Драгоценные камни – в России грядут изменения регулирования. Продолжение.

Раздел: Рынки
18 марта 2015 г.

Вла­ди­мир Збой­ко­в

Про­дол­же­ние.

То, что от из­ме­не­ний нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы ре­гу­ли­ро­ва­ния рын­ка юве­лир­ных кам­ней нам уже не от­мах­нуть­ся – это оче­вид­ный факт. Не зря же «Об­ще­ство за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей» про­яви­ло ини­ци­а­ти­ву – вдруг бур­но оза­бо­ти­лось ин­те­ре­са­ми по­ку­па­те­лей, и пред­ло­жи­ло вне­сти из­ме­не­ния в 55 По­ста­нов­ле­ние о пра­ви­лах тор­гов­ли. Оче­вид­но, од­ним 55 по­ста­нов­ле­ни­ем де­ло не за­кон­чит­ся…

Впро­чем, еще до ини­ци­а­ти­вы «Об­ще­ства за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей» ини­ци­а­ти­ву вне­се­ния вы­ше упо­мя­ну­тых из­ме­не­ний в ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» про­яви­ла АЛРОСА. А еще рань­ше на Кон­грес­се CIBJO Ми­нистр фи­нан­сов Ан­тон Си­лу­а­нов за­явил о гря­ду­щем сбли­же­нии рос­сий­ских под­хо­дов в сфе­ре юве­лир­ных кам­ней с под­хо­да­ми CIBJO.

4. Юве­лир­ные встав­ки: что, ко­му и за­чем кон­тро­ли­ро­вать на рын­ке

Про­сто взять, и на­чать на­пря­мую при­ме­нять в Рос­сии но­мен­кла­ту­ру CIBJO на прак­ти­ке, у нас точ­но не по­лу­чит­ся – мы так не ра­бо­та­е­м… Но­мен­кла­ту­ра CIBJO, в луч­шем слу­чае, ста­нет ске­ле­том на­ших воз­мож­ных бу­ду­щих тех­ни­че­ских ре­гла­мен­тов или иных, до­мо­ро­щен­ных до­ку­мен­тов.

В стра­нах ЕС, как и в США, нет ни­ка­ких спе­ци­аль­ных за­ко­нов, вно­ся­щих огра­ни­че­ния обо­ро­та юве­лир­ных кам­ней, как у нас. Там граж­дан­ские пра­ва ува­жа­ют­ся, и граж­да­нам этих стран раз­ре­ше­но де­лать с лю­бы­ми юве­лир­ны­ми кам­ня­ми все, что угод­но. Огра­ни­че­ния ка­са­ют­ся лишь ал­маз­но­го сы­рья (а не брил­ли­ан­то­в!) в рам­ках ак­та меж­ду­на­род­но­го пра­ва – Ким­бер­лий­ско­го про­цес­са.

В боль­шин­стве стран быв­ше­го СССР, эко­но­ми­ка ко­то­рых вы­шла из-под рос­сий­ской опе­ки, так­же обо­рот лю­бых юве­лир­ных кам­ней со­вер­шен­но сво­бо­ден и нет спе­ци­фи­че­ских за­ко­нов, его огра­ни­чи­ва­ю­щих.

У нас же есть дра­го­цен­ные кам­ни, обо­рот ко­то­рых се­го­дня за­ко­но­да­тель­но огра­ни­чен, и есть все про­чие – по­лу­дра­го­цен­ные, по­де­лоч­ные и т.д. кам­ни со сво­бод­ным обо­ро­том. Ре­гу­ля­тор в ча­сти дра­го­цен­ных кам­ней (М­ин­фин в ли­це Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии) вро­де бы го­во­рит се­го­дня о том, что на­ме­рен на­чать кон­тро­ли­ро­вать обо­рот толь­ко юри­ди­че­ски дра­го­цен­ных кам­ней.

Воз­мож­но, так и бу­дет. Но, во-пер­вых, есть се­рьез­ная ве­ро­ят­ность рас­ши­ре­ния пе­реч­ня на­ших дра­го­цен­ных кам­ней до пол­но­го спис­ка но­мен­кла­ту­ры CIBJO в 120 с лиш­ним на­име­но­ва­ний (см. Часть 1), а, во-вто­рых, «не дра­го­цен­ные» кам­ни мо­жет по­же­лать ак­тив­но кон­тро­ли­ро­вать, на­при­мер, Рос­по­треб­над­зор. В до­ба­вок к Про­бир­ной па­ла­те...

Клю­че­вой во­прос: нам тре­бу­ет­ся или нет го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние рын­ка юве­лир­ных кам­ней и ор­га­ни­за­ция го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля на нем?

А ес­ли тре­бу­ет­ся, то ра­ди че­го? Клас­си­че­ский три­ум­ви­рат обос­но­ва­ния гос­кон­тро­ля «за­щи­та ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей – го­су­дар­ства – биз­не­са» от­ве­та не да­ет, и вот по­че­му.

4.1. За­щи­та ин­те­ре­сов по­тре­би­те­ля.

То, что из­ло­же­но ни­же про­пис­ным шриф­том, мо­жет по­ка­зать­ся с пер­во­го взгля­да про­сто глу­по­стью. Но вот ес­ли вду­мать­ся…

Это ка­жет­ся не­ве­ро­ят­ным, но факт: ра­ди за­щи­ты ин­те­ре­сов по­тре­би­те­ля ре­гу­ли­ро­ва­ния рын­ка юве­лир­ных кам­ней не тре­бу­ет­ся во­все. И не по­то­му, что на рос­сий­ском рын­ке нет ни­ка­ко­го об­ма­на, мо­шен­ни­че­ства. Ко­неч­но, есть, и сколь­ко угод­но. А по­то­му, что по­тре­би­те­лю бес­по­лез­но знать, что за встав­ка на са­мом де­ле сто­ит у не­го в юве­лир­ном из­де­лии.

Де­ло в том, что прак­ти­че­ский смысл та­ких зна­ний мог бы быть толь­ко в од­ном – по­тре­би­тель хо­чет знать, что за ка­мень у не­го в из­де­лии, и сколь­ко он сто­ит, ес­ли его про­дать. Но как раз про­дать-то ка­мень из юве­лир­но­го из­де­лия в Рос­сии не­воз­мож­но­!

Прак­ти­че­ски ни один рос­сий­ский лом­бард или скуп­ка не ста­нут оце­ни­вать ка­кой бы то ни бы­ло юве­лир­ный ка­мень, кро­ме брил­ли­ан­та. Но да­же брил­ли­ан­ты, ес­ли их со­гла­ша­ют­ся учесть при сда­че юве­лир­но­го укра­ше­ния, бу­дут оце­ни­вать­ся по сме­хо­твор­ной шка­ле с еще бо­лее сме­хо­твор­ным по­тол­ком. Ры­нок у нас та­кой.

Не ста­нет же го­су­дар­ство со­зда­вать го­су­дар­ствен­ные скуп­ки, где у на­се­ле­ния вы­ку­па­лись бы дра­го­цен­ные кам­ни по це­не дей­ству­ю­щих на те­ку­щий мо­мент прейс­ку­ран­тов Мин­фи­на? Не ста­нет. Не так ли?

Юве­лир­ным про­из­вод­ствам, из­го­тав­ли­ва­ю­щим мас­сов­ку, нуж­ны ка­либ­ро­ван­ные юве­лир­ные кам­ни, и по мно­гу. Они то­же не ста­нут свя­зы­вать­ся с еди­нич­ны­ми об­раз­ца­ми юве­лир­ных кам­ней не­по­нят­ных раз­ме­ров. И во­об­ще - не­по­нят­но­го че­го, т.к. хо­ро­шая гем­мо­ло­ги­че­ская экс­пер­ти­за – удо­воль­ствие до­ро­гое. Да­ле­ко не каж­дый лом­бард, при­ни­ма­ю­щий юве­лир­ные из­де­лия, име­ет в шта­те хоть пло­хонь­ко­го гем­мо­ло­га.

Вто­рич­но­го рын­ка юве­лир­ных кам­ней в Рос­сии прак­ти­че­ски нет. Да­же рын­ка брил­ли­ан­тов. Тот ры­нок, что есть, на­столь­ко ни­что­жен по объ­е­мам обо­ро­та, что его нет смыс­ла хоть как-то об­слу­жи­вать за го­су­дар­ствен­ный счет. А тем бо­лее – жест­ко кон­тро­ли­ро­вать го­су­дар­ству.

А ес­ли нет вто­рич­но­го рын­ка, т.е. нет воз­мож­но­сти про­дать на­хо­дя­щий­ся во вла­де­нии част­но­го по­тре­би­те­ля юве­лир­ный ка­мень, то за­чем то­гда по­тре­би­те­лю знать его ис­тин­ное на­име­но­ва­ние, ис­тин­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ис­тин­ную це­ну? И за­чем на та­ком рын­ке кон­троль го­су­дар­ства, обу­слов­лен­ный за­щи­той не­по­нят­ных ин­те­ре­сов по­тре­би­те­ля? Для сер­ви­са на та­ком рын­ке впол­не хва­та­ет су­ще­ству­ю­щих у нас ком­мер­че­ских гем­мо­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий, ку­да по­тре­би­тель мо­жет об­ра­тить­ся доб­ро­воль­но, ес­ли ему это ин­те­рес­но.

От че­го же нуж­но за­щи­щать по­тре­би­те­ля, вла­дель­ца юве­лир­но­го из­де­лия с не­кой юве­лир­ной встав­кой? От то­го, что по го­ро­ско­пу ему по­ло­жен ру­бин, а он но­сит коль­цо с гра­на­том или со стек­ляш­кой, ду­мая, что это ру­бин? Не­се­рьез­но… Осо­бен­но с уче­том фак­то­ра воз­мож­ной за­щи­ты за го­су­дар­ствен­ный счет.

Но, пред­по­ло­жим, в рам­ках ны­неш­ней нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы, го­су­дар­ствен­ные кон­тро­ле­ры ка­ко­го-то ве­дом­ства все же по­лу­чат за­да­ние са­мым чест­ным об­ра­зом про­ве­рить все юве­лир­ные из­де­лия с юве­лир­ны­ми кам­ня­ми во всех рос­сий­ских ма­га­зи­нах. И что то­гда вы­яс­нит­ся?

Во-пер­вых, вы­яс­нит­ся, что про­ве­рить-то тех­ни­че­ски не­воз­мож­но. Да­же не в пла­не объ­е­ма тру­до­за­трат. А по­то­му, что нет и не мо­жет быть у кон­тро­ле­ров объ­ек­тив­но­го ин­стру­мен­та­рия для про­вер­ки (т.е. по­втор­ной оцен­ки) ос­нов­ных це­но­об­ра­зу­ю­щих ха­рак­те­ри­стик юве­лир­ных кам­ней – цве­та и чи­сто­ты. Не го­во­ря уж о том, что эти ха­рак­те­ри­сти­ки опре­де­ля­ют­ся гем­мо­ло­га­ми субъ­ек­тив­но, в Рос­сии для оцен­ки цве­та кам­ней нуж­ны эта­лон­ные об­раз­цы та­ких же по на­име­но­ва­нию кам­ней. А их ни у ко­го нет. Точ­нее, есть не­сколь­ко штук ком­плек­тов эта­лон­ных изу­мру­дов. Вро­де бы пла­ни­ро­ва­ли из­го­то­вить эта­лон­ные кол­лек­ции об­раз­цов ру­би­нов и сап­фи­ров, алек­сан­дри­тов, но, ес­ли их и из­го­то­ви­ли, то один-два ком­плек­та на всю Рос­сию. То же ка­са­ет­ся и чи­сто­ты (и­ли де­фект­но­сти) юве­лир­ных кам­ней – нуж­ны эта­лон­ные кол­лек­ции, ко­то­рых су­ще­ству­ет лишь у не­ко­то­рых кам­ней в ко­ли­че­стве еди­ниц штук на всю стра­ну.

А без точ­но­го уста­нов­ле­ния цве­та и чи­сто­ты юве­лир­но­го кам­ня нет ни­ка­ко­го смыс­ла уста­нав­ли­вать и его ис­тин­ное на­име­но­ва­ние юве­лир­но­го кам­ня. Ведь зна­че­ние при та­кой про­вер­ки име­ет це­на кам­ня – не по­стра­дал ли по­тре­би­тель от то­го, что пред­ла­га­е­мое ему юве­лир­ное из­де­лие про­да­ет­ся по яв­но за­вы­шен­ной це­не? А це­ну кам­ня, в свою оче­редь, да­же при­мер­но, не­воз­мож­но уста­но­вить, не про­ве­рив точ­ность ука­зан­ных ха­рак­те­ри­стик юве­лир­но­го кам­ня, что фи­зи­че­ски не­воз­мож­но кон­тро­ле­рам сде­лать.

Во-вто­рых, ква­ли­фи­ка­ция го­су­дар­ствен­ных кон­тро­ле­ров. Ес­ли опре­де­ле­ние на­име­но­ва­ния юве­лир­но­го кам­ня с тру­дом, но бу­дет до­ступ­но под­го­тов­лен­ным кон­тро­ле­рам, то от­вет на во­прос, при­род­ный ли ка­мень это или его син­те­ти­че­ский ана­лог – во­прос на за­сып­ку кон­тро­ле­ра. Лишь опыт­ные гем­мо­ло­ги, ко­ли­че­ство ко­то­рых в Рос­сии, на­вер­ное, из­ме­ря­ет­ся по­ряд­ком сот­ни, смо­гут га­ран­ти­ро­ван­но вы­явить все ви­ды син­те­ти­че­ских ана­ло­гов при­род­ных юве­лир­ных кам­ней. Но ес­ли ве­ро­ят­ность ошиб­ки кон­тро­ле­ра (не счи­тая за­трат вре­ме­ни) вы­со­ка, то за­чем та­кой кон­троль то­гда во­об­ще ну­жен?

А есть еще мас­са про­блем с кам­ня­ми мел­ких рас­се­вов, с глу­хой за­креп­кой кам­ней в юве­лир­ных из­де­ли­ях. И так да­лее – про­блем ма­ло не по­ка­жет­ся.

И все эти по­тен­ци­аль­ные про­бле­мы ра­ди ми­фи­че­ской «за­щи­ты по­тре­би­те­ля», ко­то­рой по­тре­би­тель и вос­поль­зо­вать­ся-то не в со­сто­я­нии, т.к. ка­мень на вто­рич­ном рын­ке все рав­но про­дать прак­ти­че­ски не­воз­мож­но.

С дру­гой сто­ро­ны, об­ман есть об­ман, и спра­вед­ли­во мне­ние, что не­важ­но, за­хо­чет ли ко­гда-ни­будь по­ку­па­тель юве­лир­но­го из­де­лия с при­род­ным юве­лир­ным кам­нем его про­да­вать – он в лю­бом слу­чае при по­куп­ке име­ет за­кон­ное пра­во знать, что же он по­ку­па­ет на са­мом де­ле.

Вер­но, име­ет та­кое пра­во по­ку­па­тель. Во­прос здесь в том, кто дол­жен обес­пе­чи­вать по­ку­па­те­лю это са­мое пра­во.

4.2. За­щи­та ин­те­ре­сов го­су­дар­ства и биз­не­са

Для го­су­дар­ства ор­га­ни­за­ция го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за рын­ком юве­лир­ных кам­ней – од­но­знач­ные и зна­чи­тель­ные из­держ­ки. Под­го­тов­ка кон­тро­ле­ров (гем­мо­ло­гов) са­ма по се­бе сто­ит не­де­ше­во, но ос­нов­ные за­тра­ты бу­дут и по хо­ду – экс­пер­ти­за юве­лир­ных кам­ней не мо­жет про­хо­дить быст­ро в прин­ци­пе! Зна­чит, ли­бо вы­бо­роч­ность про­ве­рок бу­дет ни­чтож­ной в мас­шта­бе рын­ка юве­лир­ных из­де­лий, ли­бо по­тре­бу­ет­ся огром­ный штат кон­тро­ле­ров. С огром­ны­ми за­тра­та­ми на этот штат.

А еще – до­ро­го­сто­я­щее гем­мо­ло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние. Рас­ход­ные ма­те­ри­а­лы (им­мер­си­он­ная жид­кость и пр.). Не мо­гут же кон­тро­ле­ры рас­счи­ты­вать на ис­поль­зо­ва­ние лишь про­стень­ких Gem-tester…

Для про­из­во­ди­те­лей и тор­гов­ли – так­же кон­троль за рын­ком юве­лир­ных кам­ней - од­ни из­держ­ки. Ведь лю­бой, а тем бо­лее – дли­тель­ный – кон­троль тре­бу­ет­ся об­слу­жи­вать, от­вле­кать пер­со­нал…

И ес­ли се­го­дня юве­ли­ры про­сят сни­зить срок опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния до 3 дней, то ка­кой же он ста­нет, этот срок, ес­ли в го­син­спек­ци­ях про­бир­но­го над­зо­ра нач­нут про­ве­рять юве­лир­ные встав­ки? Не­де­ли, ме­ся­цы? Не дай Бо­г!

5. Обя­за­тель­ная сер­ти­фи­ка­ция как спо­соб раз­го­на ин­фля­ции в юве­лир­ной тор­гов­ле

Од­ним из по­пу­ляр­ных ва­ри­ан­тов ор­га­ни­за­ции кон­тро­ля за рын­ком юве­лир­ных кам­ней ча­сто рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность вве­де­ния обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции.

То речь идет об обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции всех брил­ли­ан­тов пе­ред их мон­ти­ров­кой в юве­лир­ные из­де­лия, то об обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции толь­ко круп­ных брил­ли­ан­тов пе­ред их мон­ти­ров­кой в юве­лир­ные из­де­лия, то об обя­за­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции брил­ли­ан­тов, уже за­креп­лен­ных в юве­лир­ные из­де­лия.

Каж­дый из этих ва­ри­ан­тов име­ет свои тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ские не­до­стат­ки и до­сто­ин­ства, но все они вме­сте име­ют один не­до­ста­ток, де­ла­ю­щий идею на­прочь бес­смыс­лен­ной – не нуж­на ни­ко­му обя­за­тель­ная сер­ти­фи­ка­ция брил­ли­ан­тов в из­де­ли­ях в прин­ци­пе. Она не вос­тре­бо­ва­на по­тре­би­те­ля­ми, о чем бы­ло на­пи­са­но вы­ше. Не за­хо­чет по­валь­но по­тре­би­тель пла­тить за из­де­лие, снаб­жен­ное бу­маж­кой боль­ше, чем за из­де­лие без бу­маж­ки.

Тот не­боль­шой спрос по­тре­би­те­лей в сер­ти­фи­ци­ро­ва­нии брил­ли­ан­тов, ко­то­рый есть на на­шем рын­ке, пол­но­стью по­кры­ва­ет­ся де­я­тель­но­стью име­ю­щих­ся ком­мер­че­ских гем­мо­ло­ги­че­ских ла­бо­ра­то­рий. При­чем и этим вла­дель­цам из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми бы­ва­ет ну­жен во­об­щем-то не сер­ти­фи­кат на брил­ли­ант, а экс­перт­ное за­клю­че­ние на не­го. Что не со­всем то же са­мое.

Все пе­ре­чис­лен­ное ни­как не озна­ча­ет то­го, что сер­ти­фи­ци­ро­ван­ные юве­лир­ные кам­ни ни­ко­му не нуж­ны. Ры­нок сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных юве­лир­ных кам­ней (и­ли снаб­жен­ных экс­перт­ным за­клю­че­ни­ем, не важ­но) и ры­нок юве­лир­ных кам­ней в мас­со­вых из­де­ли­ях – это два со­вер­шен­но раз­ных, не пе­ре­се­ка­ю­щих­ся рын­ка.

В за­ру­беж­ных стра­нах при­об­ре­та­е­мые юве­лир­ные из­де­лия с встав­ка­ми из при­род­ных кам­ней ча­сто снаб­жа­ют­ся не­ки­ми со­про­во­ди­тель­ны­ми до­ку­мен­та­ми, ино­гда на­зы­ва­е­мы­ми сер­ти­фи­ка­та­ми.
Од­на­ко, во-пер­вых, это не тре­бо­ва­ние мест­но­го за­ко­но­да­тель­ства, а доб­рая во­ля про­дав­ца, его мар­ке­тин­го­вый ход.

А, во-вто­рых, та­кие «сер­ти­фи­ка­ты» - это во­все не сер­ти­фи­ка­ты, а экс­перт­ные за­клю­че­ния, а ча­ще – про­сто со­про­во­ди­тель­ные бу­маж­ки, го­то­вя­щи­е­ся са­мим про­дав­цом и да­ю­щие ин­фор­ма­цию лишь о на­име­но­ва­нии оправ­лен­ных юве­лир­ных кам­ней в из­де­ли­ях, и их мас­се, без ука­за­ния ха­рак­те­ри­стик. По­нят­но, что роль та­ких до­ку­мен­тов – со­зда­ние до­ве­рия к до­ро­го­сто­я­ще­му то­ва­ру, при­об­ре­те­ние ко­то­ро­го воз­мож­но и в ин­ве­сти­ци­он­ных це­лях. Но это не до­ку­мент «за­щи­ты».

6. Аль­тер­на­ти­ва гос­кон­тро­лю – доб­ро­воль­ный кон­троль рын­ка юве­лир­ных кам­ней со сто­ро­ны от­рас­ле­вой об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции

По­вы­ше­ние ин­фор­ми­ро­ван­но­сти по­ку­па­те­ля о встав­ках в юве­лир­ных из­де­ли­ях нуж­но преж­де все­го са­мо­му юве­лир­но­му биз­не­су, юве­лир­ной тор­гов­ле. Прав­да, лишь на эта­пе на­сы­ще­ния рын­ка, ко­гда на­чи­на­ет­ся ре­аль­ная кон­ку­рен­ция за ко­ше­лек по­ку­па­те­ля. Соб­ствен­но, к это­му мы уже по­до­ш­ли. Кри­зис под­толк­нул.

Но юве­лир­ный биз­нес – это не про­сто на­бор ор­га­ни­за­ций, а это уже юве­лир­ное со­об­ще­ство. Ко­то­рое мо­жет и уже долж­но вы­пол­нять не­кие функ­ции са­мо­ор­га­ни­за­ции сво­е­го рын­ка. В том чис­ле – в ча­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ряд­ка обо­ро­та юве­лир­ных вста­вок и из­де­лий с ни­ми.

При этом во­все не обя­за­тель­но, что­бы в от­рас­ли по­яви­лась юри­ди­че­ски оформ­лен­ная са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щая ор­га­ни­за­ция. Ко­неч­но, луч­ше бы­ло бы, ес­ли этим ре­ши­ла за­нять­ся про­филь­ная и ве­ду­щая об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция юве­ли­ров - на­при­мер, в Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» этим мо­жет за­ни­мать­ся спе­ци­аль­но вос­ста­нов­лен­ный Ко­ми­тет по юве­лир­ным кам­ням (ра­нее та­кой су­ще­ство­вал и ак­тив­но ра­бо­тал). Кста­ти, в ко­ми­тет вхо­ди­ли то­гда и пред­ста­ви­те­ли гос­стурк­тур – Го­хра­на Рос­сии и др.

Ес­ли юве­ли­ры са­ми не со­бе­рут­ся что-то пред­при­нять в сфе­ре обо­ро­та юве­лир­ных вста­вок, то это сде­ла­ют за них. И не в их поль­зу.

Что же мож­но и нуж­но сде­лать юве­лир­но­му со­об­ще­ству в дан­ном на­прав­ле­нии?

1.Ор­га­ни­зо­вать раз­ра­бот­ку стан­дар­то­в/ре­гла­мен­тов по все­му спек­тру ис­поль­зу­е­мых в юве­лир­ных из­де­ли­ях вста­вок. Зна­чи­тель­ная ра­бо­та уже про­де­ла­на. Есть на­ра­бот­ки у Го­хра­на Рос­сии, Гем­мо­ло­ги­че­ско­го цен­тра МГУ и др. Нуж­но все тща­тель­но об­су­дить и до­де­лать то, че­го не хва­та­ет. С уче­том ори­ен­ти­ра на но­мен­кла­ту­ру CIBJO.
Важ­но, что­бы за­бо­та о по­тре­би­те­ле не пре­вра­ти­лась в про­фа­на­цию. Что тол­ку по­тре­би­те­лю в ка­ких-то бу­ков­ках и ци­фер­ках на бир­ке? Он же про­чи­тать-то их не все­гда мо­жет, а не то, что­бы что-то по­нять и оце­нить ра­зум­ность сво­ей по­куп­ки…
И это се­год­ня, ко­гда у каж­до­го по­тре­би­те­ля в кар­ма­не смарт­фон с ка­ме­рой, и су­ще­ству­ет мас­са при­ло­же­ний для счи­ты­ва­ния штрих-ко­дов и пр., да­ю­щих рас­кры­тую ин­фор­ма­цию о то­ва­ре. Хо­тя лич­но мне боль­ше сим­па­ти­зи­ру­ют RFID чи­пы и ска­не­ры для их счи­ты­ва­ния, уста­но­вить ко­то­рые за ко­пей­ки мож­но в каж­дом юве­лир­ном ма­га­зи­не.
Здесь есть мно­го че­го об­суж­дать. И это об­суж­дать в юве­лир­ном со­об­ще­стве на­до.

2.Ор­га­ни­зо­вать раз­ра­бот­ку форм об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля на рын­ке. Опре­де­лить­ся, что и как мо­жет кон­тро­ли­ро­вать юве­лир­ное со­об­ще­ство. Как во­об­ще стро­ить нам об­ще­ствен­ный кон­троль. Ко­ми­тет Ас­со­ци­а­ции по эти­ке? Ко­ми­тет Ас­со­ци­а­ции по тор­гов­ле?
Ка­кие об­ще­ствен­ные санк­ции за на­ру­ше­ния? Ка­кие по­ощ­ре­ния чест­ным про­дав­цам и юве­ли­рам? Как ор­га­ни­зо­вать ре­клам­ную кам­па­нию по ин­фор­ми­ро­ва­нию по­тре­би­те­лей?
Все это нуж­но рас­смат­ри­вать и вво­дить.

3.Ор­га­ни­за­ция мо­ни­то­рин­га со­блю­де­ния ин­фор­ми­ро­ва­ния по­тре­би­те­лей о встав­ках.Ве­ро­ят­но, как ми­ни­мум, на пер­вых по­рах, об­ще­ствен­но­му кон­тро­лю в ча­сти ин­фор­ми­ро­ва­ния по­тре­би­те­лей о юве­лир­ных встав­ках долж­ны бу­дут под­вер­гать­ся толь­ко чле­ны Ас­со­ци­а­ции. Соб­ствен­но, это долж­но стать их кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством. Как луч­ше ор­га­ни­зо­вать та­кой кон­троль, а луч­ше ска­зать – мо­ни­то­ринг?

4.Ор­га­ни­за­ция ве­де­ние ре­ест­ра чест­ных и не­чест­ных ком­па­ний на сай­те Ас­со­ци­а­ции.Ду­ма­ет­ся, как не­кая мяг­кая (и­ли не мяг­кая?) та­кая ме­ра мо­жет быть умест­на.

Луч­ше са­мих участ­ни­ков юве­лир­но­го биз­не­са все это ни­кто не сде­ла­ет. Точ­нее, так: луч­ше для по­тре­би­те­лей и са­мих участ­ни­ков рын­ка.

Мо­жем ни­че­го и не де­лать. То­гда най­дет­ся ка­кая-ни­будь не­про­филь­ная ор­га­ни­за­ция, ти­па «Об­ще­ства за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей», и на­пи­шет нам что-ни­будь, впо­след­ствии с по­да­чи вла­сти пре­вра­тив­ше­е­ся в на­шу обя­за­тель­ную для ис­пол­не­ния нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу.

Точ­нее, пер­вый та­кой про­ект уже на­пи­сан – в 55 по­ста­нов­ле­ние, о чем го­во­ри­лось вы­ше…

[ Ювелирные Известия ]

  • 20 марта 2015 г.:

    Взгляд очень интересный, но я, как участник рынка цветных камней, несколько опасаюсь добровольной сертификации в условиях, когда она не результат запроса "снизу", от потребителя, а контролируется профобъединениями. Я-то больше верю в пропаганду среди потребителей, в их, так сказать, обучение. Хотя пока вот часто просят сертификат или экспертное заключение не очень понимая, что важно, когда он выдан третьей стороной, которой можно доверять и не имеет смысла самописный или выданный неизвестными азиатами.

    Но вот контроль условной ассоциации...

    С одной стороны - да, нам скрывать нечего и получение в независимой от нас геммологической лаборатории экспертных заключений это не страшный вариант. Благо, что камни не однотипная калибровка. И, собственно, мы сами сортируем цветные камни по нашим внутренним стандартам, основанным по чистоте на старых стандартах ГИА для цветных камней, а по качеству огранки на наших взглядах на правильное качество огранки :)

    С другой стороны - вот некий контроль со стороны некоей ассоциации, тут есть риски. Это, теоретически, может быть инструментом конкурентной борьбы не "честных" с "нечестными", а друзей с остальными. Условно говоря - кто-то собрался, создал междусобойчик и вывешивает списки "честных компаний" из дружественного круга, куда остальные изначально не допускаются по каким-то формальным признакам, скажем. Да и я вот не хочу кого-то пускать из общественников для контроля, так сказать "а судьи кто?". Хотя я доверяю некоторым лабораториям, но, опять же, не хотел бы, чтобы они стали "вершителями судеб" в плане монополизации рынка.

    P.S. А точно по 55 речь об инициативе именно ОЗПП, а не какой-то организации со схожим названием? Они ж вообще, вроде, со статусом иностранного агента за получение иностранных средств на политическую деятельность. Я очень удивлюсь, если их инициативы кем-то принимаются во власти.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->