Об алмазно-бриллиантовом комплексе Якутии, о его значении для экономики республики и перспективах развития мы беседуем с министром экономики Республики Саха (Якутия) Валерием Максимовым.
— Что представляет собой алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии?
— Сегодня комплекс состоит из трех взаимосвязанных отраслей: алмазодобычи, огранки алмазов и ювелирного производства. Раньше в республике присутствовали лишь две составляющие этой технологической цепочки. Ювелирное дело, к примеру, в Якутии имеет многовековые традиции. В 50-е годы прошлого века в республике началась промышленная добыча алмазов. А вот промежуточное звено — огранка алмазов в бриллианты — самая молодая часть комплекса. Несмотря на то что разговоры о необходимости создания алмазогранильной отрасли шли давно, принципиальное решение об этом было принято лишь в 1990-е годы первым президентом республики Михаилом Николаевым. Основу алмазно-бриллиантового комплекса Якутии составляет «Алроса» — крупнейшее в мире алмазодобывающее предприятие. Основные объемы добычи российского сырья — 90 процентов — приходятся на Якутию. «Алроса» — вертикально интегрированная компания, помимо Якутии она работает на Северо-Западе России, в Архангельской области и в Африке (Ангола). Сегодня «Алроса» завершает важный технологический этап, связанный с переходом от открытого, карьерного способа добычи алмазов к работе в рудниках. В прошлом году был введен в строй рудник «Айхал». В конце июня нынешнего года началась эксплуатация рудника «Удачный» — крупнейшего в России подземного рудника по добыче алмазов. Его проектная мощность, выход на которую запланирован на 2019 год, составит четыре миллиона тонн руды в год. Это позволит обеспечить ежегодную добычу более пяти миллионов карат алмазов. Вообще, на «Удачный» у нас большие надежды, это очень интересное месторождение, в котором переплелись две кимберлитовые трубки, и концентрация алмазов там высокая. Кроме «Айхала» и «Удачного» «Алроса» ведет добычу на рудниках «Интернациональный» и «Мир». Немалый вклад в мировое лидерство компании вносит и ее дочернее предприятие ОАО «Алмазы Анабара», которое ведет добычу алмазов на богатых россыпных месторождениях по берегам северных рек Оленeк и Анабар. Это, кстати, тоже крупнейшая в мире компания по добыче россыпных алмазов. Помимо Мирнинского района Якутии, где в основном и сконцентрирована алмазодобыча, «Алроса» начала освоение двух ранее разведанных кимберлитовых трубок в Нюрбинском районе республики. По нашим оценкам, обеспеченность минерально-сырьевой базой позволит компании сохранять нынешний уровень добычи как минимум до 2035 года. Кроме того, компания постоянно ведет геолого-разведочные работы в целях пополнения ресурсной базы. Что касается алмазогранильной отрасли, то сегодня в республике работает девять гранильных заводов. И тон здесь задают Якутская алмазная компания (YDC) и «ЭПЛ Даймонд» — лидеры отрасли. Помимо производства бриллиантов эти компании активно развивают ювелирное направление.
— Не было соблазна выстроить на базе «Алроса» вертикально интегрированную структуру, которая объединила бы все три составляющие алмазно-бриллиантового комплекса: добычу, огранку и производство ювелирных изделий?
— Особого смысла в этом мы не видели ни при создании комплекса как такового, ни сейчас. При создании алмазогранильной отрасли республика поддерживала предпринимателей, ступивших на эту стезю, в том числе средствами республиканского бюджета, но задача создать крупную компанию с государственным участием, с ориентацией на монополизацию рынка бриллиантов изначально не ставилась. Структура каждого из сегментов комплекса прозрачна и понятна. И у каждого есть своя специфика. Особенно это касается производства бриллиантов, торговли ими и ювелирной составляющей. Мы считаем, что это сфера частного бизнеса. Дело в том, что бриллианты и ювелирная отрасль — это высококонкурентные рынки, успешная и эффективная работа на которых требует от участников гибкости, способности оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру. В этом смысле наиболее гибки ювелиры, диамантерский рынок более консервативен. При этом мы понимаем, что крупные компании, пусть они и мощнее в финансовом отношении, более неповоротливы в принятии и реализации оперативных решений. Поэтому создание вертикально интегрированной структуры, охватывающей все сегменты алмазно-бриллиантового комплекса, не обсуждалось даже на уровне идеи.
— Каково значение алмазно-бриллиантового комплекса для экономики республики?
— Доля алмазно-бриллиантового комплекса в структуре валового регионального продукта республики значительна. Хотя надо отметить, что при сохранении финансовых показателей наметилась тенденция к снижению его доли в структуре ВРП. Это связано с интенсивным развитием в республике добычи нефти и газа. По итогам 2013 года объем ВРП Якутии составил 578 миллиардов рублей. Из них 25 процентов приходится на долю «Алроса», хотя несколько лет назад этот показатель при сопоставимых финансовых результатах составлял более 30 процентов. На долю ювелирной отрасли приходится один миллиард рублей, что, конечно, гораздо скромнее. Тем не менее и этот сегмент нашей экономики активно развивается, год от года наращивая финансовые показатели. Производители бриллиантов в прошлом году выпустили продукции на 143,3 миллиона долларов, причем большая ее часть — 60 процентов — была реализована за рубежом.
— Насколько широко представлен алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии и его продукция на мировом и российском рынках?
— Если говорить об алмазодобыче, то на долю «Алроса» приходится 37 процентов мирового объема добываемых алмазов. Как известно, в прошлом году на рынке было продано 16 процентов акций компании, у нее появились новые, в том числе зарубежные, инвесторы и акционеры, которые наверняка заинтересованы в увеличении доли компании на рынке, в росте прибылей. И потенциал для роста доли «Алроса» в мировой алмазодобыче есть. Доля якутских бриллиантов на российском рынке составляет порядка 25 процентов. И примерно один процент российского рынка приходится на наши ювелирные изделия. Так что нам есть над чем работать, есть куда расти. По поручению председателя правительства Якутии Галины Данчиковой Министерство промышленности республики подготовило проект программы развития алмазогранильной и ювелирной отраслей. Сейчас программа дорабатывается с учетом предложений, поступивших от заинтересованных министерств и ведомств, общественности, участников рынка. Мы рассчитываем выстроить и последовательно реализовать стратегию развития этих сегментов нашего алмазно-бриллиантового комплекса. При этом есть понимание, что одними лишь экономическими рычагами здесь не обойтись. Нужна серьезная имиджевая составляющая, без которой увеличить присутствие на мировом рынке нам будет сложно. Одним из инструментов создания столь необходимого для успешного бизнеса позитивного имиджа стал проект «Бриллиантовая неделя Якутии». О том, насколько он важен, говорит хотя бы состав тех, кто занимается его реализацией. Это и правительство республики, и «Алроса», и частные компании, представляющие алмазогранильную и ювелирную отрасли, и наша индустрия гостеприимства. Выгоду от продвижения на мировой рынок чистых якутских алмазов, бриллиантов и ювелирных украшений получают все. Причем, когда мы ведем речь о чистоте наших алмазов, это означает не только качественные характеристики добываемых в Якутии камней, но и абсолютную легальность их добычи, в отличие от так называемых «кровавых» алмазов Африки, вокруг которых происходит немало вооруженных конфликтов, а юридическая подоплека их появления на рынке зачастую сомнительна. Мы же в рамках Бриллиантовой недели Якутии хотим показать нашим деловым партнерам, туристам и гостям весь процесс появления на мировых рынках наших богатств — от добычи алмазов до их превращения в бриллианты — и удивительные по красоте и изяществу произведения наших ювелиров.
— Насколько эффективен такой инструментарий с точки зрения привлечения инвестиций в отрасль?
— Привлечение внимания к нашему алмазно-бриллиантовому комплексу с помощью таких событий, как Бриллиантовая неделя Якутии, — весьма эффективная вещь. Во многих отношениях. Если брать во внимание экономическую сторону дела, то уровень затрат на организацию и проведение Бриллиантовой недели не сопоставим с ее финансовыми результатами. На это тратится несколько миллионов рублей в течение нескольких месяцев, а результаты международных аукционов по продаже алмазного сырья ювелирной комплектации, розничной продажи ювелирных украшений и бриллиантов в течение четырех-пяти дней приносят миллионы долларов. То есть в этой части комментарии, как говорится, излишни. Еще один важный момент — развитие туристической отрасли республики. Здесь много составляющих, и все они получают дополнительный стимул от проведения Бриллиантовой недели. Кроме того, в ее рамках можно позиционировать и продвигать и другие туристические бренды, которые уже сформировались в Якутии. Кстати, уже сегодня можно говорить о появлении некоего круга наших гостей, которые приезжают на Бриллиантовую неделю каждый год. И это добрый знак, который говорит о большом потенциале этого события как средства привлечения туристов. Есть еще и та самая имиджевая составляющая, которую мы уже упоминали. Бриллиантовая неделя Якутии показывает нашим деловым партнерам и гостям открытость компании «Алроса» и других участников мероприятия, формирует представление об уровне их технологической развитости и вооруженности, их реальных и потенциальных возможностях. А это те самые критерии, на основании которых во многом принимаются решения о том, стоит ли инвестировать в этот бизнес. Помимо всего прочего в рамках Бриллиантовой недели мы знакомим наших гостей с республикой, с ее достопримечательностями, даем им возможность увидеть, как и чем живет Якутия. Вопрос идентификации — тоже штука важная. Ведь когда иностранцам говорят о Якутии, они не совсем представляют, где это. Нас воспринимают как Сибирь, хотя это не совсем так. Вообще, рассматривая Бриллиантовую неделю Якутии, мне кажется, можно вести речь уже не о формировании просто позитивного имиджа бизнеса и региона, в котором он ведется. На мой взгляд, те финансовые, организационные и человеческие ресурсы, которые мы вкладываем в проведение Бриллиантовой недели, — это, если хотите, инвестиции в репутацию. В репутацию нашего алмазно-бриллиантового комплекса, в репутацию республики в целом. Это понятие гораздо глубже, объемнее и ценнее, чем просто положительный образ. Репутация — это и мощный инвестиционный ресурс, и такой символический капитал, который невозможно приобрести за деньги. Но дело в том, что он может их приносить, и в серьезных масштабах. Поэтому мы всерьез рассматриваем возможность проводить это мероприятие, скажем, не один, а два раза в год. Либо найти для него какие-то новые форматы. Например, проводить Бриллиантовую неделю Якутии на выезде — в других странах или в регионах России. Это важный элемент позитивного позиционирования и продвижения компании «Алроса», наших предприятий алмазогранильной и ювелирной отраслей и республики в целом.
— Каковы перспективы развития алмазно-бриллиантового комплекса Якутии?
— Перспективы есть, и выглядят они неплохо. Сегодня Министерство развития Дальнего Востока активно работает над созданием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Для них предусматриваются существенные налоговые льготы, упрощение таможенного режима, создание благоприятных условий для развития производства. На первом этапе Минвостокразвития отобрало 14 наиболее подготовленных и перспективных инвестиционных площадок в дальневосточных регионах. В частности, в Якутии предполагается создание алмазно-бриллиантового кластера, и этот вопрос мы на днях обсуждали с главой республики. Сейчас мы активно работаем с Минвостокразвития, готовим необходимые экономические обоснования и защиту предлагаемой нами модели ТОСЭР. Отмечу, что наша заявка предусматривает объединение алмазно-бриллиантового и ювелирного кластера с туристической составляющей. Вопрос создания такого совмещенного кластера будет дополнительно обсуждаться с полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе вице-премьером правительства России Юрем Трутневым. И не исключено, что ТОСЭР выйдет уже на стадию принятия решений. Если этот проект состоится, он даст мощный стимул и к увеличению объемов производства бриллиантов, и к развитию ювелирной отрасли, к повышению значимости этих отраслей для экономики республики. И к расширению туристического потока в республику, что для нас тоже важно. Все будет зависеть от нас — от наших ювелиров, диамантеров, от тех компаний, которые могут стать резидентами ТОСЭР. При их должной активности и при поддержке правительства республики все должно получиться. Однако все мы должны понимать, что есть определенные требования к формированию ТОСЭР, к резидентам, которые должны будут вкладывать собственные ресурсы в реализацию своих проектов. Если у якорных резидентов ТОСЭР будут для этого достаточные средства и возможности, то все должно получиться. Что касается организационной стороны дела, то с принятием соответствующего федерального законодательства необходимые инструменты появятся у правительства страны, у Министерства развития Дальнего Востока и у правительства республики. Сегодня наша задача — попасть в первую волну создания ТОСЭР и за счет этого придать мощный импульс развитию алмазно-бриллиантового комплекса Якутии, тем более что все предпосылки к этому есть.