25 июня 2015 года в Костроме под председательством И.О. Губернатора Костромской области Ситникова Сергея Константиновича состоялся круглый стол «Ювелирный бизнес в новых российских реалиях».
Поводом для мероприятия стало начало процесса добровольного присоединения ювелирных компаний к важному отраслевому документу - «Декларации участников российского ювелирного рынка «О добросовестном ведении бизнеса».
В работе круглого стола приняли участие со стороны регулятора приняли участие руководитель Гохрана России Юрин Андрей Владимирович, 1-й заместитель руководителя Пробирной палаты России Обрезумов Виктор Павлович, заместитель начальника Контрольного управления ФНС Бобров Петр Андреевич и др.
Со стороны бизнеса в круглом столе участвовали член Президиума Генсовета «Деловой России», президент «Алмаз-холдинга» Гумеров Флун Фагимович, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Уткин Эдуард Юрьевич и др.
В своем выступлении руководитель И.О. Губернатора Костромской области Ситников С.К. отметил, что среди важнейших задач текущего периода в ювелирной сфере, требующие решения, это:
- борьба с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, а также поддельными клеймами;
- улучшение делового климата в отрасли;
- недопущение замещения импортом ювелирной продукции российских компаний.
Сергей Константинович отметил, что драгоценные металлы и камни – это достояние России и ее экономическая безопасность, поэтому особенно важно соблюдать баланс между интересами бизнеса и государства.
Бобров П.А. сообщил участникам круглого стола, что ФНС взяла на вооружение концепцию выстраивания новых взаимоотношений с налоговой службой, суть которой – повышение открытости службы. В ФНС теперь будет применяться отраслевой принцип организации проверок бизнеса, что, по мнению ФНС, позволит в каждой отрасли выявлять свои, отраслевые макро-риски.
ФНС считает, что пришло время для организации отраслевого самоконтроля, налоговой самодисциплины. Налоговая составляющая, по словам Петра Андреевича, теперь должна быть исключена как элемент конкурентного преимущества. Это значит, что должны быть исключены закупки ювелирными компаниями драгоценных металлов у фирм-однодневок, у банков через агентские схемы. А к тем, кто не станет внимать призыву ФНС, и будет работать по-прежнему, ФНС будет применять самые жесткие меры.
Руководитель Гохрана России Юрин А.В. в своем выступлении отметил, что недавно обновленный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не несет избыточных функций и участия государства в ювелирной сфере, но он будет способствовать поддержанию отечественных производителей и, что важно, усилит борьбу государства с «серым» оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Член Президиума Генсовета «Деловой России», президент «Алмаз-холдинга» Гумеров Ф.Ф.в свойственной ему шутливой манере обратил внимание участников круглого стола, на то, что важнейшая задача государства в регулировании отрасли – это улучшение среды обитания бизнеса. Ниже приводится полный текст выступление Флуна Фагимовича.
Уважаемый Сергей Константинович, уважаемые участники круглого стола!
Прежде всего хочу поблагодарить представителей власти за то, что в столь не простое время вы участвуйте в работе нашего круглого стола. Диалог – это единственная возможная форма коммуникаций, в диалоге побеждает логик, а не эмоции! Важно, что власть стала открыта для диалога.
Со стороны бизнеса, надеюсь, тоже есть понимание того, что прежде, чем что-то требовать от государства, надо ему что-то давать, и очень хочется, чтобы сегодняшний диалог был подтверждением того, что мы Делаем Дело и оно у нас общее. В одиночку ни ювелирный бизнес, ни государство не наведут порядок на рынке. Тем более, сегодня, когда жизнь берет за горло, и, когда откроется второе дыхание, оно может оказаться уже искусственным, а то и последним…
Очень важно, чтобы диалог по наведению порядка, который начался по инициативе руководства ФНС, дал реальные результаты, а не привел бы к перераспределению «серого» рынка. Дела в ювелирном бизнесе шли первое полугодие хуже не куда (это уже радует – дальше начнется подъем). Но мы еще реально боимся, что когда окажемся на «самом дне», снизу нам «постучат» налоговики…
И сегодня крайне важен посыл бизнесу, что государство понимает, что среда обитания бизнеса должна быть конкурентоспособной. Без этого современную экономику с опережающими темпами развития не построишь, и мы должны понимать, что соседний Казахстан уже реально приступил к созданию такой конкурентоспособной среды, и вот уже коллеги из Украины вывозят в Казахстан свои производства. Да и Китай принял тоже уже 10 новых ориентиров, пятый из которых - борьба с коррупцией и стремлением ликвидации условий еe появления за счeт отказа от нецелесообразных властных полномочий. В Китае заявлено о нулевой терпимости к коррупции.
В завершении хочу отметить, что часто возникают вопросы, зачем нужны круглые столы, где говорили те же и о том же. Нужны. За прошедший год мы добились добровольного клеймения изделий из серебра до 3 грамм, транспортировки ювелирной продукции без броневиков и охраны, права на переработку собственных лома и отходов. Предстоит работа по 115ФЗ по финмониторингу, хотим порог идентификации от 150 тысяч рублей.
Дорогу осилит идущий. Еще раз: мы Делаем Дело и оно у нас общее.
Спасибо за внимание!
Далее выступил Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Уткин Э.Ю. В своем выступлении он поведал участникам круглого стола удручающую ситуацию отрасли: спад продаж ювелирной продукции достиг сегодня 45 – 50% при спаде производства ювелирных изделий в 35 – 40%.
Эдуард Юрьевич отметил, что в сложившейся ситуации виноваты не только экономический кризис в стране и падение покупательной способности населения, но и чисто отраслевой кризис недоверия. Он так описал ситуацию в отрасли:
- недоверие между контрагентами-участниками рынка, вызванное участившимися неплатежами;
- недоверие к участникам рынка со стороны контролирующих органов, усматривающих в их работе наличие «серых» схем и недоплату налогов;
- недоверие к ювелирной торговле со стороны потребителей, приобретающих товар несоответствующего цене качества.
Отдельно Уткин Э.Ю. остановился на взгляде на отраслевой бизнес со стороны контролирующих органов – отрасль выглядит в их глазах как зебра, с черными и белыми полосами…
Сделать всех «белыми» и призвана Декларация, присоединение к которой участников ювелирного рынка уже началось.
Исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМоС «Деловой России» Збойков В.А. остановился на оценке ситуации в отрасли с точки зрения реальности гарантий качества ювелирных изделий, делегируемых потребителю пробирным надзором.
Пробирное клеймо легко подделывается, в силу чего клеймо сегодня является инструментом внушения доверия потребителю без обеспечения ему реальных гарантий. Но современная микроэлектроника, информационные и компьютерные технологии дают возможность организовать для потребителя защиту любого товара, находящегося под госконтролем. Ювелирная продукция как раз к такому товару и относится.
В «Алмаз-холдинге» был проработан принцип IT контроля за оборотом ювелирных изделий в рамках пробирного надзора с помощью так называемых «двух ключей», содержащихся в информационных метках и делающий абсолютно бессмысленными в экономическом плане любые попытки подделок информационной маркировки изделий. Этот способ контроля правильно было бы называть «виртуальным клеймением», а маркировочный чип или напечатанный штрих-код – «виртуальным клеймом».
Использование информационных метках ювелирных изделий позволяет интегрировать ювелирные изделия с новомодными молодежными гаджетами (смартфонами, плагшетами), повышающими привлекательность ювелирной группы в глазах молодежи. Очень важно этот шанс не упустить, чтобы ювелирная продукция оказалась не в противовес привычным для молодежи информационным технологиям, а как ее часть, в единстве с гаджетами.
Збойков В.А. выразил уверенность, что большинство проблем незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней IT контроль с информационной маркировкой товара позволит устранить, а доверие потребителей к ювелирной продукции многократно возрастет.
1-й заместитель руководителя Пробирной палаты России Обрезумов В.П.согласился с тем, что за информационной маркировкой и IT контролем – будущее, однако как недостаток предлагаемой технологии маркировки ювелирных изделий с помощью RFID чипов назвал их предполагаемое размещение не на самих изделиях, а на бирках ювелирных изделий.
Виктор Павлович рассказал, что в настоящее время готовится пилотный проект, в рамках которого в компании «Эстет» ювелирные изделия импортного производства помимо обычного государственного пробирного клейма будут снабжаться информационной меткой в виде механически нанесенных на изделие двумерных штрих-кодов.
Опытом регулирования ювелирной отрасли в братских странах Таможенного союза с участниками круглого стола поделился президент Ассоциации ювелиров Кыргызстана Стрельников В.Н.
Вячеслав Николаевич рассказал, что в Кыргызской республике Ассоциации ювелиров Кыргызстана удалось очень сильно либерализовать государственный контроль за своей деятельностью, а именно:
- отменить лицензирование и вывести ювелирные изделия из подакцизных товаров;
- вместо регистрации добиться добровольного ознакомительного оповещения госорганов о работе с драгоценными металлами и камнями;
- поставлять на экспорт ювелирные изделия без пробирного клеймения;
- добиться нулевого НДС на все сырье для ювелирной отрасли, включая драгоценные металлы и камни;
- добиться для частного сектора отмены всех подзаконных отраслевых инструкций (их действие осталось только для госпредприятий);
- добиться отмены госмонополии государства на опробование и клеймение – частные предприятия получили право на собственные участки пробирного клеймения плюс были созданы независимые частные лаборатории, осуществляющие опробование и клеймение;
- добиться осуществления пробирного надзора самими членами Ассоциации совместно с государством (Управлением по драгоценным металлам и драгоценным камням, однако и это госучреждение впоследствии было ликвидировано Советом по обороне и борьбе с коррупцией Кыргызстана как коррупционно опасное).
И.О. Губернатора Костромской области Ситников С.К.заинтересовался опытом Кыргызстана, высказав мысль, что такая ситуация возможна при отношении к ювелирному бизнесу как к незначительному для экономики ремеслу, но неприемлема для государства, имеющего развитую ювелирную промышленность. Иначе – неизбежны огромные потери бюджета.
В отношении вопроса коррупции, Сергей Константинович заметил, что в тех сферах, где в России контроль за отраслью был передан в саморегулируемые организации (СРО), туда же ушла и коррупция…
В ходе завязавшейся дискуссии, от ВТБ поступило предложение сделать нулевым НДС на оборот золота в любом его виде, коль скоро ФНС этот НДС все равно не удается собирать, а при возмещении НДС государство даже несет потери.
Однако, как оказалось, никто не знает, какова же реальная сумма собираемого государством НДС от оборота золота – эта строка отдельно не выделяется. По-крайней мере, представитель ФНС на этот вопрос не ответил.Ситников С.К. принял решение обратиться в Минфин России для выяснения реальной ситуации со сбором НДС от оборота золота.
Дискуссию поддержал Ф.Ф.Гумеров, указав, что от добычи до банков, а также у инвестиционных монет, НДС на золото отсутствует. А Уткин Э.Ю. добавил, что нет НДС у золота и при обращении лома и отходов. Участники дискуссии согласились, что лучше всего был бы нулевой НДС на всем пути обращения золота.
Флун Фагимович особо подчеркнул, что в интересах государства было бы правильно вернуть пошлину на экспорт золота в 5%.
Затем началась дискуссия о том, что необходимо сделать, чтобы российские ювелиры не стали бы перемещать свой бизнес в Казахстан и другие страны с более конкурентной юрисдикцией.
Жесткий скепсис прозвучал в выступлении руководителя Костромского ювелирного завода Сорокина В.В. Он усомнился в том, что вообще что-то удастся добиться для развития ювелирной отрасли в нашей стране.
Как альтернативу государственному контролю за отраслью, Ситников С.К.предложил участникам круглого стола высказаться в поддержку саморегулирования в отрасли. Однако никто таких высказываний не сделал – присутствующие оказалась явно не готовы к такому повороту дискуссии…
Вернувшись к теме НДС, Уткин Э.Ю. заметил, что если ювелирные изделия ввезены в Россию контрабандно, то НДС не появится – необходимо усиление борьбы с контрабандой.
Збойков В.А. высказал убежденность, что предлагаемый IT контроль за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий по технологии «двух ключей» - это лучший способ борьбы с контрабандой. Причем это может быть контроль не только за ювелирной продукцией, но и вообще – сквозной контроль за драгоценными металлами и камнями в любом их виде. При этом этот способ на самом деле не имеет недостатка, о якобы наличии которого говорил Обрезумов В.П. – с момента пробития кассового чека, т.е. розничной реализации ювелирного изделия, государство снимает контроль за его оборотом. При этом не имеет значения, сохранит ли покупатель бирку с маркировочным RFID чипом, или не сохранит – контроль уже завершен.
Было предложено обеспечить состязательность технологий, открытое и публичное сравнение эффективности маркировки бирок ювелирных изделий (или любых сопроводительных документов к драгоценным металлам и драгоценным камням) RFID чипами по способу «двух ключей» с технологиями нанесения на само ювелирное изделие двумерных штрих-кодов. Сергей Константинович поддержал это предложение.
Ситников С.К.подытожил дискуссию круглого стола. Сергей Константинович согласился, что изменение правил игры должно быть сразу для всей отрасли. Для Костромской области ювелирная сфера очень важна – здесь более 1800 предприятий и более половины всего ювелирного производства России. Губернатор заверил участников круглого стола, что готов лично перед президентом лоббировать интересы развития ювелирного бизнеса в России, чтобы конкурентоспособность отраслевой российской юрисдикции была бы не ниже конкурентоспособности отраслевых юрисдикций стран Таможенного союза.
Сергей Константинович поставил задачу перед ювелирным сообществом за месяц-полтора сформировать выверенный пакет предложений по улучшению делового климата в отрасли. Выходить на предложения нужно с позицией, сформированной совместно бизнесом и регулятором – только тогда будет успех.
Присоединение ювелирных компаний к «Декларации участников российского ювелирного рынка «О добросовестном ведении бизнеса» губернатор приветствовал, заметив, что помимо государственного регулирования отрасли есть еще и персональная репутация каждой компании. А присоединение к Декларации – это как знак пробы на репутации…
[ Ювелирные Известия ]