Трудность заключается в том, что в настоящее время технология слишком дорогая для многих участников отрасли. Но по мере развития этой технологии она становится все более доступной и распространенной; это лишь вопрос времени, когда распознавание синтетических и природных бриллиантов перестанет быть проблемой.
Лично я больше обеспокоен тем, что будет после решения проблемы с идентификацией, и здесь меня больше всего занимает то, что, на мой взгляд, станет двумя основными драйверами отрасли синтетических бриллиантов при ее движении вперед: 1) формирование цены и 2) распределение.
Таблица 1
Объем приведен в миллионах каратов. Прогноз объемов производства природных алмазов основан на независимом попозиционном анализе данных от разных рудников, смотрите статью «В 2015 году мировой объем производства алмазов превысит 135 млн каратов». Прогноз объемов производства синтетических алмазов основан на ежегодных темпах роста в 22%, так как мощности растут и низкие цены являются движущей силой нового спроса до тех пор, пока доля на рынке не достигнет 10 процентов. Прогноз объемов производства синтетических алмазов технического качества основан на прогнозе глобальных расходов на строительство и данных Всемирного банка (World Bank). Обратите внимание, что технические алмазы расходуются. Производство природных алмазов технического качества является строго производством побочного продукта при добыче алмазов ювелирного качества. Все данные основаны на данных Пола Зимниски (Paul Zimnisky). © 2015 PaulZimnisky.com.Интересным индикатором для рынка синтетических алмазов является рынок драгоценных камней: рубинов, изумрудов и сапфиров. Рынок синтетических аналогов для этих драгоценных камней окреп несколько лет назад, и сейчас он больше рынка природных камней. Этому ставились препятствия в виде торговых ограничений и создавались другие трудности, приведшие к сокращению объемов поставок и повышению цен. В последние годы объемы производства этих синтетических драгоценных камней выросли, и продукт принят отраслью производства и сбыта ювелирных изделий. В результате установилась благоприятная разница в ценах на синтетические и природные камни, а хороший канал сбыта обеспечивается крупнейшими национальными ритейлерами.
В настоящее время ситуация в алмазно-бриллиантовой отрасли противоположная: сравнительно устойчиво положение алмазодобывающей отрасли, хотя отмечается тренд на снижение предложения с тех пор, как был достигнут пик объема производства в середине 2000-х годов, и имеется как бы несуществующий канал сбыта в розничной торговле синтетическими бриллиантами. По моим оценкам, синтетические бриллианты ювелирного качества в настоящее время составляют всего лишь около 1-2% от общего рынка бриллиантовых ювелирных изделий (например, 1-2 из каждых продающихся 100 каратов – это синтетические бриллианты, см. таблицу 1).
Хотя технология производства синтетических бриллиантов существует уже почти 65 лет, до недавнего времени не было бесцветных синтетических бриллиантов весом в 1 карат и выше, пригодных для обручального кольца. Например, в начале 2013 года компания Gemesis, сейчас известная как Pure Grown Diamonds, произвела синтетический бриллиант весом 1,29 карата, цвета E, чистоты VVS2, огранки «изумруд», который в то время объявлялся как «крупнейший в мире самый белый выращенный в лаборатории бриллиант». Традиционно, отрасль синтетических бриллиантов сосредоточивает свое производство на драгоценных камнях меньшего размера и алмазах технического качества, и последняя категория обеспечивает удовлетворение свыше 99% мирового спроса на такую продукцию.
Но даже с учетом прогресса, достигнутого в последнее время, технология производства синтетических бриллиантов ювелирного качества большего размера еще не продвинулась настолько, чтобы отрасль могла позволить себе значительно сбить цены на природные бриллианты. Хотя синтетические рубины, изумруды и сапфиры могут продаваться со скидкой до 90% или больше по сравнению с природными эквивалентами, синтетические бриллианты более высокого качества могут торговаться только со скидкой порядка 2-20% (см. таблицу 2).
Есть большая возможность расширения этого интервала, и я ожидаю, что это произойдет. Так как технология производства синтетических бриллиантов продолжает развиваться, я считаю постепенный прирост объемов производства и снижение цен неизбежным процессом – ключевым словом является «постепенный прирост» - так как высокие барьеры, существующие в отрасли для выхода на рынок, из-за высоких инвестиций капитала и затрат на научно-исследовательские работы будут ограничивать темпы повышения качества и наращивания мощности.
Сейчас движущей силой роста спроса на синтетические бриллианты ювелирного качества почти исключительно являются клиенты, озабоченные экологическими и этическими вопросами, и в меньшей степени - поколение третьего тысячелетия, которое видит «футурологическую» привлекательность в синтетических камнях; эти клиенты покупают в режиме онлайн. Я усматриваю самый большой потенциал для отрасли в покупателях, равнодушных к бриллиантам, которых можно убедить сравнительно низкими ценами, если доступ к продукту достаточно удобен.
С моей точки зрения, цены на синтетические бриллианты все еще не являются достаточно привлекательными для переубеждения безучастного заказчика, и данный продукт не является в достаточной мере доступным для не проявляющего активность покупателя электронного магазина. Пока не будет, по меньшей мере, одной витрины, посвященной синтетическим бриллиантам в национальных ювелирных сетях и универмагах, охват синтетическими бриллиантами может быть ограничен - он будет таким, как охват у какой-нибудь новинки.
Таблица 2
Даже при падении цен и улучшении сбыта я не ожидаю, что доля рынка синтетических бриллиантов приблизится к доле других вышеупомянутых драгоценных камней. Отрасль синтетических бриллиантов сталкивается с рынком, движущей силой которого являются в основном свадебные украшения; и когда дело касается, в частности, свадебных украшений, то, похоже, существует исключительное желание иметь природные бриллианты (благодаря De Beers).
Кроме того, более дешевые синтетические бриллианты могут на самом деле оказать отрицательное влияние на привлекательность бриллиантов вообще. Согласно экономической теории о «парадоксе Веблена», спрос на эксклюзивный товар повышается с повышением цены вследствие ассоциаций с эксклюзивным характером и статусной привлекательностью товара. Если цена бриллианта падает с размера трехмесячной зарплаты до размера двухмесячной зарплаты, может упасть и желание обладать им.
При этом я мог бы держать пари, что в течение следующих примерно десяти лет прогресс в технологии производства и повышение доступности могут повысить спрос на синтетические бриллианты до 2-5% от общей доли бриллиантового рынка; но для получения дополнительной доли с того момента потребуется некоторый объем очень успешного брендирования и распределения.
Наконец, мне кажется забавным, что отрасль синтетических бриллиантов настойчиво называет свой продукт «созданными в лаборатории бриллиантами», а алмазодобывающая отрасль упорно называет их «синтетическими бриллиантами». Я думаю, что это всего лишь игра слов.