Лучшие друзья бриллиантов

Раздел: Ювелиры и компании
24 марта 2015 г.

Как ста­ло из­вест­но "Ъ", до кон­ца го­да АЛРОСА воз­об­но­вит со­труд­ни­че­ство с De Beers в рам­ках от­рас­ле­вой ас­со­ци­а­ции спу­стя пять лет по­сле пре­кра­ще­ния тор­го­вых от­но­ше­ний. Ее со­зда­дут круп­ней­шие ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии, кон­тро­ли­ру­ю­щие бо­лее 70% ми­ро­во­го рын­ка, с це­лью сов­мест­но­го про­дви­же­ния брил­ли­ан­тов на ми­ро­вом рын­ке. Бу­ду­щие участ­ни­ки обе­ща­ют не ка­сать­ся во­про­сов цен и кли­ен­ту­ры, под­па­да­ю­щих под ан­тит­ра­с­то­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние. Се­год­ня во­прос уча­стия АЛРОСА в но­вом про­ек­те вы­но­сит­ся на ее на­блю­да­тель­ный со­вет.

Во­прос об уча­стии АЛРОСА в Ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов (АПА) зна­чит­ся в по­вест­ке дня се­го­дняш­не­го за­се­да­ния на­блю­да­тель­но­го со­ве­та, сле­ду­ет из ма­те­ри­а­лов ком­па­нии. Как рас­ска­зал "Ъ" ис­точ­ник в на­блю­да­тель­ном со­ве­те, в пят­ни­цу вступ­ле­ние АЛРОСА в АПА одоб­рил ко­ми­тет по стра­те­ги­че­ско­му пла­ни­ро­ва­нию. "Круп­ней­шие иг­ро­ки рын­ка обес­по­ко­е­ны сни­же­ни­ем спро­са на брил­ли­ан­ты как сим­во­ли­че­ской цен­но­сти и счи­та­ют не­об­хо­ди­мым вы­ра­бо­тать си­стем­ный под­ход к их про­дви­же­ни­ю",— по­яс­нил он "Ъ".

Ини­ци­а­ти­ва объ­еди­не­ния ис­хо­ди­ла от трех круп­ней­ших ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов — De Beers, АЛРОСА и Rio Tinto Diamonds, ко­то­рые весь 2014 год ве­ли кон­фи­ден­ци­аль­ные трех­сто­рон­ние кон­суль­та­ции. Как со­об­щил "Ъ" ис­точ­ник, близ­кий к од­ной из ком­па­ний, в ми­нув­шем де­каб­ре бы­ли со­гла­со­ва­ны ос­нов­ные па­ра­мет­ры про­ек­та, а в на­ча­ле 2015 го­да кон­суль­та­ции про­шли с уча­сти­ем ка­над­ской Dominion Diamond Corporation, юж­но­аф­ри­кан­ской Petra Diamonds и Grib Diamonds (100-­про­цент­ная "доч­ка" ЛУКОЙЛа, вла­де­ет ли­цен­зи­ей на раз­ра­бот­ку труб­ки име­ни Гри­ба в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти). В слу­чае их со­гла­сия вой­ти в ас­со­ци­а­цию ее чле­ны бу­дут пред­став­лять бо­лее 70% ми­ро­вой ал­ма­зо­до­бы­чи.

Об­щий бюд­жет АПА, ко­то­рую пред­ла­га­ет­ся за­ре­ги­стри­ро­вать в ви­де не­ком­мер­че­ско­го парт­нер­ства с ми­ни­маль­ным шта­том, мо­жет со­ста­вить око­ло €6 млн. Кан­ди­да­ту­ра на пост ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра об­суж­да­ет­ся. Чле­на­ми АПА смо­гут стать толь­ко ком­па­нии, за­ня­тые в до­бы­че и ре­а­ли­за­ции при­род­ных ал­ма­зов, ре­пу­та­ция ко­то­рых от­ве­ча­ет биз­нес-стан­дар­там ООН (не ис­поль­зу­ют раб­ский труд и не при­об­ре­та­ют ал­ма­зы, до­бы­тые в зо­нах во­ен­ных дей­ствий). Каж­дый из них по­лу­чит один го­лос в со­ве­те ди­рек­то­ров, а два круп­ней­ших иг­ро­ка — De Beers и АЛРОСА — бу­дут об­ла­дать пра­вом ве­то, по­сколь­ку их фи­нан­со­вый вклад бу­дет су­ще­ствен­но вы­ше. Источ­ни­ки "Ъ" утвер­жда­ют, что раз­мер взно­сов по­ка не опре­де­лен и "бу­дет фор­ми­ро­вать­ся по ме­ре за­пус­ка кон­крет­ных про­ек­то­в". Речь, в част­но­сти, идет о со­зда­нии ин­фор­ма­ци­он­но-а­на­ли­ти­че­ской ба­зы по до­бы­ва­ю­ще­му сек­то­ру, сов­мест­ных ис­сле­до­ва­ни­ях рын­ка роз­нич­ных про­даж укра­ше­ний с брил­ли­ан­та­ми и ана­ли­за по­тре­би­тель­ских пред­по­чте­ний. Брил­ли­ан­ты сей­час жест­ко кон­ку­ри­ру­ют с дру­ги­ми пред­ме­та­ми рос­ко­ши (luxury-­элек­тро­ни­ка, мо­да, пу­те­ше­ствия), осо­бен­но в мо­ло­деж­ной сре­де.

Та­к­же АПА пла­ни­ру­ет за­нять­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем ре­пу­та­ции от­рас­ле­вых ком­па­ний: они не­ред­ко стал­ки­ва­ют­ся с не­до­стат­ком бан­ков­ско­го фи­нан­си­ро­ва­ния из-­за из­лиш­ней за­кры­то­сти. И, на­ко­нец, не­об­хо­ди­мо ре­шать про­бле­му не­ле­галь­но­го про­ник­но­ве­ния на ры­нок син­те­ти­че­ских брил­ли­ан­тов. При этом ис­точ­ни­ки "Ъ" утвер­жда­ют, что "в рам­ках АПА сто­ро­ны не пла­ни­ру­ют об­суж­дать во­про­сы, под­па­да­ю­щие под ан­тит­ра­с­то­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние — как це­но­вая и кли­ент­ская по­ли­ти­ка".

До кон­ца 1990-х го­дов ос­нов­ные рас­хо­ды на про­дви­же­ние брил­ли­ан­та как уни­каль­ной цен­но­сти нес­ла De Beers, этим оправ­ды­вав­шая свое мо­но­поль­ное до­ми­ни­ро­ва­ние на рын­ке. До се­ре­ди­ны 2000-х го­дов боль­шин­ство ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов про­да­ва­ли сы­рье че­рез од­но­ка­наль­ную си­сте­му De Beers (по­след­ний тор­го­вый кон­тракт с АЛРОСА за­вер­шил­ся в 2009 го­ду). По­сле дез­ин­те­гра­ции си­сте­мы сбы­та De Beers мар­ке­тинг брил­ли­ан­та пол­но­стью лег на пле­чи юве­лир­но­го ри­тей­ла. Но ри­тей­ле­ры за­ин­те­ре­со­ва­ны в про­дви­же­нии брен­да, а не ма­те­ри­а­ла, счи­та­ет Сер­гей Го­ря­и­нов из Rough & Polished. Ана­лиз ин­дек­са сто­и­мо­сти брил­ли­ан­тов Rapaport по­ка­зал, что с на­ча­ла 1980-х по ко­нец 1990-х го­дов це­на од­но­ка­рат­но­го брил­ли­ан­та вы­рос­ла по­чти на 50%, а с кон­ца 1990-х этот рост не пре­вы­сил 1%. "Пять лет АЛРОСА ре­а­ли­зу­ет не­за­ви­си­мую мар­ке­тин­го­вую стра­те­гию, но как ис­клю­чи­тель­но мо­но­про­дук­то­вая ком­па­ния она за­ин­те­ре­со­ва­на в ро­сте спро­са и цен на брил­ли­ан­ты и ал­ма­зы",— до­ба­вил экс­перт.

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->