Место для проведения пресс-конференции было выбрано не случайно: здесь, в здании Дворца Атене, уже в 19 веке располагалась самая старинная женевская организация, работавшая на поприще культуры – Общество искусств. Именно отсюда руководством этого общества кантональным властям было направлено письмо с просьбой принять меры для ограждения плодов труда женевских часовщиков от подделок.
Результатом этой инициативы стало учреждение часовщиками кантона Женева собственного знака качества, получившего название Женевское клеймо (Poinçon de Genève). Произошло это 9 ноября 1886. С тех пор этот знак, которому скоро исполниться 128 лет, гарантирует покупателю техническое и эстетическое совершенство механизма часов и свидетельствует о том, что часы сделаны не кем-нибудь, а именно женевскими мастерами с соблюдением всех строжайших требований к качеству. Оно означает, что все детали базового калибра проверены, отлажены и превосходно отделаны. На каждом механизме должен быть поставлен индивидуальный порядковый номер. Клеймо обычно ставят на мост механизма на видимое место еще на этапе изготовления механизма.
Согласно кодексу Poinçon de Genève, детали механизма должны получить одобрение Женевской лаборатории часового искусства и микроинженерии (Geneva Laboratory of Horology and Microengineering), для краткости именуемой TIMELAB. Потом часы собираются и регулируются и только после этого компании разрешается нанести Женевское клеймо на платины всех калибров в часовой серии.
Помимо уважения со стороны всех любителей и знатоков высокого часового искусства, клеймо представляет собой и определенную финансовую гарантию для владельца помеченных им часов, так как доподлинно известно, что со временем такие часы не только не потеряют в цене, но и выгодно продадутся на часовом аукционе.
Председатель Совета управляющих Timelab Даниэль Фавр провел пресс-конференцию, в которой приняли участие глава марки Chopard Карл-Фридрих Шефеле, генеральный директор Vacheron Constantin Хуан Карлос Торрес, бывший декан научного факультета Женевского универистета профессор Жан-Марк Трисконе, разработчик нового клейма Хорхе Корс и директор фонда Timelab Анн-Софи Герра.
Понятно, что главный вопрос, ради которого все собрались, был в том, чем не устраивало старое клеймо и чем новое лучше. Первым разъяснения дал Даниэль Фавр. Дело в том, что раньше клеймо наносилось с помощью внушительных размеров пресса, который, соприкасаясь с часами, мог их повредить, несмотря на высочайшую точность настройки. Эта проблема встала особенно остро с появлением на рынке супертонких часов – такие модели уже представил целый ряд люксовых брендов. Значит, необходимо было найти решение.
И оно было найдено в итоге совместных усилий лаборатории Факультета точных наук Женевского университета и Национального центра исследований в области физики (MaNEP) в сотрудничестве с компанией PHASIS, «дочерним предприятием» факультета, которое и возглавляет Хорхе Корс. Финансировал проект Vacheron Constantin.
Сотрудники PHASIS, эксперта в области нанотехнологий, металлургии и новых материалов, в течение долгого времени разрабатывали вид точного искусства, который был бы полезен для швейцарской индустрии в целом и женевской в частности. К этому процессы были привлечены самые разные специалисты, от физиков до электронщиков.
В результате родилась новая технология, дающая возможность помечать клеймом ценные металлические предметы, аутентичность которых крайне важна для их безопасности. «Речь идет не только о часовой и ювелирной промышленности, - заметил Даниэль Фавр, - но и о хрупких деталях, создаваемых в аэрокосмической и медицинской областях, например, в протезах».
Разные участники презентация подчеркивали разные превосходства нового клейма. Если суммировать, получается следующее. Благодаря новой технологии клеймо будет наноситься без контакта с изделием, что исключает возможность нанесения ущерба даже самым хрупким металлическим деталям. Полость клейма получается чистой, без отходов, благодаря чему сотрудники мануфактуры могут завершать отделку изделия, не беспокоясь об утончении клейма. По мнению автора, с эстетической точки зрения новое клеймо также превосходит своего предшественника. Его можно ставить на поверхностях из разных типов стали, твердых и ценных металлов, таких как платина. Новая технология на сто процентов гарантирует физическую целостность изделия.
Еще один плюс, заинтересовавший журналистов, - это невозможность, по словам Хорхе Корса, подделать новое клеймо, которое по истечение краткого переходного периода станет обязательным для всех заслуживающих его часов.