Доля De Beers, алмазодобывающего гиганта на рынке алмазного сырья, значительно упала по сравнению с ее пиковым значением, составлявшим свыше 80% в 1980-е годы, но компания все еще имеет репутацию, несколько не внушающую доверия.
И на самом деле, Пол Зимницки (Paul Zimnisky), эксперт в этой отрасли, сказал в начале этого года, что многие люди, не принадлежащие к алмазной отрасли, полагают, что монополия De Beers продолжает сохраняется, считая компанию неискренней, как она описана в известной статье Эдварда Джея Эпштейна в 1982 году в издании Atlantic.
Но в действительности те дни далеко в прошлом. В настоящее время компании De Beers принадлежит около 36 процентов рынка алмазного сырья, согласно мнению Зимницки, и хотя этот показатель должен подняться до 40 процентов, когда откроется рудник Гачо Куэй (Gahcho Kue), ясно, что De Beers не является всеобъемлющей компаний, замыкающей на себе все, какой она была в свое время.
Она также стала менее закрытой, и это стало ясно на прошлой неделе во время презентации, проведенной компанией Anglo American (LSE:AAL), мажоритарным акционером компании De Beers. В ходе презентации компания представила в общем виде движение вперед ключевых трендов рынка алмазов, включая основные моменты:
Предложение. Во всем мире в 2013 году было добыто около 146 млн каратов (стоимостью $18 млрд). Но ожидается, что после 2020 года объемы производства будут падать.
Спрос. «В отличие от спроса на драгоценный металл, единственной движущей силой для стоимости алмазов является спрос на ювелирные изделия со стороны конечного потребителя», - говорится в отчете. В результате, спрос на алмазы «в значительной мере соотносится с ростом экономической активности». Как видно, Соединенные Штаты остаются основным рынком для бриллиантов, но учитывая рост среднего класса в Китае, эта страна также становится ключевым потребителем бриллиантов, в частности, спрос в 2018 году должен достичь $31 миллиарда.
Запросы потребителя. «Изменение запросов» новых потребителей, похоже, придаст большее значение брендированию и этическому происхождению драгоценностей.
Цепочка создания добавленной стоимости. Правительства стран-производителей алмазов «будут искать возможности участвовать в цепочке создания большей добавленной стоимости». Кроме того, на все аспекты цепочки создания добавленной стоимости будет оказывать влияние технология.
Онлайновые каналы. Онлайновые каналы будут приобретать все большее значение в торговле бриллиантами.
Но в ходе презентации также была раскрыта информация, которую De Beers никогда раньше не предавала гласности, включая то, «откуда поступают ее самые лучшие алмазы и бриллианты и сколько они принесли за карат», - сообщает агентство Bloomberg. (Для тех, кому это интересно, De Beers восстановила 22,1 млн каратов из Ботсваны, что значительно больше, чем она получила из Канады, Намибии и ЮАР, и камни из этой страны также были самого высокого качества).
Эти и другие данные не раскрывались раньше в основном из-за того, что De Beers была частной компанией, принадлежащей семейству Оппенгеймеров. Но пару лет назад семья продала свою оставшуюся 40-процентную долю компании Anglo American, и сейчас Марк Кьютифани (Mark Cutifani), главный исполнительный директор Anglo, надеется, что шаги в сторону прозрачности позволят привлечь больше инвесторов.
По мнению Джереми Рэтхолла (Jeremy Wrathall), руководителя по мировым природным ресурсам в компании Investec, это хороший шаг. Он сказал изданию Bloomberg, что «прозрачность, раскрытие информации и открытость служат самым насущным интересам акционеров», добавив, что «они не могут это резко пресечь и сказать «нет»». Кроме того, Аниш Аггарвал (Anish Aggarwal), партнер из Gemdax, базирующейся в Антверпене отраслевой консультационной фирмы, сказал новостному информагентству, что презентация, проведенная на прошлой неделе, наряду с выходом отраслевого отчета в сентябре «поможет сделать De Beers как актив более привлекательной».
При этом Anglo не является совершенно эгоистичной в своих планах привлечения инвесторов. Bloomberg отмечает, что за последние пять лет цены на алмазы повысились почти на 75 процентов, и Anglo видит впереди более светлые времена для драгоценных камней - как указывалось, компания прогнозирует, что в 2018 году спрос на бриллианты достигнет $31 миллиарда. Поэтому возможно, что инвесторы смогут получить выгоду, имея долю в De Beers через Anglo American. Конечно, это возможность для энтузиастов алмазной отрасли нацелиться на движение вперед.