Завод Zorka создали Игорь Зайцев и Олег Костюкович. Они с начала 90-х занимались продажами импортных ювелирных изделий и часов в Беларуси, постепенно создав сеть Ziko из 80 магазинов. Став крупными ритейлерами, бизнесмены задумались о собственном производстве. Для этих целей компания почти семь лет арендовала производственные помещения у трикотажной фабрики "Алеся". Параллельно велась работа по созданию собственного завода. Благо был выделен участок для строительства в СЭЗ "Минск", промзоне "Шабаны".
Генеральным архитектором выступил итальянец Джузеппе Даль Досо, проектировавший завод для знаменитой ювелирной компании Tiffany, а также многие крупные заводы в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Японии и др.
В Минске завод планировалось ввести в эксплуатацию в 2013 году. Но реальность внесла свои коррективы. В итоге на сложном этапе завершения строительства в компанию был приглашен Леонид Фармагей – в недалеком прошлом главный милиционер Витебска и Минска. "В то время здесь требовалось жесткое администрирование", - поясняет представитель компании. Сейчас Фармагей отвечает за отношения с госорганами.
Осенью 2014 года в "Зико" пришел еще один влиятельный менеджер – Дмитрий Дичковский, который 12 лет возглавлял "Милавицу". "С компанией "Зико" мы (бизнес-школа ИПМ. - TUT.BY) давно сотрудничали по различным образовательным и консалтинговым проектам. Мне поступило предложение заняться более плотно стратегией и корпоративным управлением компании. Вместе с тем для меня эта тема (производство и розница) знакомая. Сейчас достаточно сложное время, поэтому необходима команда людей, способная вывести компанию на новый уровень развития. Это определенный вызов спокойной жизни, но думаю, что у нас все получится", - поясняет новоиспеченный председатель совета директоров группы компаний Ziko, в которую входят завод Zorka и одноименная розничная сеть.
Игорь Зайцев (слева) и Дмитрий Дичковский (справа) |
Сергей Щедров |
Новое здание имеет площадь в 15 тысяч квадратных метров.
- Фактически сегодня ювелирный завод Zorka – это 4 завода в одном, - рассказывает Щедров и поясняет: - Непрерывное литье, штамповка, бесшовные обручальные кольца и аффинажное производство. И это не говоря уже о собственной лаборатории.
В новое производство был внедрен ряд принципиально новых технологических процессов, не имеющих аналогов в СНГ: трехмерное моделирование, литье с камнями, производство бесшовных обручальных колец, лазерная резка и др.
На предприятии производится широкий ассортимент ювелирных изделий: от обручальных колец без вставок до эксклюзивных украшений из золота 14 и 9 карат со вставками из драгоценных камней.
По предварительным данным, консолидированный по МСФО оборот группы компаний Ziko за 2014 год сложился на уровне 60 млн долларов, что примерно соответствует уровню 2013 года "с небольшим приростом", уточнил Дичковский. Но в сети Ziko продается не только продукция завода Zorka, но также ювелирные изделия и часы других производителей. В обороте магазинов продажа часов занимает 20%, а ювелирных изделий - 80%. Примерно половину от реализуемых ювелирных изделий составляет продукция Zorka.
Мы уже сообщали, что нынешняя ситуация на финансовом рынке и мораторий на рост цен крайне негативно отражаются на работе компании. Основным поставщиком золота для завода является Минфин Беларуси. "Они подняли цены на 30%. Мы аналогичным образом поступить не можем", - сказал Дичковский. "Сейчас мы ведем переговоры по альтернативным источникам сырья", - уточнила гендиректор компании Диана Савицкая.
При знакомстве с заводом бросается в глаза много свободного пространства. Позже выясняется, что производственные мощности задействованы на 13%. В среднем на заводе выпускается 70 кг изделий в месяц. Плановая мощность - 500 кг в месяц.
На данный момент продукция Zorka реализуются преимущественно на внутреннем рынке в сети магазинов Ziko. В этом году Zorka ставит задачу выйти на российский рынок, закрепиться там и к 2016 году иметь устойчивые каналы продаж. "Мы видим, что с 2016 года увеличение экспортных продаж будет драйвером роста группы компаний в целом. Программа на этот год - вход в мультибрендовые ювелирные сети России, организация до 200 точек продаж. В "Милавице" мы начинали с создания собственных магазинов, но потом перешли на франчайзинг. Здесь мы сразу идем по второму пути, поскольку открывать в России собственные магазины - дорогостоящее удовольствие и в нашем случае неэффективное", – пояснил Дичковский.
Успешное функционирование российских точек продаж позволит увеличить общие продажи группы компаний на 20-25%. Если все пойдет удачно, то белорусской частной компании за три-четыре года по силам занять 5-6% рынка РФ, отмечают специалисты.
Впрочем, ряд экспертов полагает, что для выхода на российский рынок сейчас не самое лучшее время. Экономика соседней страны стагнирует, покупательная способность населения снижается, а ювелирные изделия не относятся к товарам первой необходимости. Однако в компании излучают оптимизм.
- Конкуренция в России, конечно, очень серьезная, но такого уровня производственных мощностей, как у нас, в РФ нет, - говорит Дичковский. - Это первое. Во-вторых, мы хотели бы сделать акцент на постоянной сменяемости коллекции и предложить рынку что-то новое, приуроченное не только к смене сезонов (сезонные fashion-коллекции), но и flash-коллекции, которые будут приурочены к другим знаковым событиям, не повторяемым из года в год. Эта частая сменяемость, мониторинг потребностей нашего конечного покупателя вселяет в нас надежду на то, что у нас есть определенные шансы даже в сложное время успешно закрепиться на российском рынке.
На этой неделе Ziko устроила для представителей российских и казахстанских сетей грандиозную презентацию. Помимо дня открытых дверей на заводе, она включала фуршет и вечернюю шоу-программу в Prime Hall.
- От этих мероприятий будет во многом зависеть, как сработаем в текущем году", - несколько раз повторили представители "Зорки", говоря о ближайших планах.