МИ-14/184 от 24.11.14
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.НАРЫШКИНУ
УВАЖАЕМЫЙ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ !
В настоящее время в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии завершается подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 504864-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней).
Обсуждение поправок в законопроект проводилось в ходе заседаний Рабочей группы Комитета и работы "Круглого стола", куда были приглашены представители общественных организаций, объединяющих предприятия, которые работают в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В ходе обсуждения Ассоциация "Гильдия ювелиров России" инициировала и отстаивала ряд поправок в законопроект, которые профессиональным сообществом ювелиров были признаны крайне значимыми для отрасли.
Нужно отметить, что сообщество ювелиров (производителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней) оценивает, предложенные в законопроекте меры по установлению государственного контроля и надзора за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, в целом, положительно, т.к. такой контроль должен, в первую очередь, благоприятно сказаться на развитии бизнеса добросовестных участников рынка, за счeт ликвидации конкурентных преимуществ недобросовестных участников рынка, вследствие мер контроля.
Однако, по оценкам нашего сообщества, ряд положений законопроекта способны оказать крайне негативное воздействие на работу всей ювелирной отрасли и добросовестных производителей, в первую очередь.
В частности, осуществление государственного контроля предполагается вводить без определения перечня обязательных требований к производству продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые и подлежат этому контролю.
Также, при осуществлении государственного контроля, предусматриваются особые экстренные формы и методы контрольных мероприятий, большей частью, подходящие для отраслей, производящих опасную для жизни и здоровья граждан продукцию, либо способную нанести существенный ущерб интересам граждан и государства. Например, проведение внеплановой проверки при возникновении угрозы имуществу юридических и физических лиц, а также проведение внеплановой проверки безотлагательно, без согласования с прокуратурой.
То есть, устанавливаются более жeсткие методы контроля, а контролeры наделяются более широкими полномочиями, нежели предусмотренные в 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", без достаточных на то оснований. Ювелирная отрасль производит предметы личного обихода - украшения, которые на сегодняшний день не являются валютными ценностями, или средством накопления, и они не могу создавать опасность для жизни и здоровья граждан, либо угрозу интересам граждан и государства. Наша продукция находится в свободном гражданском обороте, без ограничений, для производства ювелирных украшений не установлен разрешительный порядок (лицензирование вида деятельности).
У сообщества ювелиров возникают закономерные опасения, что совокупность таких норм законопроекта в области государственного контроля может способствовать возникновению административного произвола, коррупционных связей и порождению практики "заказных" проверок со стороны недобросовестных конкурентов.
Ещe существуют опасения, связанные с нарушением устоявшейся технологии производства в отрасли. С одной стороны, законопроект устанавливает чeткие требования к производителям по обязательной сдаче на аффинаж (очистку от примесей) определeнных категорий вторичного сырья и отходов, что должно обеспечить качество драгоценных металлов, поступающих на ювелирные предприятия. Но, с другой стороны, законопроект одновременно предполагает снижение стандарта качества аффинированных металлов, относительно стандартов, действующих сегодня. Снижение стандарта качества исходного сырья (драгоценных металлов) неминуемо повлечeт за собой снижение качества конечной продукции - ювелирных изделий, а также вызовет необходимость перестройки технологических процессов.
Договориться с аффинажными предприятиями о выпуске продукции по стандарту более высокому, чем будет установлено законом, очень сложно, т.к. они, по сути, являются монополистами в этой сфере, перечень предприятий осуществляющих аффинаж устанавливается Правительством РФ.
Объeм, производимой в отрасли продукции, не так велик в масштабе ВВП страны, чтобы заслуживать особого к ней внимания со стороны органов власти, но наша отрасль - одна из немногих несырьевых отраслей экономики, которая выпускает качественную и конкурентоспособную продукцию по мировым стандартам. Наша отрасль не только способна обеспечить полностью потребности внутреннего рынка, но и готова успешно конкурировать на внешних рынках. Учитывая полную обеспеченность отечественным сырьeм (драгоценными металлами и камнями), ювелирная отрасль имеет огромный экспортный потенциал. Продавать ювелирные изделия гораздо выгоднее, чем исходное сырьe, выгоднее для всех, для предпринимателей, для занятых в отрасли работников, для государства.
Избыточное административное давление и избыточно жeсткие методы контроля, естественно, увеличат и без того большие издержки производства, собьют его ритмичность, уменьшат инвестиционную привлекательность и уровень предпринимательской активности.
К сожалению, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению нам не удалось убедить оппонентов в необходимости учeта мнения предпринимательского сообщества ювелиров. Инициированные и отстаиваемые нашим сообществом поправки были отклонены. Ввиду крайней важности этих поправок для недопущения негативных последствий для отрасли просим вернуться к рассмотрению представленных поправок в ходе второго чтения законопроекта.
С уважением,
Председатель Совета Ассоциации
Геворкян Г.Г.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
поправок в проект федерального закона № 504864-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", инициированных и поддерживаемых Ассоциацией "Гильдия ювелиров России", и признанных существенно влияющими на работу всей ювелирной отрасли.
№№ | Содержание поправки | Ожидаемые последствия отклонения поправки | Результат рассмотрения |
1. 2. 3. |
Установить закрытый перечень обязательных требований, подлежащих контролю. Заменить требование об уведомлении прокуратуры о проведении внеплановой проверки на согласование проведения проверки. Исключение из оснований проведения внеплановой проверки «Угрозы имуществу физических и юридических лиц» |
- возникновение административного произвола со стороны контролирующих органов в отношении проверяемых предприятий; -возникновение коррупционных связей между контролирующими органами и проверяемыми предприятиями; -возникновение практики организации заказных проверок в интересах недобросовестных конкурентов. |
Отклонены |
4. | Введение в законопроект понятия «именник импортера» |
сохранение конкурентных преимуществ ведения бизнеса за импортерами; отсутствие способа идентификации импортера ювелирных изделий; сохранение возможности сокрытия страны происхождения изделий, с целью введения в заблуждение потребителей. |
Отклонена |
5. | Снятие ограничений на использование отходов производства и лома ювелирных изделий в производственных процессах без аффинажа. |
увеличение затрат производителей; увеличение сроков оборота металла; усложнение и увеличение стоимости давальческих схем переработки; выведение за рамки правового поля изготовления изделий по договорам бытового подряда с физическими лицами. |
Принята частично, только относительно отходов собственного производства и лома изделий собственного производства. |
6 | Сохранение требований ГОСТа к аффинированным металлам. |
снижение стандарта качества аффинированных металлов повлечет за собой снижение качества ювелирных изделий; потребуется изменение технологий производства изделий из-за запрета на самостоятельное обогащение золота до 99,5. |
Отклонена |
7. | Исключение специальных требований к перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в частной собственности. |
сохранение издержек на специальный транспорт и вооруженную охрану; выведение за рамки правового поля практики перевозки ювелирных изделий службами курьерской доставки; возникновение проблем с организацией доставки ювелирных изделий при их продаже через Интернет. |
Принята частично, только относительно ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. |
[ Ювелирные Известия ]
Все-таки нужно организовывать федеральную службу по надзору за оборотом ДМ и ДК, чтобы нынешний пробирный надзор остался только для клеймения, а не для контроля. А так только коррупция разрастается.