Ювелирный бизнес в ожидании саморегулирования (аналитика)

Раздел: Гильдия Ювелиров России
22 августа 2015 г.

Го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка в об­ла­сти пред­при­ни­ма­тель­ства по­след­них лет де­кла­ри­ру­ет пре­кра­ще­ние из­бы­точ­но­го го­су­дар­ствен­но­го вме­ша­тель­ства в де­я­тель­ность субъ­ек­тов. Та­кое от­но­ше­ние ис­хо­дит из то­го, что они дей­ству­ют доб­ро­со­вест­но и са­ми за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­зда­нии са­мо­сто­я­тель­ных ме­ха­низ­мов кон­тро­ля, ко­то­рые из­бав­ля­ют их от из­лиш­не­го вза­и­мо­дей­ствия с го­су­дар­ством.

Ре­гу­ли­руя опре­де­лен­ную сфе­ру биз­не­са, и обес­пе­чи­вая при этом не­об­хо­ди­мый уро­вень за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей в этой от­рас­ли, го­су­дар­ство, впра­ве предо­ста­вить от­рас­ли пра­во на са­мо­ор­га­ни­за­цию в том слу­чае, ес­ли в ней при­сут­ству­ет долж­ная кон­цен­тра­ция про­фес­си­о­на­лов. Та­кое пра­во предо­став­ля­ет­ся все боль­ше­му чис­лу от­рас­лей пу­тем уста­нов­ле­ния за­ко­но­да­тель­ных тре­бо­ва­ний об обя­за­тель­но­сти объ­еди­не­ния в са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мую ор­га­ни­за­цию (СРО) пред­при­я­тий от­рас­ли.

Од­но­вре­мен­но на­блю­да­ет­ся и тен­ден­ция, ко­гда от­дель­ные от­рас­ли кон­со­ли­ди­ру­ют­ся на доб­ро­воль­ных на­ча­лах, со­зда­вая СРО и там, где обя­за­тель­но­го объ­еди­не­ния в са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции не тре­бу­ет­ся. Соз­да­ние СРО на доб­ро­воль­ной ос­но­ве про­дик­то­ва­но ожи­да­ни­я­ми вве­де­ния обя­за­тель­но­го член­ства в СРО для той или иной от­рас­ли ли­бо тем, что са­ми субъ­ек­ты про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти ощу­ща­ют по­треб­ность в объ­еди­не­нии для ре­ше­ния за­дач от­рас­ли.

В по­след­нее вре­мя мож­но на­блю­дать ак­тив­ный про­цесс за­ко­но­да­тель­но­го уста­нов­ле­ния обя­за­тель­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния для це­ло­го ря­да от­рас­лей. На­при­мер, фе­де­раль­ный за­кон от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ци­ях в сфе­ре фи­нан­со­во­го рын­ка и о вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тьи 2 и 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (да­лее ФЗ-223) ввел тре­бо­ва­ние к ре­гу­ли­ро­ва­нию де­я­тель­но­сти лом­бар­дов, ко­то­рые обя­за­ны с 11.01.2016 со­сто­ять в СРО, ес­ли к то­му мо­мен­ту та­ко­вые бу­дут со­зда­ны. Юве­лир­ное биз­нес-со­об­ще­ство от­ре­а­ги­ро­ва­ло на эту за­ко­но­да­тель­ную но­вел­лу оче­ред­ным всплес­ком ин­те­ре­са к идее со­зда­ния СРО в юве­лир­ной сфе­ре. Что же та­кое СРО и ка­кие пре­иму­ще­ства оно да­ет сво­им участ­ни­кам?

Что та­кое СРО?

Все еще зву­ча­щий в но­вин­ку тер­мин «са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мая ор­га­ни­за­ция» по су­ти пред­став­ля­ет со­бой объ­еди­не­ние про­фес­си­о­на­лов той или иной сфе­ры де­я­тель­но­сти, ко­то­рые со­зда­ют­ся для под­держ­ки сво­е­го де­ла, кон­тро­ля ка­че­ства и раз­ви­тия ин­те­ре­са к ре­зуль­та­там сво­ей де­я­тель­но­сти. Пер­вой са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ци­ей, за­фик­си­ро­ван­ной в ис­то­рии, ста­ло со­об­ще­ство вра­чей. Клят­ва Гип­по­кра­та – это, по су­ти, пер­вый стан­дарт их де­я­тель­но­сти. Од­ни­ми из пер­вых объ­еди­не­ний, при­знан­ных го­су­дар­ством, мож­но счи­тать кол­ле­гии (в том чис­ле по­гре­баль­ные об­ще­ства) в Древ­нем Ри­ме, ко­то­рые со вре­ме­нем транс­фор­ми­ро­ва­лись и раз­ви­ва­лись, охва­ты­вая все боль­шие сфе­ры де­я­тель­но­сти. Сле­ду­ю­щим эта­пом раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния стал цех. Ро­ди­ной це­хо­вой ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства ста­ла Ита­лия. Це­ха и гиль­дии в сред­ние ве­ка объ­еди­ня­ли пред­ста­ви­те­лей од­ной про­фес­сии. Це­ли та­ко­го объ­еди­не­ния ак­ту­аль­ны и по сей день: от­ста­и­ва­ние ин­те­ре­сов про­фес­си­о­на­лов пе­ред вла­стью, под­дер­жа­ние чест­ной кон­ку­рен­ции внут­ри объ­еди­не­ния, укреп­ле­ние соб­ствен­ных по­зи­ций на рын­ке за счет про­из­вод­ства ка­че­ствен­ных то­ва­ров.

От­прав­ной точ­кой раз­ви­тия СРО в Рос­сии стал 2007 год, ко­гда был при­нят Фе­де­раль­ный за­кон № 315-Ф3 «О са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ци­ях». Кро­ме уста­нов­ле­ния об­щих прин­ци­пов са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния, за­кон уточ­нил об­щие тре­бо­ва­ния к са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нию в от­рас­ле­вых за­ко­нах, вклю­ча­ю­щих ре­гла­мен­ти­ро­ва­ние де­я­тель­но­сти СРО с учи­том спе­ци­фи­ки про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. На дан­ный мо­мент мож­но вы­де­лить три ос­нов­ных под­хо­да за­ко­но­да­те­ля к предо­став­ле­нию са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния той или иной сфе­ре де­я­тель­но­сти:

при­ну­ди­тель­ное са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ни­е

К на­ча­лу 2012 го­да в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ством бы­ло уста­нов­ле­но обя­за­тель­ное член­ство в са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ци­ях для участ­ни­ков про­фес­си­о­наль­ной или пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти в сле­ду­ю­щих сфе­рах де­я­тель­но­сти, как ар­бит­раж­ное управ­ле­ние, аудит, кре­дит­ная ко­опе­ра­ция, оце­ноч­ная де­я­тель­но­сть, ар­хи­тек­тур­но-стро­и­тель­ное про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство. В на­сто­я­щее вре­мя в Го­су­дар­ствен­ную ду­му вне­се­но бо­лее 10 за­ко­но­про­ек­тов, на­прав­лен­ных на вве­де­ние са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния на обя­за­тель­ной ос­но­ве в раз­лич­ных дру­гих сфе­рах де­я­тель­но­сти;

ини­ци­а­тив­ное са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ни­е

За­ко­но­да­тель­ством предо­став­ле­на воз­мож­ность про­явить ини­ци­а­ти­ву и до­ка­зать за­ин­те­ре­со­ван­ность в со­зда­нии са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ций для субъ­ек­тов про­фес­си­о­наль­ной или пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти еще ря­да сфер, где на се­го­дня та­кая фор­ма объ­еди­не­ния яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ной: ры­нок цен­ных бу­маг, не­го­су­дар­ствен­ные пен­си­он­ные фон­ды, ка­даст­ро­вая и ре­клам­ная де­я­тель­ность и др.
ФЗ-223 предо­ста­вил воз­мож­ность ши­ро­ко­му кру­гу про­фес­си­о­наль­ных от­рас­лей про­явить спо­соб­ность и ин­те­рес к объ­еди­не­нию. Что­бы сде­лать про­цесс са­мо­ор­га­ни­за­ции бо­лее быст­рым, а ре­зуль­тат эф­фек­тив­ным, в за­ко­не преду­смот­ре­на обя­за­тель­ность член­ства в СРО субъ­ек­тов, осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность в ука­зан­ных вы­ше сфе­рах, с мо­мен­та как СРО в та­кой сфе­ре бу­дет со­зда­но (п.1 ст. 8 ФЗ-223);

доб­ро­воль­ное са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ни­е

По об­ще­му пра­ви­лу из смыс­ла ст.5 315-ФЗ са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции со­зда­ют­ся по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве про­фес­си­о­наль­ных участ­ни­ков рын­ка. На доб­ро­воль­ных на­ча­лах уже со­зда­ны СРО про­из­во­ди­те­лей строй­ма­те­ри­а­лов, пе­ре­ра­бот­чи­ков му­со­ра, лиф­то­ви­ков, управ­ля­ю­щих не­дви­жи­мо­стью, про­из­во­ди­те­лей в сфе­ре фи­зи­че­ской куль­ту­ры и спор­та, по­жар­ной без­опас­но­сти. СРО, со­здан­ные пол­но­стью на доб­ро­воль­ной ос­но­ве, яв­ля­ют­ся важ­ны­ми сиг­на­ла­ми ор­га­нам за­ко­но­да­тель­ной вла­сти о том, что дан­ная от­расль, биз­нес, ры­нок го­тов к «са­мо­сто­я­тель­но­му пла­ва­нию».

По­пу­ляр­ность СРО в Рос­си­и

По дан­ным Минэко­но­мраз­ви­тия, в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в на­сто­я­щее вре­мя за­ре­ги­стри­ро­ва­но бо­лее 920 раз­лич­ных са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ции, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет рас­ти - в ос­нов­ном за счет СРО, воз­ни­ка­ю­щих на доб­ро­воль­ных ос­но­ва­ни­ях, ко­то­рых уже на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 100. При этом не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что един­ствен­ным прин­ци­пи­аль­ным от­ли­чи­ем меж­ду СРО с обя­за­тель­ной фор­мой уча­стия и доб­ро­воль­ной яв­ля­ют­ся пра­во­вые по­след­ствия, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в свя­зи с член­ством в со­ста­ве са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ции. В си­ту­а­ции, ко­гда оно яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем, т.е., пред­пи­са­но за­ко­ном, член­ство в та­кой ор­га­ни­за­ции яв­ля­ет­ся фор­мой предо­став­ле­ния спе­ци­аль­ной пра­во­спо­соб­но­сти, (а­на­ло­гич­ной, на­при­мер, ли­цен­зи­ро­ва­нию). Ос­нов­ны­ми мо­ти­ва­ми это­го про­цес­са яв­ля­ет­ся то, что в каж­дой от­рас­ли име­ют­ся свои спе­ци­фи­че­ские и си­стем­ные про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия с го­су­дар­ством, ре­шить ко­то­рые по­оди­ноч­ке пред­при­я­тия не в со­сто­я­нии. Кро­ме то­го, СРО предо­став­ля­ет сво­им чле­нам це­лый ряд кон­ку­рент­ных пре­иму­ще­ств.

За­чем нуж­ны СРО в юве­лир­ном де­ле?

В на­сто­я­щее вре­мя де­я­тель­ность в об­ла­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и кам­ней ре­гу­ли­ру­ет­ся мно­же­ством нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов: Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 26 мар­та 1998 № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», при­ка­за­ми Мин­фи­на Рос­сии от 12 де­каб­ря 2005 г. № 327 «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­те при Мин­фи­не РФ», от 29 ав­гу­ста 2001 г. № 68н «Об утвер­жде­нии Ин­струк­ции о по­ряд­ке уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней, про­дук­ции из них и ве­де­ния от­чет­но­сти при их про­из­вод­стве, ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии», от 11 ян­ва­ря 2009 г. № 1н «Об утвер­жде­нии Ин­струк­ции по осу­ществ­ле­нию про­бир­но­го над­зо­ра», от 16 июня 2003 г. № 51н «О спе­ци­аль­ном уче­те ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми» и мно­гие дру­ги­ми под­за­кон­ны­ми, ве­дом­ствен­ны­ми и тех­ни­че­ски­ми до­ку­мен­та­ми. Не все из них обес­пе­чи­ва­ют не­об­хо­ди­мый ком­форт­ный для биз­не­са уро­вень ре­гу­ли­ро­ва­ния, ко­то­рый не со­зда­вал бы до­пол­ни­тель­ных, из­бы­точ­ных рис­ков и за­трат. Од­на­ко ме­ха­низ­мов «об­рат­ной свя­зи», ко­то­рые бы поз­во­ли­ли от­рас­ли вли­ять на из­ме­не­ние пра­вил, се­го­дня не су­ще­ству­ет.

Имен­но СРО яв­ля­ет­ся спо­со­бом опе­ра­тив­но­го мо­ни­то­рин­га от­рас­ли, ко­то­рый поз­во­ля­ет «дер­жать ру­ку на пуль­се» про­блем каж­до­го чле­на со­об­ще­ства, каж­до­го во­вле­чен­но­го в са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мую часть биз­не­са ли­ца. Как мы зна­ем, спе­ци­фи­че­ских от­рас­ле­вых про­блем, тре­бу­ю­щих ре­ше­ния, в юве­лир­ной от­рас­ли на­ко­пи­лось не­ма­ло. Сре­ди них мож­но вы­де­лить сле­ду­ю­щие:
1) От­сут­ствие ре­аль­но­го кон­тро­ля ка­че­ства вы­пус­ка­е­мых про­дук­тов (в первую оче­редь кам­ней); по ме­тал­лам – речь идет в первую оче­редь, об огра­ни­че­нии ко­ли­че­ствен­ной воз­мож­но­сти клей­ме­ния ме­тал­ла Про­бир­ной па­ла­той­;
2) Не­из­беж­ное па­де­ние до­ве­рия по­тре­би­те­лей к юве­лир­ным из­де­ли­ям в свя­зи с уве­ли­чи­ва­ю­щим­ся объ­е­мом кон­тра­фак­та (че­рез та­мож­ню) и не­об­хо­ди­мость вы­ра­бот­ки в этой свя­зи си­сте­мы об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей о кон­тра­фак­те и юри­ди­че­ско­го ме­ха­низ­ма борь­бы с ней, вклю­чая взыс­ка­ние убыт­ков в поль­зу доб­ро­со­вест­ных участ­ни­ков юве­лир­но­го рын­ка;
3) Не­доб­ро­со­вест­ность тор­го­вых се­тей (у­ка­за­ние не­до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции о ка­че­стве, со­ста­ве юве­лир­но­го из­де­лия);
4) Дей­ствия тор­го­вых се­тей в на­ру­ше­ние за­ко­на «О кон­ку­рен­ции»;
5) Вза­и­мо­дей­ствие с го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми при про­ве­де­нии про­ве­ро­к;
6) Ор­га­ни­за­ция про­ек­тов по со­труд­ни­че­ству про­из­во­ди­те­лей и роз­ни­цы­;
7) Вы­яв­ле­ние ре­зер­вов раз­ви­тия от­рас­ли за счет сни­же­ния из­дер­жек и рис­ков де­я­тель­но­сти, устра­не­ние из­бы­точ­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ни­я;

Ка­кие пре­иму­ще­ства юве­лир­но­му со­об­ще­ству даст член­ство в СРО?

  • По­яв­ле­ние еди­но­го мне­ния ве­ду­щих иг­ро­ков от­рас­ли (СРО объ­еди­ня­ет не ме­нее 25 субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти или не ме­нее 100 субъ­ек­тов про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти, что да­ет воз­мож­ность кон­со­ли­ди­ро­вать в СРО глав­ных от­рас­ле­вых иг­ро­ков (на фе­де­раль­ном или ре­ги­о­наль­ном уров­нях).

По­вы­ше­ние уров­ня до­ве­рия го­су­дар­ства к де­я­тель­но­сти чле­нов СРО за счет раз­ра­бот­ки и внед­ре­ния по­след­ним пра­вил и стан­дар­тов пред­при­ни­ма­тель­ской или про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти, обя­за­тель­ных для вы­пол­не­ния все­ми его чле­на­ми. Это мо­гут быть спе­ци­фи­че­ские от­рас­ле­вые тре­бо­ва­ния, тре­бо­ва­ния к про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ке и обу­че­нию, эти­че­ские стан­дар­ты, доб­ро­воль­ная сер­ти­фи­ка­ция обо­ру­до­ва­ния, ат­те­ста­ция про­из­вод­ства и др.

Как след­ствие, по­вы­ша­ет­ся до­ве­рие кли­ен­тов и го­сор­га­нов к чле­нам СРО. Кро­ме то­го, в слу­чае воз­ник­но­ве­ния спо­ров с го­сор­га­на­ми член СРО по­лу­ча­ет воз­мож­ность ссы­лать­ся на до­ка­за­тель­ства со­блю­де­ния им стан­дар­тов и пра­вил СРО, что сни­жа­ет рис­ки и раз­мер от­вет­ствен­но­сти. Это осо­бен­но важ­но в све­те то­го, что в на­сто­я­щее вре­мя на рас­смот­ре­нии в Го­су­дар­ствен­ной Ду­ме на­хо­дит­ся за­ко­но­про­ект об уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти юри­ди­че­ских лиц. В слу­чае его при­ня­тия юри­ди­че­ское ли­цо при воз­буж­де­нии уго­лов­но­го де­ла бу­дет вы­нуж­де­но при­бе­гать к ар­гу­мен­там в свою за­щи­ту, на­при­мер, со­блю­де­ния в сво­ей де­я­тель­но­сти тех или иных норм и пра­вил. За­клю­че­ния СРО в этом пла­не мо­гут вы­гля­деть ве­со­мым ар­гу­мен­том за­щи­ты.

  • СРО от­кры­ва­ет воз­мож­но­сти для кон­струк­тив­но­го со­труд­ни­че­ства и вза­и­мо­дей­ствия меж­ду чле­на­ми ор­га­ни­за­ции на спе­ци­аль­но со­здан­ной для это­го пло­щад­ке. Осо­бен­но это ак­ту­аль­но в пе­ри­од кри­зи­со­в;
  • Член­ство в СРО обес­пе­чи­ва­ет со­труд­ни­кам ком­па­ний про­фес­си­о­наль­ный ро­ст, свое­вре­мен­ное по­вы­ше­ние уров­ня ква­ли­фи­ка­ции, что уста­нав­ли­ва­ет­ся в со­от­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ях (стан­дар­тах) и обя­за­тель­но к ис­пол­не­нию. В ито­ге это ве­дет к зна­чи­тель­но­му улуч­ше­нию ка­че­ства ра­бот и услуг, уве­ли­чи­ва­ет рен­та­бель­ность и обес­пе­чи­ва­ет кон­троль биз­не­са за тру­до­вы­ми ре­сур­са­ми;
  • Са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ние при­зва­но по­вы­сить и га­ран­ти­ро­вать в гла­зах по­тре­би­те­лей ка­че­ство из­де­лий и от­вет­ствен­ность пе­ред ни­ми. Для это­го фор­ми­ру­ет­ся ком­пен­са­ци­он­ный фонд, и так­же мо­жет про­во­дить­ся стра­хо­ва­ние граж­дан­ской от­вет­ствен­но­сти на слу­чай при­чи­не­ния вре­да то­ва­ра­ми и услу­га­ми чле­нов СРО.
  • СРО осу­ществ­ля­ет сбор, хра­не­ние и об­ра­бот­ку от­рас­ле­вой ста­ти­сти­ки (в це­лях раз­ви­тия от­рас­ли), а участ­ни­ки СРО по­лу­ча­ют ак­ту­аль­ную ин­фор­ма­цию о со­сто­я­нии рын­ка. На ос­но­ва­нии си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ной ин­фор­ма­ции улуч­ша­ет­ся ка­че­ство биз­нес-пла­ни­ро­ва­ния.
  • Посколь­ку в на­сто­я­щее вре­мя ча­сто предъ­яв­ля­е­мым тре­бо­ва­ни­ем к участ­ни­кам тор­гов и тен­де­ров яв­ля­ет­ся член­ство в СРО, то при уча­стии в тор­гах участ­ни­ки СРО по­лу­ча­ют под­держ­ку и ре­ко­мен­да­ции от сво­е­го СРО.
  • В СРО фор­ми­ру­ют­ся кон­троль­ные (за со­блю­де­ни­ем стан­дар­тов СРО) и дис­ци­пли­нар­ные (рас­смот­ре­ние жа­лоб на чле­нов СРО, в том чис­ле со сто­ро­ны по­тре­би­те­лей) ор­га­ны, что да­ет воз­мож­ность ре­шать кон­флик­ты, «не вы­но­ся сор из из­бы». Од­но­вре­мен­но это да­ет воз­мож­ность обоб­щать ти­по­вые кон­фликт­ные си­ту­а­ции и вы­ра­ба­ты­вать ре­ко­мен­да­ции по их предот­вра­ще­нию.
  • Член­ство в СРО да­ет воз­мож­но­сти опе­ра­тив­но­го по­лу­че­ния пра­во­вых зна­ний для эф­фек­тив­но­го управ­ле­ния биз­не­сом и все­сто­рон­нюю ин­фор­ма­ци­он­ная под­держ­ку в этой сфе­ре. Для них ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся об­зо­ры из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­ство, се­ми­на­ры и кон­фе­рен­ции по наи­бо­лее важ­ным во­про­сам.
  • В слу­чае ве­де­ния су­деб­ных про­цес­сов с тре­тьи­ми ли­ца­ми СРО мо­жет вы­сту­пать на сто­ро­не сво­их чле­нов и ока­зы­вать им со­дей­ствие и пра­во­вую под­держ­ку.
  • CРО име­ет воз­мож­ность лоб­би­ро­вать ин­те­ре­сы от­рас­ли пу­тем уча­стия в раз­ра­бот­ке за­ко­нов, нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, го­су­дар­ствен­ных про­грамм.

Член­ство в СРО умень­ша­ет ко­ли­че­ство про­ве­рок и де­ла­ет их про­гно­зи­ру­е­мы­ми. Со­глас­но ФЗ "О за­щи­те прав юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при осу­ществ­ле­нии го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (над­зо­ра) и му­ни­ци­паль­но­го кон­тро­ля, преду­смот­ре­но, что про­вер­ка чле­нов СРО про­во­дит­ся в от­но­ше­нии не бо­лее 10% от об­ще­го чис­ле чле­нов СРО и не ме­нее чем 2-х чле­нов СРО в со­от­вет­ствии с еже­год­ным пла­ном про­ве­де­ния про­ве­ро­к;
СРО за­щи­ща­ет пра­ва и за­кон­ные ин­те­ре­сы сво­их чле­нов. Она впра­ве от сво­е­го име­ни оспа­ри­вать в по­ряд­ке, преду­смот­рен­ном за­ко­но­да­тель­ством, лю­бые ак­ты, ре­ше­ния, дей­ствия или без­дей­ствия ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, на­ру­ша­ю­щие пра­ва чле­нов СРО или со­зда­ю­щие угро­зу их на­ру­ше­ния.

При СРО мо­жет быть со­здан тре­тей­ский суд, где кон­фи­ден­ци­аль­но и опе­ра­тив­но, без из­дер­жек, при­су­щих те­ку­ще­му рос­сий­ско­му су­до­про­из­вод­ству, мо­гут ре­шать­ся от­рас­ле­вые кон­флик­ты. В бу­ду­щем дан­ный суд мо­жет стать и ме­стом уре­гу­ли­ро­ва­ния раз­но­гла­сий с по­тре­би­те­ля­ми.

Как со­здать СРО?

СРО со­зда­ют­ся по пра­ви­лам, преду­смот­рен­ным за­ко­но­да­тель­ством о не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ци­ях. В его со­ста­ве не мо­жет быть ме­нее 25 субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти. Све­де­ния о со­зда­нии СРО вно­сят­ся в спе­ци­аль­ный ре­естр са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ций. СРО долж­но иметь сайт, ве­сти ре­естр сво­их чле­нов и сфор­ми­ро­вать ком­пен­са­ци­он­ный фонд в раз­ме­ре не ме­нее 3 000 руб­лей на каж­до­го чле­на. Ес­ли участ­ву­ю­щие в са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­нии ли­ца же­ла­ют за­стра­хо­вать свою от­вет­ствен­ность пе­ред тре­тьи­ми ли­ца­ми в стра­хо­вой ком­па­нии, раз­мер стра­хо­во­го взно­са со­ста­вит не ме­нее 30 000 руб­лей. Осо­бо от­ме­тим, что СРО име­ет пра­во ин­ве­сти­ро­ва­ния средств ком­пен­са­ци­он­но­го фон­да и по­лу­че­ния до­хо­да от этой де­я­тель­но­сти.

К рас­хо­дам СРО, фи­нан­си­ру­е­мым за счет взно­сов участ­ни­ков, так­же бу­дут от­но­сить­ся рас­хо­ды на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние для до­сти­же­ния по­став­лен­ных це­лей – ак­кре­ди­та­цию участ­ни­ков, ла­бо­ра­то­рий, про­ве­де­ние вы­езд­ных про­ве­рок, кон­фе­рен­ций для участ­ни­ков.

Рас­смат­ри­ва­е­мый вы­ше ва­ри­ант ини­ци­а­тив­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния на при­ме­ре ФЗ-223 уста­нав­ли­ва­ет по­ря­док со­зда­ния СРО из не­ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции: лю­бая та­кая ор­га­ни­за­ция, объ­еди­нив 26% участ­ни­ков рын­ка, мо­жет быть «ре­ор­га­ни­зо­ва­на» в СРО.

Вы­вод

Объ­еди­не­ние для це­лей са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния яв­ля­ет со­бой од­ну из выс­ших форм осо­зна­ния биз­не­сом сво­их ин­те­ре­сов и са­мо­ор­га­ни­за­ции. Ре­зуль­та­том со­зда­ния СРО ста­нет гар­мо­нич­но раз­ви­ва­ю­щий­ся биз­нес, от­кры­тый к кон­струк­тив­но­му диа­ло­гу с парт­не­ра­ми, кон­ку­рен­та­ми и все­ми воз­мож­ны­ми ре­гу­ля­то­ра­ми. От­ста­и­ва­ние ин­те­ре­сов всех на ос­но­ве СРО да­ет боль­ший уро­вень за­щи­ты, чем та же ра­бо­та по­оди­ноч­ке.

Но ка­кой бы из пу­тей са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния не был из­бран в юве­лир­ной от­рас­ли, оче­вид­ным яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость объ­еди­не­ния это­го со­об­ще­ства для эф­фек­тив­но­го раз­ре­ше­ния от­рас­ле­вых про­блем в мас­шта­бе всей стра­ны. По­ла­га­ем, что на се­го­дняш­ний мо­мент оп­ти­маль­ной вы­гля­дит стра­те­гия по­сте­пен­но­го дви­же­ния от­рас­ли от доб­ро­воль­но­го са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния к ини­ци­а­тив­но­му.

Сер­гей Кис­лов, парт­нер, юри­ди­че­ская фир­ма Lidings,
Петр Ни­ки­тен­ко, со­вет­ник, юри­ди­че­ская фир­ма Lidings

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->