Продавать драгоценные камни выгодно на двух этапах — после добычи в виде сырья и уже в составе ювелирного изделия. Однако за последние 10 лет предприятия по огранке в России практически исчезли. Крупнейший и самый известный в России завод по огранке алмазов «Кристалл» находится в Смоленске. Он стоял у истоков создания так называемой «Русской огранки» — обработки алмазов по математически выверенным пропорциям, идеально симметричным и обеспечивающим максимально эффектную игру света внутри камня.
— Когда «Кристалл» продает свои бриллианты иностранным заказчикам, заводу платят специальную премию за качество огранки. Есть вот эта Russian Cut (с англ. «Русская огранка». — Прим. LifeNews) — это внутриотраслевой бренд, — рассказал эксперт алмазного отраслевого информационного агентства Rough&Polished Сергей Горяинов.
Парадоксально, что предприятие, где трудятся одни из самых лучших огранщиков в мире, работает практически в убыток — сокрушительный удар по нему нанес кризис 2008 года. Теперь же завод планируют исключить из списка стратегических объектов и выставить на торги. После этого, опасаются специалисты, Россия может пойти по пути Индии и Китая: использовать дешевую рабочую силу, которая, однако, выдает более низкое качество огранки камней.
По нему, например, пошла московская гранильная фабрика «СД Даймонд»: арендовала помещение у местного колледжа, поставила станки, привезла сотрудников из Индии, которые и занимаются огранкой бриллиантов.
— Индусы тоже дорого нам обходятся, — заявил исполнительный директор ООО «СД Даймонд» Владимир Бугаев. — Их надо привезти, поселить, надо оплатить им проживание и питание.
Но даже так получается дешевле, чем нанимать россиян. Предприятие входит в огромный индийский холдинг по производству бриллиантов, но зарегистрировано, как российское, и не платит шестипроцентный налог на покупку сырья. Не удивительно, что иностранцы заинтересовались возможностью построить в Якутии заводы по огранке алмазов. В этом случае качественное сырье они смогут покупать без пошлины, гранить и затем продавать за рубеж. В этом случае «Русская огранка» рискует стать таким же воспоминанием, как изделия последнего русского ювелирного бренда — «Фаберже».