Ювелир: художник или литейщик

Раздел: Рынки
24 сентября 2014 г.

Про­фес­сия юве­ли­ра все­гда счи­та­лась край­не вы­год­ной и вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой, а дра­го­цен­ные укра­ше­ния и пред­ме­ты рос­ко­ши оста­ют­ся вос­тре­бо­ван­ны­ми, не­смот­ря на ка­при­зы мо­ды или эко­но­ми­че­ские по­тря­се­ния. Но на пят­ки част­ным ма­сте­рам ста­ли на­сту­пать се­те­ви­ки с ко­лос­саль­ным ас­сор­ти­мен­том. Мож­но ли се­го­дня за­ра­бо­тать на юве­лир­ных укра­ше­ни­ях, и как из­ме­нил­ся «дра­го­цен­ный» биз­нес? Что се­го­дня вы­би­ра­ет ры­бин­ский по­тре­би­тель — экс­клю­зив или де­ше­виз­ну?

Юве­лир-пред­при­ни­ма­тель­

Оль­га Фе­до­ро­ва в юве­лир­ном биз­не­се семь лет. Сей­час она вла­де­ет круп­ным ма­га­зи­ном се­ти «ЮвеЛи­ра», где пред­став­ле­ны укра­ше­ния на лю­бой вкус и ко­ше­лек, но счи­та­ет, что дер­жать­ся на пла­ву ей поз­во­ля­ет из­го­тов­ле­ние из­де­лий на за­каз.

— Юве­лир­ные укра­ше­ния на за­каз — очень вос­тре­бо­ван­ная услу­га. Ес­ли с вит­ри­ны про­да­ет­ся око­ло 250 грам­мов зо­ло­та в ме­сяц, то за­ка­зы­ва­ют око­ло 400 грам­мов. Но со­всем от­ка­зать­ся от вит­рин­ных про­даж, и за­ни­мать­ся толь­ко из­го­тов­ле­ни­ем я не мо­гу. Не­смот­ря на рен­та­бель­но­сть, раз­ни­ца не­зна­чи­тель­ная: в мас­шта­бах юве­лир­но­го ма­га­зи­на 100–150 грам­мов — это не­мно­го. Из­де­лие на за­каз — это га­ран­ти­ро­ван­ная про­да­жа. Я мо­гу быть уве­ре­на на сто про­цен­тов, что его ку­пят и, та­ким об­ра­зом, рас­счи­тать бюд­жет и при­быль впе­ред. А ко­гда я вкла­ды­ваю свои день­ги в ме­талл, при­об­ре­тая се­рий­ную про­дук­цию, то все­гда рискую, так как не знаю, ко­гда из­де­лие бу­дет про­да­но. По­это­му лич­но я ста­ра­юсь про­дви­гать как услу­гу имен­но из­го­тов­ле­ние. Это вы­год­но и для ме­ня, и для по­ку­па­те­лей, — рас­ска­зы­ва­ет Оль­га.

Укра­ше­ние с вит­ри­ны с на­цен­кой ори­ен­ти­ро­воч­но в два ра­за до­ро­же за­каз­но­го, хо­тя из­де­лия име­ют оди­на­ко­вый вес, фор­му, про­бу и да­же бир­ку, их из­го­тав­ли­ва­ют од­ни и те же лю­ди на од­ном и том же за­во­де. Все де­ло в сро­ках. Оль­га ра­бо­та­ет на­пря­мую с за­во­дом в Ко­стро­ме, где за­каз вы­пол­ня­ет­ся око­ло ме­ся­ца, по­это­му в юве­лир­ном са­ло­не че­ло­век ре­ша­ет сам: го­то­вое из­де­лие здесь и сей­час, но в два ра­за до­ро­же, или бо­лее вы­год­ная по­куп­ка, но че­рез ме­сяц. Оль­га Фе­до­ро­ва по­яс­ня­ет, укра­ше­ния с вит­ри­ны рас­счи­та­ны на лю­дей, огра­ни­чен­ных в сро­ках, но та­ких по­ку­па­те­лей ма­ло, а юве­лир­ных ма­га­зи­нов мно­го. По­это­му ра­бо­та на за­каз — это од­на из форм кон­ку­рент­ной борь­бы.

По­ку­па­те­лям это да­ет воз­мож­ность не толь­ко сэко­но­мить, но и по­лу­чить экс­клю­зив­ную ве­щь. Но го­тов ли ры­бин­ский по­тре­би­тель за­пла­тить за экс­клю­зив? По сло­вам Оль­ги, в ос­нов­ном к юве­ли­ру об­ра­ща­ют­ся об­ла­да­те­ли сво­е­го зо­ло­та: оди­но­кой се­реж­ки, разо­рван­ной це­поч­ки, ста­ро­го по­гну­то­го коль­ца. И за­ка­зы­вая укра­ше­ние, лю­ди ду­ма­ют о том, как сде­лать его де­шев­ле, а не уни­каль­нее.

— В ос­нов­ном укра­ше­ния на за­каз из­го­тав­ли­ва­ют по шаб­ло­нам, ко­то­рые пред­став­ле­ны у нас в ка­та­ло­ге. С ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми эс­ки­за­ми при­хо­дят лю­ди с хо­ро­шим до­стат­ком. В Ры­бин­ске есть ма­те­ри­аль­но обес­пе­чен­ные жи­те­ли, го­то­вые по­тра­тить боль­шие день­ги за экс­клю­зив­ное укра­ше­ние, но, мне ка­жет­ся, что они пред­по­чтут сде­лать за­каз в круп­ном го­ро­де, сто­ли­це или Ев­ро­пе. Это как с одеж­дой, бо­га­тые лю­ди в Ры­бин­ске не оде­ва­ют­ся, — счи­та­ет юве­лир.

Ре­монт — еще один по­вод об­ра­тить­ся к юве­ли­ру. По­чи­нить разо­рван­ную це­поч­ку, за­мок в се­реж­ке, брас­лет от ча­сов — са­мые ча­стые про­бле­мы. И ес­ли вос­ста­нов­ле­ние це­поч­ки обой­дет­ся в 500 руб­лей, то пе­ре­плав­ка ее в но­вое из­де­лие — 800. Лю­ди, как пра­ви­ло, вы­би­ра­ют вто­рое.

Оль­га Фе­до­ро­ва ра­бо­та­ла на про­из­вод­стве мо­де­лье­ром юве­лир­ных укра­ше­ний и мо­жет от­ме­тить, что юве­лир­ный ры­нок со вре­ме­нем из­ме­нил­ся. Де­вуш­ка счи­та­ет, что до­ступ­ность укра­ше­ний об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на ко­ли­че­ству по­ку­па­те­лей.

— Сей­час юве­лир­ная ин­ду­стрия ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся. Ес­ли до 2004 го­да про­из­вод­ство бы­ло от­но­си­тель­ное, в го­ро­де су­ще­ство­ва­ли все­го три ма­га­зи­на с не­боль­шим вы­бо­ром укра­ше­ний, то на се­го­дняш­ний день мож­но ку­пить все, что за­хо­чешь. Сле­до­ва­тель­но, и по­ку­па­те­лей ста­ло мень­ше, — го­во­рит Оль­га.

Но Оль­га не жа­лу­ет­ся, ее ма­га­зин су­ще­ству­ет на рын­ке два го­да, и са­ма хо­зяй­ка счи­та­ет, что огром­ный вклад в раз­ви­тие ее биз­не­са вно­сит твор­че­ская ра­бо­та юве­ли­ра.

Юве­лир-ху­дож­ни­к

Ка­ран­да­ши и крас­ки бы­ли лю­би­мы­ми пред­ме­та­ми в ру­ках Ири­ны Во­ро­бье­вой с са­мо­го дет­ства. Но, от­учив­шись один класс в ху­до­же­ствен­ной шко­ле, Ири­на по­ня­ла, что ри­со­вать по стан­дар­ту и по­то­му что на­до, ей не­ин­те­рес­но. К два­дца­ти го­дам ху­дож­ни­ца, от­ло­жив ак­ва­рель, на­ча­ла ри­со­вать мас­лом. Увле­че­ние вы­ли­лось в ра­бо­ту, ко­то­рая ста­ла при­но­сить до­ход.

— На­чи­на­ла я с на­тель­ных ико­нок, и, что­бы пре­вра­тить свой ри­су­нок в юве­лир­ное укра­ше­ние, об­ра­зок от­да­ва­ла юве­ли­ру, ко­то­ро­му пла­ти­ла за ра­бо­ту. А ко­гда ты ра­бо­та­ешь на не­сколь­ких ра­бо­тах, что­бы про­кор­мить се­мью, опла­тить квар­ти­ру, да еще и юве­ли­ра — это тя­же­ло. И то­гда я ре­ши­ла са­ма стать юве­ли­ром, но, по­ра­бо­тав, по­ня­ла: не мое. То­гда юве­лир­но­му ма­стер­ству на­учил­ся брат. Вме­сте ста­ли раз­ви­вать се­мей­ный биз­нес, — вспо­ми­на­ет Ири­на.

Юве­лир­ное ма­стер­ство очень за­трат­ное, не­об­хо­ди­мо долж­ным об­ра­зом обо­ру­до­вать ра­бо­чий стол, при­об­ре­сти спе­ци­аль­ный ин­стру­мент. Что­бы раз­ви­вать свой биз­нес, на­чи­на­ю­щим юве­ли­рам при­шлось вло­жить мно­го де­нег, но, как по­ка­за­ло вре­мя, не зря. Сов­мест­ные ра­бо­ты по­лу­ча­лись, по­яв­ля­лись свои кли­ен­ты, а во­семь лет на­зад брат Ири­ны уехал по­ко­рять Пи­тер, где воз­мож­но­стей для раз­ви­тия го­раз­до боль­ше, чем в про­вин­ци­аль­ном го­род­ке. На сме­ну бра­ту при­шел муж Сер­гей, ко­то­ро­го Ири­на ввя­за­ла в этот не­про­стой и не­ста­биль­ный биз­нес, не­смот­ря на все со­мне­ния муж­чи­ны. Те­перь они не толь­ко муж и же­на, но и на­пар­ни­ки. Ири­на ри­су­ет, Сер­гей де­ла­ет об­рам­ле­ние из се­ребра. За два­дцать лет в ху­до­же­ствен­ном ис­кус­стве Ири­на при­зна­ет­ся, что ей бы­ло не­лег­ко. При­ш­лось мно­го­му учить­ся са­мой. Да и фи­нан­со­во тя­же­ло, ко­гда муж и же­на вкла­ды­ва­ют все день­ги в од­но де­ло.

— От от­сут­ствия средств я ре­ши­ла ри­со­вать что-то не от­но­ся­ще­е­ся к церк­ви и бо­лее твор­че­ски от­но­сить­ся к ра­бо­те. Люб­лю ри­со­вать что-то та­кое не­по­сред­ствен­ное — де­тей, ан­ге­лов, жи­вот­ных, и все­гда пы­та­юсь пе­ре­дать эмо­ции, что­бы изоб­ра­же­ние ожи­ва­ло, — рас­ска­зы­ва­ет Ири­на о сво­их ори­ги­наль­ных ра­бо­тах, сре­ди ко­то­рых уни­каль­ные бро­ши, серь­ги, ко­лье, ку­ло­ны. Но ху­дож­ник о мас­со­вом спро­се на ее укра­ше­ния ил­лю­зий не пи­та­ет. Ири­на убеж­де­на, что по до­сто­ин­ству оце­нить руч­ную ра­бо­ту мо­жет толь­ко че­ло­век, раз­би­ра­ю­щий­ся в ис­кус­стве.

— Лю­дям нра­вит­ся что-то бо­лее про­стое, при­зем­лен­ное. У ме­ня есть кли­ен­ты, на­ра­бо­тан­ные со вре­ме­нем, и в ос­нов­ном это жен­щи­ны око­ло 40 лет. Все пред­ста­ви­тель­ни­цы пре­крас­но­го по­ла лю­бят укра­ше­ния, я и са­ма все­гда об­ра­щаю вни­ма­ние на кра­си­вую и яр­кую брошь на ми­мо про­хо­дя­щей жен­щи­не. Бы­ли и се­рьез­ные ра­бо­ты, лю­ди за­ка­зы­ва­ли зо­ло­тые укра­ше­ния с кам­ня­ми, но та­кие за­ка­зы край­не ред­кие, все стре­мят­ся ку­пить по­де­шев­ле, — го­во­рит Ири­на Во­ро­бье­ва.

Для Ири­ны и Сер­гея лав­ное — раз­ви­тие соб­ствен­ных твор­че­ских спо­соб­но­стей. Этим, по их мне­нию, и от­ли­ча­ет­ся юве­лир-ху­дож­ник от юве­ли­ра-пред­при­ни­ма­те­ля.

Юве­лир-ма­стер

Вя­че­слав Аб­ра­мов в юве­лир­ном биз­не­се с 1992 го­да. На­чи­нал, как и все, с из­го­тов­ле­ния се­ре­жек, ко­лец, це­по­чек. Ощу­тив на соб­ствен­ном кар­ма­не ре­зуль­тат от на­плы­ва юве­лир­ных ма­га­зи­нов, он ре­шил пе­рей­ти на бо­лее вы­со­кий уро­вень и со­зда­вать экс­клю­зив­ные ве­щи для со­сто­я­тель­ных лю­дей. Те­перь он ши­ро­ко из­ве­стен как при­знан­ный ма­стер по из­го­тов­ле­нию окла­дов для икон.

— Сей­час ма­га­зи­ны по­сту­па­ют хит­ро — они ме­ня­ют ста­рые укра­ше­ния на но­вые, соб­ствен­но, де­ла­ют то же са­мое, что и мы. Го­во­ря про­стым язы­ком, они от­би­ра­ют наш хлеб. По­это­му для част­ни­ков это ста­ло боль­шой про­бле­мой. И те юве­ли­ры, ко­то­рые не смог­ли пе­ре­стро­ить­ся, ис­пы­ты­ва­ют опре­де­лен­ные труд­но­сти, не­ко­то­рые да­же за­кры­лись. Ес­ли по­счи­тать, сколь­ко бы­ло юве­ли­ров де­сять лет на­зад и сей­час, то раз­ни­ца, ко­неч­но, ощу­ти­ма. В 90-е го­ды ко мне при­хо­ди­ло 25–30 че­ло­век за ме­сяц, а те­перь мо­гут быть два че­ло­ве­ка в три ме­ся­ца. И это не го­во­рит, что я пло­хой юве­лир. Это го­во­рит лишь о том, что нет по­ку­па­те­ля. Лю­ди идут це­ле­на­прав­лен­но в ма­га­зин, они не бу­дут ис­кать част­ни­ка и хо­дить по квар­ти­рам, что­бы за­па­ять це­поч­ку, — рас­суж­да­ет Вя­че­слав Аб­ра­мов.

Юве­лир­ный биз­нес, по его мне­нию, раз­де­лил­ся на две ка­те­го­рии: од­на не­боль­шая часть об­слу­жи­ва­ет бо­га­тых лю­дей и де­ла­ет ве­щи, ко­то­рые сто­ят мил­ли­о­ны, дру­гая — боль­шая часть — об­слу­жи­ва­ет про­стых лю­дей, спо­соб­ных от­дать из сво­е­го ко­шель­ка две–три ты­ся­чи руб­лей и свой лом. Рас­суж­дая об экс­клю­зи­ве, Вя­че­слав Аб­ра­мов при­во­дит про­стой при­мер: ес­ли обыч­ный ра­бо­чий по­лу­ча­ет в сред­нем по об­ла­сти 26 ты­сяч руб­лей, смо­жет ли он по­тра­тить свой ме­сяч­ный за­ра­бо­ток не на мо­ло­ко и кварт­пла­ту, а на экс­клю­зив­ное укра­ше­ние?

— Ры­бин­ско­му по­ку­па­те­лю не ну­жен экс­клю­зив. Мо­ло­дежь уез­жа­ет из на­ше­го го­ро­да, оста­ют­ся ба­буш­ки, не­уже­ли они со сво­ей ма­лень­кой пен­си­ей пой­дут за­ка­зы­вать юве­лир­ные укра­ше­ния? Мас­со­во­му по­тре­би­те­лю нуж­но про­сто пе­ре­пла­вить тот лом, что у не­го есть, или по­чи­нить укра­ше­ние. По­это­му та ка­те­го­рия юве­ли­ров, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся ре­мон­том, за­ра­ба­ты­ва­ют хо­ро­шие день­ги за счет ко­ли­че­ства. Все осталь­ные юве­ли­ры, ко­то­рые ра­бо­та­ют с не­боль­ши­ми за­ка­за­ми, за­ра­ба­ты­ва­ют при­мер­но 25 ты­сяч руб­лей в ме­сяц, как и ря­до­вой ра­бо­чий. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся, что се­го­дня юве­ли­ры не за­ра­ба­ты­ва­ют и раз­ви­ва­ют­ся, а про­сто вы­жи­ва­ют в этом биз­не­се, — счи­та­ет Вя­че­слав.

Ему для пе­ре­хо­да на бо­лее вы­со­кий уро­вень и по­ис­ки бо­га­тых кли­ен­тов по­на­до­би­лось де­сять лет, мно­гим при­шлось по­жерт­во­вать, вло­жить не­ма­лые соб­ствен­ные сред­ства. За­то те­перь на вы­руч­ку от про­да­жи од­ной ико­ны он мо­жет про­жить пол­го­да. Его кли­ен­ты — ино­го­род­ние со­сто­я­тель­ные за­каз­чи­ки, а его имя из­вест­но не толь­ко в Рос­сии, но и за ру­бе­жом. Вя­че­слав Аб­ра­мов уве­рен, юве­лир­ный биз­нес бу­дет вос­тре­бо­ван все­гда, но ра­бо­тать в нем бу­дут под­ма­сте­рья, а за­ра­ба­ты­вать — ма­сте­ра.

[ rweek.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->