По мнению руководителя смоленского алмазоперерабатывающего предприятия, оптимальным вариантом для приватизации стало бы объединение всей цепочки от добычи алмазов до продажи ювелирных изделий в рамках одного холдинга. 19 августа гендиректор ОАО ПО «Кристалл» Максим Шкадов на пресс-конференции прокомментировал подготовленный Минэкономразвития проект указа Президента РФ, в котором предлагается исключить комбинат из списка стратегических предприятий с последующей продажей.
Президент Владимир Путин поручил правительству пересмотреть этот перечень после выборов 2012 года, сказал Шкадов. Сейчас стало ясно, что к стратегическим отраслям относят, прежде всего, такие, которые связаны с обороноспособностью и экономической безопасностью страны, алмазообработка в их число не входит.
«Очевидно, «Кристалл» будет исключен из списка стратегических предприятий», - сказал Максим Шкадов. Ранее это произошло с алмазодобывающим монополистом «Алросой». Было проведено IPO (первичное публичное размещение ценных бумаг), ее акции теперь свободно торгуются на рынке. «Видимо, такая же судьба будет ожидать и нас, хотя вопрос пока конкретно не решен. И в том, что касается формирования прогнозного плана приватизации, пока больше вопросов, чем ответов» - сказал Шкадов. Напомним, по законодательству, окончательное решение о списке стратегических предприятий принимает Президент РФ.
На вопрос о личном отношении к инициативе Минэкономразвития Шкадов ответил, что менеджмент предприятия на происходящие процессы повлиять не может. Тот факт, что 100 процентов акций предприятия сейчас находится в собственности государства, дает определенные гарантии. Особенно «Кристалл» почувствовал это во время кризиса 2008-2009 годов (тогда Гохран выкупил бриллиантов на миллиард рублей. - «РП»). С другой стороны, «если будет сформирована более рыночная структура, он даст какие-то плюсы. Какие - пока сказать сложно».
Сейчас приватизация означает продажу акций на открытом аукционе, тому, кто даст максимальную цену. Если брать ситуацию в отрасли, «честно говоря, не вижу никого, кто мог бы заинтересоваться этой процедурой. Алмазопеработка, как и все обрабатывающие отрасли в нашей стране относятся к низкомаржинальным отраслям промышленности». Единственная структура, которая может быть заинтересована в покупке - это «Алроса».
«Со стороны государства было бы логично создать холдинг, который бы замкнул все этапы процесса от алмазодобычи и переработки до производства ювелирных изделий и розничной их продажи. В этом, наверное, есть смысл, потому что в нашей индустрии основная маржа лежит в первом и последнем звене. Логика говорит, что это надо все вместе соединить. Но сделать это очень непросто, потому что каждый этап так называемого алмазного трубопровода имеет свою специфику и достаточно емкий в денежном отношении. Поэтому сложно одномоментно перейти на другой вид бизнеса», - сказал гендиректор «Кристалла».
«По всей той информации, которую я имею, которая вокруг нас ходит, мы можем сделать вывод, что планируется реформирование всей цепочки от алмазодобычи до переработки и формирования какой-то внятной структуры по производству и реализации ювелирных изделий, в том числе», - продолжил он. Нечто подобное «Кристалл» уже предлагал. «Лет пять назад мы сформировали идею выведения на рынок российского ювелирного бренда, который мог бы успешно конкурировать с такими грандами как Тиффани, Шепард, Картье. Это было бы возможно при определенных усилиях». Но ни «Алросу», ни Правительство в лице Минфина тогда убедить в необходимости этого не удалось.
«Потому что каждый варится в своем бизнесе, не понимает, зачем ему делать вертикально интегрированную структуру, хотя последний кризис и то, что сейчас на рынке происходит, безусловно, говорит о том, что мы все равно к этому придем». Сейчас ситуация другая: на рынке появились синтетические алмазы, которые представляют угрозу натуральной продукции. Это подталкивает алмазодобытчиков и тех, кто торгует продукцией натурального происхождения к формированию прозрачной, понятной для покупателя цепочки.
Наихудший вариант, если придет собственник, который заинтересован не в развитии предприятия, а в том, чтоб выкачать с него деньги, устранить конкурента, закрыть и сдать помещения под торговлю. Руководство региона, по словам Шкадова, прилагает усилия, чтобы не допустить развития событий по негативному сценарию. На вчерашней встрече с вице-премьером Юрием Трутневым, в которой принял участие губернатор Смоленской области Алексей Островский, была достигнута договоренность, что «Кристалл» подготовит свои предложения по развитию отрасли, а решение о судьбе предприятия будет приниматься с учетом интересов региона.
Однако в ближайшей перспективе, «наверное, два года, точно беспокоиться не о чем. Мы работаем в том же режиме. То, что происходит сейчас на политической арене, вызвало ряд решений нашего руководства - приватизацию затормозить, чтобы не допускать, в том числе иностранных инвесторов к активам, которые предлагаются для реализации. Сейчас говорить что будет, сложно», - отметил Шкадов.
Реальная стоимость ПО «Кристалл», по мнению его гендиректора - около 500 млн. долларов. Но при этом «многое зависит от методик, по которым считать. Мы вкалываем в это стоимость рыночной структуры, которая на предприятии существует, интеллектуальных ресурсов. Если взять цену куска земли, помещений, оборудования и т.д., уставной капитал, то оценки могут быть разными. В любом случае приватизация происходит по принципу аукциона - определится стартовая стоимость, а дальше - куда торги выведут».