В работе совещания принял участие заместитель главы ведомства Андрей Кашеваров.
К интернет-посредникам в ассоциации отнесли известные сервисы «Товары@mail.ru», «Яндекс.Маркет», Price.ru, Wikimart.ru.
В АКИТ указали на то, что посреднические площадки в интернете сами не занимаются продажей товаров, но предоставляют возможность продвигаться их продавцам путем размещения их рекламы и ссылок на интернет-магазины.
Как считает АКИТ, такие посредники активно участвуют в формировании конкурентной среды, однако не проверяют достоверность размещаемой у них рекламы, не проверяют самих рекламодателей и не несут никакой ответственности перед покупателями товаров. Поэтому они фактически находятся вне какого-либо контроля в рамках действующего в стране регулирования, полагают в АКИТ, хотя и получают прибыль от своей деятельности.
Ассоциация призвала к введению специального регулирования правоотношений в интернет-торговле, созданию необходимых для этого отраслевых нормативных актов и выработке четкого правоприменения в этой сфере.
В своих выступлениях представители АКИТ указали на то, что интернет-торговля — один из факторов экономического развития страны. Среднегодовой темп роста ее объема в 2009-2013 годах составил 36 процентов против 13 процентов годового роста торговли страны в целом. В результате в 2013 году оборот интернет-торговли в России достиг 17 миллиардов долларов (2,3 процента оборота обычной торговли в стране).
В то же время, по мнению представителей ассоциации, правильно развитию торговли в сети мешает высокий уровень контрафакта среди продаваемых через интернет товаров. В частности, в наиболее продаваемой через интернет категории товаров — электронике — контрафакт составляет 10-30 процентов, в товарах для дома — 20 процентов, в мебели и ювелирных украшениях — по 50 процентов. А среди продаваемых в интернете детских игрушек поддельных 55 процентов.
Одними из виновников этой ситуации в АКИТ назвали посреднические площадки в интернете. Впрочем, основная причина недовольства интернет-торговцев посредническими сервисами, очевидно, в другом. По данным самой АКИТ, лишь 15-35 процентов покупателей заходят на сайты интернет-магазинов напрямую, а интернет-посредники обеспечивают 65-85 процентов их посещений. За это интернет-торговцы должны платить посредникам. Такая ситуация не нравится продавцам, чем, возможно, и определяется их желание подрегулировать своих конкурентов.
По итогам совещания принято решение о создании рабочей группы, которая должна будет осудить вопрос о путях решения вопросов защиты покупателей в интернете, в том числе, от контрафактной продукции. В состав группы предполагается пригласить представителей ФАС, товаропроизводителей, интернет-магазинов и сервисных интернет-компаний.