Пословица гласит: «Когда становится совсем плохо, за дело берутся смелые», и именно так обстоят дела в индийской алмазно-бриллиантовой отрасли в настоящее время. Индийская алмазно-бриллиантовой отрасль, особенно сектор производства бриллиантов переживает трудные времена. Давление, с которым столкнулись производители бриллиантов и дилеры, беспрецедентное, и это привело рынок в состояние хаоса. Но для несгибаемой индийской отрасли, переживавшей в прошлом более трудные ситуации, паника - не выход из положения.
Не так давно ведущие индийские диамантеры, связанные с торговыми организациями, например, Советом по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC), Индийской алмазной биржей (Bharat Diamond Bourse), Мумбайской ассоциацией производителей бриллиантов (Mumbai Diamond Manufacturers Association, MDMA), встретились в Мумбаи для оценки ситуации. Во время обсуждения они пришли к единому мнению относительно шагов, которые необходимо предпринять для исправления ситуации в отрасли. Кроме оценки текущей ситуации, диамантеры рассмотрели возможные пути и средства для решения многих вопросов, стоящих перед отраслью.
Единодушно согласившись о том, что рынок переживает трудные времена, участники отрасли приняли решение, что существует необходимость в принятии краткосрочных и долгосрочных мер для решения вопросов. Прежде всего, они отложили принятие решения о наложении эмбарго на импорт алмазов, как они сделали в ноябре 2008 года, когда отрасль столкнулась с подобной ситуацией. Вместо этого они поддержали и стимулировали самодисциплину трейдеров в области импорта алмазов и предложили участникам покупать алмазы, исходя из своих запасов, а также с учетом ситуации с бриллиантами. Согласно данным аналитиков, наблюдается снижение прибыльности в настоящее время на 10%-25% по сравнению с данными прошлого года, и они чувствуют, что лучше получить меньшие количества алмазов у алмазодобывающих компаний. Также прогнозируется снижение спроса с июля по сентябрь, по сравнению с тем же периодом прошлого финансового года.
Как и мировая алмазно-бриллиантовая отрасль, индийская отрасль тоже переживала период спада. Снижение спроса на бриллианты, отсутствие прибыльности в производстве бриллиантов, постоянное удорожание банковского финансирования – это всего лишь некоторые из множества крупных проблем, стоящих перед отраслью. Кроме того, формирование цен на алмазы и бриллианты не происходит последовательно и оказывает большое давление на игроков в основном среднего сегмента алмазно-бриллиантовой цепочки стоимости.
Вполне обоснованно был образован Комитет почти из 15 членов, состоящий из деловых людей ото всех ассоциаций, таких как GJEPC, BDB, MDMA и Суратской алмазной ассоциации (Surat Diamond Association, SDA), представляющих крупных, средних и мелких производителей бриллиантов, трейдеров и сайтхолдеров. Теперь делегация из назначенных представителей будет встречаться для обсуждения ситуации; а другая делегация будет встречаться с банкирами с целью увеличения банковского финансирования. И для повышения спроса на бриллиантовые ювелирные изделия предусмотрены мероприятия по проведению рекламных кампаний совместно с алмазодобывающими компаниями и другими сегментами отрасли.
Руководители индийской алмазно-бриллиантовой отрасли настойчиво рекомендуют некоторым компаниям проводить диверсификацию средств, направляя их в другие отрасли. Они также серьезно отслеживают банкротства, смешивание синтетических бриллиантов с природными бриллиантами и другие неблаговидные поступки, которые подрывают репутацию отрасли и негативно сказываются на банковском финансировании.
Хорошо известно, что продажа бриллиантов во всем мире проходит через фазу максимальной оптимизации, хотя спрос со стороны Соединенных Штатов, как говорят, стабильный. Спрос со стороны Европы, Китая, Японии и даже Ближнего Востока снизился, а Индия сталкивалась с такой ситуацией еще раньше. Индийский внутренний рынок является опорой, на которую рассчитывает бриллиантовая отрасль в отношении постоянного спроса на бриллианты, принимая во внимание то, что спрос на бриллиантовые ювелирные изделия по всей Индии в последнее время был на подъеме. Согласно рыночным источникам, существует дефицит бриллиантов высокого качества, и взыскательные покупатели платят твердые цены за эти товары для выполнения существующих заказов. Но на рынке имеется много избыточных запасов бриллиантов низкого качества, и гибкие покупатели совершают хорошие сделки.
В настоящее время спад спроса со стороны потребительских центров за рубежом отразился на показателях объемов экспорта Индии за много месяцев. В июне 2015 года объемы экспорта бриллиантов страны за июнь 2015 года снизились на 2,22 %, достигнув $1853,99 млн по сравнению с $1896,01 млн в июне 2014 года. Объем импорта алмазов достиг $1509,22 млн в июне 2015 года по сравнению с $1609,71 млн в июне 2014 года, что ниже на 10,73 процента. Но вместо того, чтобы взвинчивать себя из-за негативных и панических сообщений в СМИ, участники индийской отрасли вполне могут начать наводить у себя порядок. Другими словами, прежде всего каждая компания в алмазно-бриллиантовой отрасли должна сделать все необходимое для укрепления основ своей компании, так как это является внутренним и посильным делом. Как только отдельные компании определятся со своими приоритетами, укрепят свои основные сильные стороны, станут вести свой бизнес законно и добьются порядка, то же самое произойдет и в отрасли в целом. Сильная отрасль сможет эффективно справиться с другими внешними проблемами, которые в большей части возникают в результате действия рыночных сил. Разрыв в ценах на алмазы и бриллианты или низкий спрос на бриллианты устраняются с помощью того, что алмазодобывающие компании и производители бриллиантов предпринимают правильные шаги, проявляя правильное понимание ситуации на рынке. И низкий спрос на бриллианты и ювелирные изделия может также оживиться за счет более активной рекламной деятельности. Что касается дефицита банковского финансирования, надеемся, от него можно избавиться путем улучшения связи с банками, финансирующими алмазно-бриллиантовую отрасль, а другими угрозами, например, «выращенными в лаборатории бриллиантами» и т. д. можно управлять соответствующим образом. К тому же, в какой отрасли нет взлетов и падений? И более того, алмазно-бриллиантовая отрасль, относящаяся к области предметов роскоши, наверняка пострадает первой при признаках замедления в экономиках мира.
Очевидно, что при нынешнем сценарии в индийской бриллиантовой отрасли неизбежно разорение компаний, не способных выдержать конкуренцию, так как игроки со слабыми основами, вынуждены будут покинуть отрасль, а сильные и хорошо-организованные участники окажутся победителями, помогая сохранить устойчивость на рынке. А в спадах нет ничего нового для индийской бриллиантовой отрасли, так как в прошлом она выдержала несколько штормов. Теперь же, вновь обретя уверенность в результате успешного проведения ювелирных выставок IIJW/ IIJS 2015, индийская отрасль стремится вернуться к лучшим временам.