Новый прокурор Челябинской области должен в первую очередь реанимировать "золотое дело". Об этом заявил сегодня руководитель "Агентства журналистских расследований" Владимир Филичкин.
Как сообщает "Новый регион" (Челябинск), с новым прокурором Челябинской области Александром Войтовичем Филичкин связывает надежды о возрождении многих громких уголовных дел, которые в свое время были закрыты. Главным из них, по мнению экспертов общественной организации "Челябинцы против коррупции" (председатель - Филичкин), является так называемое "золотое дело" Александра Вольхина.
8 ноября 2000 года миасский городской суд под председательством судьи Емельянченко вынес приговор по уголовному делу в отношении генерального директора ЗАО "Уральская горно-геологическая компания" (УГГК) Александра Ионова по части 2 пункта "б" статьи 191 УК РФ (незаконный оборот драгметаллов).
По материалам уголовного дела, Ионов лично, в обычном портфеле вывозил за пределы области самородки шлихового золота - полученного при промывке и измельчении монолитных пород на аффинаж (очистку, рафинирование), - и килограммами передавал их не установленным следствием лицам (по оперативным данным чеченской организованной преступной группе, контролирующим аффинажное производство в городе Касимове). Гендиректор УГГК хранил золото у себя на даче, а так же по месту жительства главного геолога Соколова и у директора филиала компании Рыкова.
Ионов был приговорен судом к 2 годам исправительных работ по месту работы с удержанием 20% от официального заработка в доход государства ежемесячно. Филичкин назвал этот приговор чрезвычайно гуманным.
В приговоре суда есть сведения о приблизительных объемах сомнительных операций с золотыми самородками. Так, ЗАО "УГГК" получило аванс в размере 260 миллионов рублей от Приокского завода цветных металлов в Касимове (контролирующийся чеченской группировкой), с которым в 1994-1997 годы рассчиталось поставками шлихового золота.
По данным Филичкина, сотрудники УФСБ и УБОП по Челябинской области в рамках данного дела вскрыли широкомасштабную систему хищения золота, серебра и платиноидов в особо крупных размерах. Однако бывший прокурор области Брагин не дал уголовному делу, имеющему хорошую судебно-следственную перспективу законного хода. Филичкин приписывает Брагину не только корыстные мотивы, но и стремление прикрыть соратника по "ЗВУ", директора Кыштымского меде-электролитного завода (КМЭЗ) Александра Вольхина.
Схему хищений Филичкин обозначил так: с сентября 1996 года в области ведется активная добыча медной руды на вновь разрабатываемом Александрининском месторождении. Местная руда известна высоким содержанием золота, серебра и платиноидов. Разработкой месторождения занимался "КМЭЗ", являющийся одним из главных учредителей в ЗАО "УГГК".
Основным акционером "Александрининской горнорудной компании" (АГРК) был Вольхин - депутат областного Законодательного собрания, человек, материально поддерживавший Сумина и его людей на выборах всех уровней. Александрининскую руду с искусственно заниженным лабораторным содержанием драгметаллов перевозили на ЗАО "Карабашмедь" (80% акций принадлежали все тому же ЗАО "КМЭЗ"). А затем черновую медь (с искусственно заниженным содержанием драгметаллов) отправляли на "КМЭЗ" получая, значительные неучтенные излишки драгметаллов.
Александрининское месторождение расположено в Нагайбакском районе (Челябинская область). По словам Филичкина, глава района Сеилов, 30 марта 1999 года незаконно предоставило под залог имущества налоговый кредит в сумме 250 миллионов рублей АГРК сроком на 5 лет, в части налога на прибыль, поступающий в районный бюджет. Однако "дельцы" едва не погорели, и лишь благодаря областному прокурору удалось потушить начавшийся "пожар".
22 сентября 1999 года старший оперуполномоченный УФСБ по Челябинской области майор Троицкий в рамках "золотого дела" изъял документы АГРК. При изучении финансирования строительства горно-обогатительной фабрики на Александрининском разрезе была выявлена нехватка финансовых средств в размере 551,2 миллиона рублей.
Филичкин уверен, что новый прокурор Челябинской области Александр Войтович "реанимирует" это громкое дело, так как экс-прокурор Камчатки не аффилирован местным властям.