В прошлом году было очень много разговоров о неоправданно высоких ценах на алмазное сырье. Недостаток прибыльности в алмазообрабатывающем сегменте вынудил производителей бриллиантов уменьшить объемы производства и закупки сырья в прошедшие полгода.
Действительно, в статье, опубликованной на этой неделе, председатель Rapaport Group Мартин Рапапорт (Martin Rapaport) призвал отрасль сделать приоритетом покупку бриллиантов, а не алмазного сырья. Рапапорт также призвал банки прекратить финансирование неприбыльного бизнеса по производству бриллиантов до тех пор, пока не восстановятся цены и прибыльность.
И все же производство бриллиантов остается ключевым сегментом алмазно-бриллиантовой отрасли, в котором задействованы десятки тысяч работников, которым, в свою очередь, нужно кормить свои семьи – таким образом, возможно, что этот бизнес дает пропитание миллионам человек. В конечном итоге производителям бриллиантов нужны поставки алмазов по выгодным ценам, чтобы производственная цепочка не прерывалась.
Многие крупные алмазообрабатывающие предприятия утверждают, что обеспечение постоянных долгосрочных поставок является ключевым фактом для непрерывности производства. Гарантия стабильных поставок сырья позволяет диамантерам планировать производство и обеспечивать поставку бриллиантов своим оптовым и розничным клиентам, которые часто реализуют программы, направленные на удовлетворение специальных потребностей.
Сейчас значительная доля алмазов на рынке продается по долгосрочным контрактам.
Однако не все алмазодобывающие компании могут позволить себе продавать свой товар по такой схеме. Многие мелкие и крупные добывающие компании продают алмазы на спотовых аукционах или тендерах, где потенциальные покупатели конкурируют за сырье. Некоторые также заключают контракты на поставки по фиксированным ценам с клиентами, которым предлагаются самые лучшие алмазы компании по заранее согласованной стоимости.
Лишь немногие из крупных добывающих компаний располагают объемами продукции, которые позволяют им гарантировать регулярные стабильные поставки сырья определенной группе клиентов. Поэтому стоит упомянуть, какие компании являются самыми крупными покупателями алмазного сырья, а также кто им поставляет алмазы и каким образом.
De Beers, АЛРОСА, Rio Tinto и Dominion Diamond Corp., совокупный объем добычи которых составляет около двух третей от мирового объема – каждая из этих компаний подписала новые долгосрочные контракты со своими клиентами.
De Beers отобрала 85 клиентов, также называемых «сайтхолдерами», которые будут получать сырье в течение нового трехлетнего контрактного периода, который начался 1 апреля. Компания продает около 90% своего товара сайтхолдерам в ходе сайтов, которые проводятся 10 раз в год, а остальное реализует главным образом посредством аукционных продаж.
Из всех сайтхолдеров 81 был внесен в базу данных по глобальным продажам сайтхолдерам (Global Sightholder Sales, GSS); четырем из этих компаний поставляются алмазы промышленного качества. Двадцать компаний закупают сырье в Ботсване, восемь – в ЮАР и 11 – в Намибии. Официальный представитель De Beers пояснил, что 11 сайтхолдеров в Намибии в этом году сохранили контракты, пока компания ведет переговоры по новому соглашению о поставках с правительством страны.
Четыре компании получили статус аккредитованных покупателей в системе GSS, а один покупатель был аккредитован для приобретения алмазов, поставляемых De Beers из Южной Африки. Аккредитованные покупатели – новая категория клиентов De Beers, дающая этим отобранным компаниям возможность приобретать сырье у De Beers на специальной основе, в зависимости от наличия внепланового сырья – излишков, остающихся после удовлетворения годовых заявок сайтхолдеров. Три аккредитованных покупателя являются сайтхолдерами в других региональных системах, а два располагают только статусом аккредитованного покупателя GSS.
De Beers намеревалась выложить на свой сайт полный список сайтхолдеров и аккредитованных покупателей на этой неделе, приурочив это к проведению первого сайта нового контрактного периода. По данным Rapaport News, в списке 33 сайтхолдера из Индии, 18 из Бельгии, 12 из Израиля, 9 из США, 4 из Гонконга, по два из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Швейцарии и по одному из Канады, Японии, Маврикия, России и Великобритании.
Сопоставимые пропорции представительства основных центров производства бриллиантов и торговли алмазным сырьем и среди клиентов так называемого ALROSA ALLIANCE. АЛРОСА продает около 70% продукции по долгосрочным контрактам, а остальную часть – через спотовые продажи и торги на аукционах камней специальных размеров. Из 47 клиентов ALROSA ALLIANCE, перечисленных на сайте компании, 15 базируются в Бельгии, 14 в Индии, 8 находятся в России, 4 в Израиле и 3 в Гонконге. Есть также по одному из Белоруссии, Японии и США.
По информации Rapaport News, 23 компании имеют контракты на поставку алмазов как с АЛРОСА, так и с De Beers. Три из них имеют контракты в рамках программы «избранных диамантеров» Rio Tinto, в то время как пять других также являются «привилегированными закупщиками» Dominion. Три компании имеют долгосрочные контракты со всеми четырьмя поставщиками: De Beers, ALROSA, Rio Tinto и Dominion.
У Rio Tinto на сайте перечислены 17 избранных диамантеров, которые имеют доступ примерно к 70% поставляемого компанией алмазного сырья. Остальная часть продукции продается на тендерах и продажах для специально приглашаемых клиентов алмазов весом более 10,8 карата. Dominion продает все свое сырье 33 привилегированным закупщикам, которые указаны на ее сайте.
В общей сложности, 127 отдельных компаний обеспечены долгосрочными контрактами на поставки сырья как минимум с одним из четырех поставщиков – включая две, которые являются исключительно аккредитованными покупателями De Beers. Полный список включает компании, которые являются только производителями бриллиантов или дилерами алмазов, и определенное количество компаний, которые также занимаются производством и оптовой и розничной торговлей ювелирными изделиями.
На самом деле, в эти списки попадают все больше ведущих ювелирных ритейлеров, в последние годы увеличивающих закупки алмазного сырья и собственное производство бриллиантов. Signet Jewelers, Tiffany & Co. (Laurelton), Chow Tai Fook, Chow Sang Sang, Luk Fook и Gitanjali – каждая из этих компаний в этом году получила, как минимум, один сайт De Beers.
В этой колонке прежде утверждалось, что эти ювелирные компании могут лучше переносить более высокие цены на алмазное сырье, чем их конкуренты, занимающиеся только производством бриллиантов. Они получают более высокие прибыли от ювелирных изделий, которые они продают, чем производители бриллиантов от своих камней.
Однако сила рынка определяется по его слабейшему звену. А производители бриллиантов продемонстрировали в последние несколько месяцев, что они не готовы принять на себя постоянные убытки от закупаемого алмазного сырья.
В частности, они ссылаются на высокие цены контрактных поставок. В то время как ставки на аукционах и тендерах отражают цену, которую покупатели готовы заплатить за товар, поставки по контрактам, как правило, обходятся дороже, с премией за обещание их непрерывности.
Следовательно, способность этих 127 компаний покупать сырье и продавать свои бриллианты задает ориентир для определения устойчивости алмазной промышленности.
Подписывая долгосрочные соглашения о поставках алмазного сырья с крупными добывающими компаниями в 2015 г., эти компании, разумеется, должны верить, что вместе с гарантией поставок речь идет и о разумной прибыли для этого ключевого сегмента алмазной промышленности. Возможно, в долгосрочной перспективе так и будет.