Алмазная и ювелирная отрасли уже не раз проходили различного рода испытания. Стоит ли российским ювелирам опасаться за свою деятельность в свете последних событий и сможет ли наша алмазодобывающая отрасль в чем-то выиграть при введении санкций со стороны Европы или Америки? С этими вопросами корреспондент Rough&Polished обратился к руководителям отраслевых предприятий.
Максим Шкадов, генеральный директор ОАО ПО «Кристалл»:
Санкции санкциям рознь. Если они касаются банковских операций, то здесь вряд ли что-то выиграешь. Клиенты просто не смогут с тобой рассчитаться. Как правило, банковские кредиты завязаны на валютную выручку, банк не так просто поменять, да и небезопасно. Поэтому работа ведется с банками из первой десятки, а именно к ним и применяются санкции. Соответственно, возможна блокировка текущей деятельности. И это самая большая опасность санкций. Расчеты в другой валюте в принципе возможны, но организация этого процесса тоже довольно сложная. Одним словом, я не вижу ничего положительного от санкций. Да, поставку товара можно осуществлять в разные страны, исключив США и Европу, но расчеты за поставку станут серьезной проблемой.
При запрете экспорта последствия могут быть крайне серьезные в отношении российской алмазообрабатывающей отрасли. Наше предприятие, к примеру, на 98% экспортоориентированное. Безусловно, существуют варианты того, как можно минимизировать возможные последствия закрытия крупнейших рынков сбыта. Но я не думаю, что это произойдет.
Представитель компании «Смоленские Бриллианты»:
Чтобы определить степень влияния и угрозы экономических санкций, которые собираются ввести западные страны в отношении России, следует для начала проанализировать, насколько тесно они между собой взаимосвязаны торговыми и другими обязательствами. Россия в большей степени зависит от китайского рынка, нежели от американского, потому что все бренды делает Китай. Большую роль Россия играет на сырьевом мировом рынке. Что касается ювелирного рынка, то в этом плане этот рынок гораздо более развит в других странах, чем в России. Российские ювелирные изделия потребляют российские покупатели.
Федор Полуденный, заместитель генерального директора ювелирного дома «Эстет»:
На мой взгляд, по большому счету, эти санкции на нас сильно не повлияют. Дело в том, что, во-первых, экспортом ювелирных украшений мы почти не занимаемся и в Америку и в Европу мы поставляем совсем мало украшений. Если какие-то ювелирные компании, услышав призыв Америки и Европейского союза, перестанут поставлять товары на российский ювелирный рынок, так это для российских производителей будет еще лучше. Будет меньше конкуренции. Другое дело, что внутренний спрос может где-то замедлиться, люди будут в напряжении (что делать, как быть дальше?), и тут может, конечно, повлиять экономическая ситуация.
Игорь Тавед, генеральный директор ювелирной компании «Альдзена»:
Покупать меньше не станут, начнут покупать товары российского производства. С этой точки зрения, отрасль выиграет - главное, чтобы народ хуже жить не стал. Вообще, в ювелирной отрасли не будет каких-то больших проблем, хотя в ювелирном производстве, конечно, присутствуют высокотехнологичные станки и прочие машины, которые зависят от импортных расходных материалов и программ новых разработок. Но процентов на 60-70 мы независимы от внешних манипуляций. И в принципе ювелирная отрасль никак не должна пострадать от каких-либо санкций.
Вадим Чуркин, президент «Ювелирного Дома Чуркина и Ройзмана»:
Мне кажется, они повлияют опосредованно. Общее сокращение денег на рынке приводит к сокращению продаж. Наши банки деньги брали за рубежом, теперь не смогут. Рынка дорогих украшений это коснется в меньшей степени. Да и просто, когда непонятно, что будет, деньги лучше не тратить, вот и падают продажи.
Марина Слотина, заместитель директора ювелирной фирмы «Сергей Слотин»:
Ювелиры всегда очень заняты работой, им о санкциях думать некогда. Мы работаем только с российскими производителями, я в них верю, я их люблю, много достойных, поэтому санкции на наш рынок, я думаю, не повлияют. А вот в рознице в теперешнее время надо меняться, менять форматы, ассортимент, маркетингом заниматься, подачей товара, понимать своего потребителя и продавать ему не золото, а эмоцию, энергию, статус. Кстати меняться надо и производителям, создавая коллекции с историей, легендой, с интересной подачей, с демонстрационной витриной, с упаковкой. Вот кто поймет, тот выживет, кто не поймет, будут Европу с Америкой обвинять.
Представитель ювелирного завода «Диамант» сказала, что на их компанию это пока никак не повлияет. Компания никаких проблем пока не испытывает, и никаких деловых отношений с американской стороной у нее нет.
Директор сети ювелирных магазинов в Новосибирске отметил, что «основная проблема - это возможность ввоза товаров на российский рынок. Навряд ли Россия будет вводить ответные санкции, а торговля как таковая возможна при любом раскладе».
Начинающий итальянский предприниматель в Москве:
Многие мировые эксперты в один голос утверждают, что санкции против России потянут замедление всей мировой экономики. Понимают это и все ювелирные производители и в Европе, и в Америке - ведь им потребовались десятки лет, чтобы открыть множество представительств и магазинов на территории Российской Федерации. Спрос на ювелирные изделия в России за последние несколько лет сильно вырос, и я не думаю, что кто-то хотел бы отказаться от такого большого рынка и потерять свою прибыль. Хотелось бы верить, что бизнесмены и ювелирная элита не позволят ввести санкции в нашей отрасли.
Несколько руководителей ювелирных компаний на наш вопрос, поставленный в заголовке этого материала, ответили очень простым и коротким словом: «Ничем».