по­это­му не­об­хо­ди­мо сни­же­ние на­ло­го­вой на­груз­ки на фонд опла­ты тру­да. Пер­во­на­чаль­но об­суж­да­лось сни­же­ние став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го взно­са до 10% с пол­ной от­ме­ной удер­жа­ния взно­са с ра­бот­ни­ка. Воз­мож­но, бла­го­да­ря угро­зам МВФ оста­но­вить кре­ди­то­ва­ние Укра­и­ны, став­ку взно­са пред­ло­же­но по­ни­зить по­ка толь­ко до 20%, что в прин­ци­пе со­от­вет­ству­ет то­му раз­ме­ру став­ки, ко­то­рый ра­нее пред­ла­гал Мин­фин, а вот цель пол­ной от­ме­ны удер­жа­ния взно­са с ра­бот­ни­ка до­стиг­ну­та. Но те­перь сбор бу­дет взы­мать­ся со всей за­ра­бот­ной пла­ты (ра­нее он был огра­ни­чен 17 ми­ни­маль­ны­ми зар­пла­та­ми). Став­ка на­ло­га с до­хо­дов физ­лиц по­ни­же­на с 20% до об­суж­да­е­мых ра­нее – 10%. Та­к­же преду­смот­ре­на пол­ная от­ме­на во­ен­но­го на­ло­га, ко­то­рый се­го­дня со­став­ля­ет 1,5% от фон­да опла­ты тру­да.

Од­но­знач­но, сни­же­ние став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го взно­са толь­ко до 20% су­ще­ствен­но по­ни­жа­ет ожи­да­ния от то­го, что биз­нес по­спе­шит от­пра­вить­ся в путь ле­галь­ной упла­ты всех на­ло­гов с за­ра­бот­ной пла­ты. Но, это луч­ше, чем пред­ло­же­ния Мин­фи­на.

На­лог на при­быль

На­лог на при­быль два­жды за год мо­жет пре­тер­петь ра­ди­каль­ные из­ме­не­ния. Это ре­во­лю­ци­он­ное пред­ло­же­ние за все го­ды не­за­ви­си­мо­сти Укра­и­ны. Став­ка на­ло­га в за­ко­но­про­ек­те умень­ше­на с 18% до 15%. От­ме­не­ны аван­со­вые взно­сы по на­ло­гу на при­быль. От­чет­ный пе­ри­од остал­ся толь­ко один – год. Объ­ек­том на­ло­го­об­ло­же­ния уже вы­сту­па­ет не­рас­пре­де­лен­ная при­быль, что озна­ча­ет, об­ло­же­ние на­ло­гом толь­ко на­чис­лен­ных ди­ви­ден­дов, ко­то­рые вы­пла­чи­ва­ют­ся в поль­зу физ­лиц, не­ре­зи­ден­тов и не­пла­тель­щи­ков дан­но­го на­ло­га. Из су­ще­ству­ю­щих на се­го­дня на­ло­го­вых раз­ниц все­го не­сколь­ко транс­фор­ми­ро­ва­ны в объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния. Ос­нов­ные из тех, ко­то­рые оста­лись – это пре­вы­ше­ние по­ро­га огра­ни­че­ния по про­цен­там в поль­зу не­ре­зи­ден­та свя­зан­но­го ли­ца, пре­вы­ше­ние обыч­ных цен по опе­ра­ци­ям с оф­шо­ра­ми, низ­ко­на­ло­го­вы­ми юрис­дик­ци­я­ми и не­пла­тель­щи­ка­ми на­ло­га, пре­вы­ше­ние ли­ми­та пла­те­жей в поль­зу не­при­быль­ных ор­га­ни­за­ций, а так­же ро­я­л­ти вы­пла­чен­ные не­ре­зи­ден­там с те­ми же огра­ни­че­ни­я­ми, ко­то­рые су­ще­ству­ют и се­год­ня. Та­кая вер­сия на­ло­га на при­быль для биз­не­са вы­гля­дит до­ста­точ­но при­вле­ка­тель­но.

НДС

Ре­фор­ми­ро­ва­ние в НДС по­ра­до­ва­ло сни­же­ни­ем ос­нов­ной став­ки с 20% до 15%, и са­мое глав­ное, оста­ви­ли став­ку 7% для ле­кар­ств, ко­то­рую пред­ла­га­ет упразд­нить Мин­фин. От­ме­на си­сте­мы элек­трон­но­го ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния не пред­ла­га­ет­ся, но еe до­ра­бо­та­ли в нор­ма­тив­ном пла­не: по­яви­лись ин­стру­мен­ты воз­дей­ствия на про­дав­ца за не­ре­ги­стра­цию на­ло­го­вой на­клад­ной, уве­ли­че­на сум­ма овер­драф­та.

Ми­ни­ми­зи­ро­ва­ны слу­чаи, ко­гда фис­ка­лы смо­гут не при­зна­вать пра­во на на­ло­го­вый кре­дит до ошиб­ки в ИНН пла­тель­щи­ка или фор­ми­ро­ва­ния кре­ди­та по не­об­ла­га­е­мым опе­ра­ци­ям. Та­к­же они не смо­гут ан­ну­ли­ро­вать ре­ги­стра­цию пла­тель­щи­ка на­ло­га, ес­ли не уста­нов­ле­но его ме­сто­на­хож­де­ние.

Ав­то­ма­ти­че­ское воз­ме­ще­ние НДС всем и без ка­ких-ли­бо кри­те­ри­ев и огра­ни­че­ний. Кро­ме то­го, мак­си­маль­ная от­кры­тость ре­ест­ров от по­дан­ных за­яв­ле­ний до по­лу­чен­ных сумм воз­ме­ще­ния, и это всe в по­ряд­ке об­щей оче­ре­ди! Это вто­рое по­сле на­ло­га на при­быль кар­ди­наль­ное из­ме­не­ние в се­го­дняш­ней си­сте­ме на­ло­го­об­ло­же­ния, ко­то­рое мо­жет раз­ру­шить не­ма­ло кор­руп­ци­он­ных схем.

Дру­гие зна­чи­мые но­ва­ции – это пра­во пред­при­я­тий топ­ли­во-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са на кас­со­вый ме­тод, спец­ре­жим по НДС оста­нет­ся толь­ко для жи­вот­но­вод­ства, осо­бый ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния для зер­но­ви­ков от­менeн и те­перь при экс­пор­те они сно­ва по­лу­чат пра­во на воз­ме­ще­ние.

Ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние

От­дель­ным хо­ро­шим сло­вом сле­ду­ет от­ме­тить пред­ло­же­ния по улуч­ше­нию ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния на­ло­гов и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния функ­ций го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов. На­ло­го­вые ин­спек­ции на мест­ном уров­не пре­вра­тят в сер­вис­ные цен­тры, ми­ни­ми­зи­ру­ют об­ще­ние с на­ло­го­пла­тель­щи­ком и на­ло­го­вой с по­мо­щью элек­трон­но­го ка­би­не­та, фис­каль­ной служ­бе на цен­траль­ном уров­не за­пре­тят ка­кое-ли­бо нор­мо­твор­че­ство, а на Мин­фин воз­ло­жат боль­ше от­вет­ствен­но­сти за на­ло­го­вую по­ли­ти­ку и да­же от­да­дут ему функ­цию пла­ни­ро­ва­ния про­ве­рок и фи­наль­но­го ад­ми­ни­стра­тив­но­го об­жа­ло­ва­ния их ре­зуль­та­тов. На­ло­го­вую ми­ли­цию пре­об­ра­зу­ют в Служ­бу фи­нан­со­вых рас­сле­до­ва­ний и под­чи­нят Мин­фи­ну.

Очень за­ман­чи­во вы­гля­дит нор­ма по вве­де­нию мо­ра­то­рия на вне­се­ние из­ме­не­ний в На­ло­го­вый ко­декс до 2019 го­да в ча­сти объ­ек­та и ба­зы на­ло­го­об­ло­же­ния, пла­тель­щи­ков на­ло­га, ча­стич­но ста­вок.

Упро­щен­ная си­сте­ма

Не на­учи­лись еще де­лать ре­фор­му со сни­же­ни­ем ста­вок на­ло­гов без ис­точ­ни­ков ком­пен­са­ции воз­мож­но­го не­до­по­лу­че­ния по­ступ­ле­ний бюд­же­та. При диа­ло­ге с Мин­фи­ном, мож­но бы­ло бы об­суж­дать ва­ри­ант со­кра­ще­ние рас­хо­дов бюд­же­та, но диа­ло­га нет, и по­то­му упро­щен­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния ча­стич­но ста­ла та­ким ком­пен­са­то­ром.

Ес­ли первую и вто­рую груп­пу «е­ди­но­на­лож­ни­ков» по су­ти, не тро­ну­ли, прав­ки кос­ну­лись толь­ко при­вяз­ки объ­е­ма до­хо­да к ми­ни­маль­ной зар­пла­те, то вот тре­тья груп­па пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­на се­рьез­но. Сто­ит от­ме­тить со­кра­ще­ние го­до­во­го объ­е­ма до­хо­да с 20 млн.­грн. до 4000 ми­ни­маль­ных зар­плат на на­ча­ло го­да (это око­ло 5 млн.­грн.), по­этап­ное уве­ли­че­ние став­ки на­ло­га в 2,5 ра­за (до 5% при упла­те НДС и до 10% при ра­бо­те без НДС).

Кро­ме то­го, в тек­сте за­ло­жен за­прет ра­бо­тать на упро­щен­ной си­сте­ме юве­ли­рам, ре­сто­ран­но­му биз­не­су (ес­ли он вы­пол­ня­ет функ­ции толь­ко струк­тур­ной еди­ни­цы ре­сто­ра­на), а так­же не раз­ре­ша­ет­ся ра­бо­тать с пред­при­ни­ма­те­лем, ес­ли он на­хо­дит­ся в шта­те пред­при­я­тия. Та­к­же под огра­ни­че­ния по­па­ли пред­при­ни­ма­те­ли, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся верх­ней одеж­дой из ме­ха и на­ту­раль­ной ко­жи, отель­ным хо­зяй­ством (го­сти­ни­цы ка­те­го­рии 3-5 звезд). С не­обос­но­ван­ным огра­ни­че­ни­ем на пра­во за­ни­мать­ся внеш­не­эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­стью на упро­щен­ной си­сте­ме ав­то­ры за­ко­но­про­ек­та уже со­гла­си­лись и обе­ща­ли учесть в прав­ках фи­наль­ной вер­сии за­ко­но­про­ек­та.

Аль­тер­на­ти­вой упро­щен­ной си­сте­ме пред­ло­же­на мо­ди­фи­ци­ро­ван­ная в три ка­те­го­рии об­щая си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния. Но она бу­дет ак­ту­аль­на толь­ко для фи­зи­че­ских лиц-пред­при­ни­ма­те­лей и тех из них, ко­то­рые ра­бо­та­ют в сфе­ре тор­гов­ли, низ­ко­рен­та­бель­ных ра­бот и услуг.

Сто­ит от­ме­тить та­кой ню­анс, что ес­ли но­во­вве­де­ния за­ра­бо­та­ют с 1 ян­ва­ря 2016 го­да, то юри­ди­че­ские и фи­зи­че­ские ли­ца на 3-ей груп­пе еди­но­го на­ло­га, ко­то­рые на ко­нец го­да пре­вы­сят обо­рот в 5 млн.­грн., ока­жут­ся пе­ред не­из­беж­но­стью пе­ре­хо­да на об­щую си­сте­му на­ло­го­об­ло­же­ния и не­ко­то­рые да­же с обя­за­тель­ной ре­ги­стра­ци­ей пла­тель­щи­ком НДС, по­сколь­ку за­кон ни­ка­ких осо­бых по­ло­же­ний на та­кой слу­чай не преду­смот­рел.

По­сле­сло­вие

Не­об­хо­ди­мо что­бы биз­нес уви­дел, что пла­тить на­ло­ги чест­но вы­год­нее, чем не пла­тить их и ре­шать этот во­прос ины­ми спо­со­ба­ми. Но вво­дить толь­ко при­ну­ди­тель­ные ме­ры нель­зя, нуж­ны мо­ти­ва­ци­он­ные пред­ло­же­ния. Бы­ли ожи­да­ния боль­ше­го, но нель­зя не со­гла­сить­ся, что это ре­во­лю­ци­он­ная вер­сия ре­фор­мы в срав­не­нии с тем, что бы­ло ра­нее.

[ Glavcom.ua ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->