Тонкая работа: как зарабатывал миллионы ювелирный дом «Фаберже»

Раздел: Бренды
05 августа 2014 г.

Карл Фа­бер­же до­ка­зал, что ре­а­ли­зо­вать слож­ную стра­те­гию экс­пан­сии на рын­ки дру­гих стран и за­ра­бо­тать мил­ли­о­ны мож­но в со­вер­шен­стве вла­дея юве­лир­ным ма­стер­ством. Forbes рас­ска­зы­ва­ет о прин­ци­пах ра­бо­ты и ма­ло­из­вест­ной сто­ро­не биз­не­са фир­мы «Фа­бер­же» на Укра­и­не.

По при­зна­нию со­вре­мен­ни­ков, «Фа­бер­же» бы­ла са­мой луч­шей и круп­ней­шей до­ре­во­лю­ци­он­ной юве­лир­ной фир­мой не толь­ко в Рос­сии и Ев­ро­пе, но и во всем ми­ре. И она од­на из не­мно­гих, вы­дер­жав­ших оцен­ку вре­ме­нем.

Яй­цо с лан­ды­ша­ми, 1898 год

Фо­то: faberge.com


Пе­тер Карл Фа­бер­же воз­гла­вил фир­му от­ца в 1872 го­ду. Че­рез 10 лет в ней ра­бо­та­ли 20 юве­ли­ров, а к 1896‑­му чис­ло ра­бот­ни­ков воз­рос­ло до 455, не счи­тая 31 уче­ни­ка. В 1916 го­ду фир­му пре­об­ра­зо­ва­ли в то­ва­ри­ще­ство с устав­ным ка­пи­та­лом 3 млн руб­лей. Од­на­ко сын Кар­ла Фа­бер­же, Ев­ге­ний, от­ме­чал, что в рас­по­ря­же­нии то­ва­ри­ще­ства бы­ло го­раз­до боль­ше сред­ств: кли­ен­ты до­ве­ря­ли Фа­бер­же свои ка­пи­та­лы и дра­го­цен­но­сти на раз­ви­тие де­ла. Не­ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли сей­фы Фа­бер­же как де­по­зи­та­рий. На­при­мер, из­вест­ная рус­ская ба­ле­ри­на Ма­тиль­да Кше­син­ская пи­шет в ме­му­а­рах, что в сей­фе Фа­бер­же она хра­ни­ла свои дра­го­цен­но­сти на не­сколь­ко мил­ли­о­нов руб­лей.

С 1891 по 1917 год фир­ма «Фа­бер­же» про­из­ве­ла бо­лее 210 000 ху­до­же­ствен­ных из­де­лий. Ее го­до­вой обо­рот до­сти­гал 1–1,2 млн руб­лей (по ны­неш­не­му кур­су это со­ста­ви­ло бы $25–30 млн).

Че­го до­би­лась фир­ма «Фа­бер­же» за то вре­мя, ко­гда биз­не­сом ру­ко­во­дил Карл?

1. Мо­но­по­ли­зи­ро­ва­ла внут­рен­ний ры­нок юве­лир­ных из­де­лий.

2. За­ру­чи­лась под­держ­кой вид­ней­ших фи­нан­си­стов Рос­сии, мно­гие из ко­то­рых бы­ли кли­ен­та­ми фир­мы.

3. Ста­ла ча­стью фор­ми­ру­ю­щих­ся на ру­бе­же сто­ле­тий меж­ду­на­род­ных мо­но­по­ли­сти­че­ских со­ю­зов ка­пи­та­ли­стов. С 1887 го­да «Фа­бер­же» со­труд­ни­ча­ла с под­дан­ным Ве­ли­ко­бри­та­нии Ал­ла­ном Боу, че­рез ко­то­ро­го на­пря­мую по­лу­ча­ла ал­ма­зы из Юж­ной Аф­ри­ки.

4. За­кре­пи­лась на но­вых рын­ках – фир­ма успеш­но про­да­ва­ла свои из­де­лия в Си­а­ме, Мань­чжу­рии, Хар­би­не. Мно­го зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ве­щей «Фа­бер­же» по­ку­па­ла Осман­ская им­пе­рия.

5. В про­цес­се экс­пан­сии вы­во­зи­ла не толь­ко то­ва­ры, но и ка­пи­тал; от­кры­ва­ла соб­ствен­ные ма­га­зи­ны и про­из­вод­ство, в част­но­сти, на тер­ри­то­рии Укра­и­ны – в Одес­се и Ки­е­ве.

В Одес­се фир­ма на­ча­ла тор­го­вать че­рез сво­их ком­ми­во­я­же­ров еще в 1887 го­ду, но ее соб­ствен­ный ма­га­зин на ул. Де­ри­ба­сов­ской, 31 был от­крыт в 1901‑м. Спу­стя два го­да Карл Фа­бер­же ос­но­вал «Фа­б­ри­ку зо­ло­тых и се­реб­ря­ных из­де­лий», на ко­то­рой ра­бо­та­ли 35 че­ло­век. Пред­при­я­тие дей­ство­ва­ло до 1918‑­го. За 15 лет оно вы­пу­сти­ло 7000 из­де­лий. Про­да­ло еще боль­ше: в ас­сор­ти­мен­те бы­ли из­де­лия пе­тер­бург­ских ма­стер­ских и мос­ков­ской фаб­ри­ки «Фа­бер­же».

На ки­ев­ский ры­нок фир­ма вы­шла в 1902 го­ду. При­каз­чик Ал­лан Гиб­сон при­вез из мос­ков­ско­го ма­га­зи­на юве­лир­ных из­де­лий на 175 000 руб­лей. Не имея зна­ко­мых в го­ро­де, он до­ве­рил­ся по­сред­ни­кам, ко­то­рые ока­за­лись жу­ли­ка­ми: про­да­ва­ли брил­ли­ан­ты в рас­сроч­ку, по­лу­ча­ли аван­сы, за­кла­ды­ва­ли ве­щи в лом­бард, но с Гиб­со­ном не рас­пла­чи­ва­лись. Афе­ра лоп­ну­ла, в ней ока­за­лись за­ме­шан­ны­ми па­ра де­сят­ков ни о чем не по­до­зре­вав­ших по­ку­па­те­лей. Су­деб­ный про­цесс длил­ся до 1907‑­го – уда­лось вер­нуть цен­но­сти на 100 000 руб­лей. Судь­ба осталь­ных из­де­лий не­из­вест­на.

Осе­нью 1906‑­го Карл от­крыл в Ки­е­ве ма­га­зин «Фа­бер­же» по ад­ре­су ул. Кре­ща­тик, 25 (сей­час это дом 15). В этом же огром­ном до­ме по­ме­ща­лись ма­стер­ские из­вест­ной Пер­вой Ки­ев­ской юве­лир­ной и ху­до­же­ствен­но-гра­вер­ной ар­те­ли и ма­га­зин Ио­си­фа Мар­ша­ка.

В ма­стер­ской «Фа­бер­же» тру­ди­лось 15 че­ло­век. За пять лет она вы­пу­сти­ла 1000 из­де­лий, пре­иму­ще­ствен­но брил­ли­ан­то­вой груп­пы. Доль­ше ей про­ра­бо­тать не уда­лось. В Укра­и­не не бы­ло до­ста­точ­но­го ко­ли­че­ства ма­сте­ров, ква­ли­фи­ка­ция ко­то­рых со­от­вет­ство­ва­ла бы тре­бо­ва­ни­ям Фа­бер­же. Карл пред­по­чи­тал брать на ра­бо­ту го­то­вых ма­сте­ров с име­нем, а не уче­ни­ков. Он сра­зу пред­ла­гал им вы­со­кую зар­пла­ту и то, что в на­ши дни на­зы­ва­ет­ся пол­ным со­ци­аль­ным па­ке­том. Пер­вый био­граф Фа­бер­же – ан­гли­ча­нин Ген­ри Бейн­бри­дж, управ­ля­ю­щий лон­дон­ским фи­ли­а­лом «Фа­бер­же», от­ме­чал, что со­труд­ни­кам фир­мы со­зда­ли все усло­вия для пол­но­цен­ной ра­бо­ты: «…­соб­ствен­ная сто­ло­вая, врач, се­мьям ушед­ших на фронт фир­ма пла­ти­ла сред­нюю за­ра­бот­ную пла­ту. Насто­я­щий со­ци­а­лиз­м!»

Ра­бо­ту Фа­бер­же в Ки­е­ве услож­нял его кон­ку­рент – Ио­сиф Мар­шак, ко­то­рый не толь­ко сма­нил к се­бе всех луч­ших ма­сте­ров го­ро­да, но и не да­вал их пе­ре­ку­пить. К 1913 го­ду штат его фир­мы на­счи­ты­вал 126 ра­бот­ни­ков. Для них Мар­шак, ко­пи­руя си­сте­му Фа­бер­же, со­здал прак­ти­че­ски иде­аль­ные усло­вия. На­при­мер, по­сколь­ку боль­шин­ство ма­сте­ров его фир­мы бы­ли ев­ре­я­ми, для них по всем пра­ви­лам преду­смот­ре­ли ша­бат.

Мар­шак был про­вин­ци­аль­ным «ки­ев­ским Фа­бер­же» и за­кры­вал весь юве­лир­ный ры­нок Ки­е­ва. Тя­гать­ся с ним бы­ло слож­но, по­это­му фир­ма «Фа­бер­же» со­сре­до­то­чи­лась на раз­ви­тии в Одес­се. Бур­ный эко­но­ми­че­ский рост Юж­ной Паль­ми­ры это­му спо­соб­ство­вал. Че­рез Одес­су Ев­ге­ний Фа­бер­же на па­ро­хо­де от­во­зил за­ка­зы в Ял­ту, где на­хо­ди­лись ре­зи­ден­ции чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи. Кро­ме то­го, фир­ма пла­ни­ро­ва­ла экс­пан­сию на Во­сток. Еще в 1908‑м Фа­бер­же на­ме­ре­вал­ся от­крыть ма­га­зин в Ка­и­ре. Из­де­лия, со­здан­ные одес­ски­ми ма­сте­ра­ми фир­мы, по­став­ля­лись в За­кав­ка­зье и Осман­скую им­пе­рию. Вот по­че­му их так ма­ло на со­вре­мен­ном ан­ти­квар­ном рын­ке – осо­бен­ность «во­сточ­но­го по­треб­ле­ния» в том, что юве­лир­ные из­де­лия по­ку­па­ют­ся не для ин­ве­сти­ций, а для кол­лек­ций. Кста­ти, рос­сий­ский пред­при­ни­ма­тель укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния Вик­тор Век­сель­берг, об­ла­да­тель круп­ней­шей в ми­ре кол­лек­ции Фа­бер­же, прин­ци­пи­аль­но по­ку­пал из­де­лия за ру­бе­жом, воз­вра­щая их в Рос­сию.

О фи­ло­со­фии жиз­ни и биз­не­са

Кар­ла Фа­бер­же ча­сто срав­ни­ва­ют с ос­но­ва­те­лем зна­ме­ни­той ди­на­стии бан­ки­ров Май­е­ром Ам­ше­лем Рот­шиль­дом. И не без­осно­ва­тель­но – они жи­ли и стро­и­ли свой биз­нес, ру­ко­вод­ству­ясь сход­ны­ми прин­ци­па­ми. В за­ве­ща­нии его вну­ка Ан­сель­ма был пункт: «…­ка­те­го­ри­че­ски и са­мым ре­ши­тель­ным об­ра­зом за­пре­щаю про­ве­де­ние су­деб­ной или об­ще­ствен­ной опи­си мо­е­го на­след­ства и лю­бое об­на­ро­до­ва­ние раз­ме­ров мо­е­го со­сто­я­ния». Мы так­же не зна­ем раз­ме­ров ка­пи­та­ла Фа­бер­же.

Пра­ви­ло Рот­шиль­да: «Друж­ба с силь­ны­ми ми­ра се­го – трам­плин для биз­не­са». Карл Фа­бер­же по при­ме­ру Рот­шиль­да дру­жил с силь­ны­ми и бо­га­ты­ми. А они са­ми ис­ка­ли друж­бы с юве­ли­ром. Кли­ен­та­ми Фа­бер­же бы­ли оба по­след­них им­пе­ра­то­ра, им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на, сест­ры и бра­тья Ни­ко­лая II, его дя­дья ве­ли­кие кня­зья Вла­ди­мир и Алек­сей Алек­сан­дро­ви­чи, се­мей­ство Юсу­по­вых, по бо­гат­ству не усту­пав­шее им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии. Ко­гда Кар­лу Фа­бер­же на­до­е­ло про­си­жи­вать в при­ем­ной его ве­ли­че­ства, он пе­ре­клю­чил­ся на но­вых кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей тор­го­во‑­про­мыш­лен­ной и фи­нан­со­вой бур­жу­а­зии. С ни­ми ра­бо­тать бы­ло лег­че. Они ува­жа­ли в юве­ли­ре твор­ца и не вме­ши­ва­лись в про­цесс со­зда­ния из­де­лий, опре­де­ляя толь­ко це­ну. Сре­ди них неф­те­про­мыш­лен­ник Эм­ма­ну­ил Но­бель, вла­дель­цы рос­сий­ско‑а­ме­ри­кан­ской ре­зи­но­вой ма­ну­фак­ту­ры «Тре­уголь­ник» Макс Ней­шел­лер и Хенд­рик Гиль­зе фан дер Пальс, куп­цы Ели­се­е­вы. Круп­ней­шие кли­ен­ты «Фа­бер­же» в Укра­и­не – са­ха­ро­за­вод­чи­ки Те­ре­щен­ко, Брод­ские, Ха­ри­то­нен­ко, харь­ков­ский бан­кир Ру­вим Ру­бин­штейн, одес­ский мил­ли­о­нер Ар­тур Ана­тра и др.

В спра­вед­ли­во­сти еще од­но­го прин­ци­па Рот­шиль­да – «вой­на при­но­сит свои до­хо­ды» – Фа­бер­же убе­дил­ся в пе­ри­од рус­ско‑я­пон­ской вой­ны. Она по­ро­ди­ла но­вых бо­га­чей, ко­то­рые ак­тив­но ин­ве­сти­ро­ва­ли в дра­го­цен­но­сти. То же на­блю­да­лось и во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой. Фир­ма по­те­ря­ла по­ло­ви­ну ра­бот­ни­ков: они ушли на фронт и на обо­рон­ные за­во­ды. За­то остав­ши­е­ся ма­сте­ра не успе­ва­ли вы­пол­нять мно­го­чис­лен­ные за­ка­зы на из­де­лия с брил­ли­ан­та­ми. Их по­ку­па­ли раз­бо­га­тев­шие на по­став­ках сол­дат­ско­го сук­на и са­пог по­ля­ки. Кро­ме то­го, фир­ма на­ла­ди­ла про­из­вод­ство шпри­цев и гильз для сна­ря­дов, что так­же при­нес­ло ей со­лид­ный до­ход.

«О­пе­ре­жай­те кон­ку­рен­тов хо­тя бы на шаг», – на­став­лял Рот­шильд сво­их сы­но­вей. Фа­бер­же сле­до­вал то­му же прин­ци­пу: он все­гда шел впе­ре­ди со­пер­ни­ков. На­при­мер, пред­ме­ты в сти­ле ар-ну­во, ко­то­рые впер­вые бы­ли пред­став­ле­ны на Все­мир­ной вы­став­ке 1925 го­да в Па­ри­же, фир­ма «Фа­бер­же» вы­пус­ка­ла еще в 1910‑е. Она пер­вой в Рос­сии со­зда­ла юве­лир­ные из­де­лия с сим­во­ли­кой 12‑лет­не­го во­сточ­но­го ка­лен­да­ря. Так, в год Сви­ньи ма­стер­ские Фа­бер­же вы­пу­сти­ли мно­го бре­ло­ков с изоб­ра­же­ни­ем это­го жи­вот­но­го, а так­же фи­гу­рок сви­ней из раз­ных кам­ней и се­ребра. Все это про­да­ва­лось с боль­шой при­бы­лью.

В «Фа­бер­же» пер­вы­ми ста­ли ис­поль­зо­вать спла­вы пла­ти­ны и се­ребра. Бейн­бридж да­же поз­во­лил се­бе упрек­нуть Фа­бер­же в том, что он рас­тра­чи­ва­ет твор­че­ские си­лы. В те го­ды бы­ли очень по­пу­ляр­ны брил­ли­ан­ты. Ка­за­лось бы, вы­пус­кай не­сколь­ко мо­де­лей боль­ши­ми ти­ра­жа­ми – по­лу­чишь сни­же­ние се­бе­сто­и­мо­сти и боль­шую при­быль. Но Фа­бер­же все вре­мя раз­ра­ба­ты­вал но­вые мо­де­ли и на­прав­ле­ния.

Кто вла­де­ет ин­фор­ма­ци­ей, тот вла­де­ет ми­ром

У Фа­бер­же бы­ли свои ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции. На­при­мер, швей­цар Сер­гей, ра­нее ра­бо­тав­ший в Двор­цо­войй по­ли­ции, об­ла­дал пре­крас­ной зри­тель­ной па­мя­тью. Он пом­нил всех кли­ен­тов за по­след­ние 10 лет: кто и что ку­пил. Зи­мой в Зим­нем двор­це да­ва­ли мно­го­ты­сяч­ные ба­лы. Сер­гей не про­пус­кал ни од­но­го. По­ка все го­сти тан­це­ва­ли, он ра­бо­тал – вы­ве­ды­вал у ла­ке­ев ин­фор­ма­цию. По воз­вра­ще­нии с ба­ла Сер­гей на не­сколь­ко ча­сов за­пи­рал­ся с Кар­лом Фа­бер­же и по­дроб­но до­кла­ды­вал хо­зя­и­ну о свет­ских сплет­нях. Юве­лир от­лич­но знал о юве­лир­ных пред­по­чте­ни­ях ба­ле­рин, вет­ре­ных ари­сто­кра­ток, мо­ло­дых гвар­дей­ских рот­мист­ров и обо всех об­ма­ну­тых му­жьях и же­нах. Жен­щи­ны, как от­ме­чал глав­ный ма­стер фир­мы «Фа­бер­же» Франц Бир­ба­ум, все­гда бы­ли пер­вы­ми по­тре­би­те­ля­ми дра­го­цен­но­стей, и мно­го име­ний ушло на удо­вле­тво­ре­ние стра­сти к укра­ше­ни­ям.

За­бо­та об ими­дже – за­лог про­цве­та­ния

Ал­маз ста­но­вит­ся брил­ли­ан­том толь­ко при тре­нии о дру­гой ал­маз. Ма­ло сде­лать юве­лир­ное из­де­лие – нуж­но еще и убе­дить кли­ен­та его при­об­ре­сти. Фа­бер­же тща­тель­но сле­дил за ими­джем сво­ей фир­мы и сво­им соб­ствен­ным. Его дом на Боль­шой Мор­ской ули­це в Пе­тер­бур­ге был об­раз­цом вы­со­ко­куль­тур­но­го бур­жу­аз­но­го до­ма, а са­мо­го Фа­бер­же зна­ли как ме­це­на­та и по­кро­ви­те­ля ис­кус­ств. Он, без­услов­но, при­над­ле­жал к эли­те го­ро­да, его дру­зья­ми и кли­ен­та­ми бы­ли вы­да­ю­щи­е­ся де­я­те­ли из ми­ра ис­кус­ства.

Фа­бер­же кол­лек­ци­о­ни­ро­вал кар­ти­ны, япон­ские нэц­ке, поч­то­вые мар­ки, гео­гра­фи­че­ские кар­ты. Он вла­дел од­ной из луч­ших в Ев­ро­пе биб­лио­тек по де­ко­ра­тив­но­‑­при­клад­но­му ис­кус­ству. Фа­бер­же по­сто­ян­но по­се­щал те­ат­ры. Ви­ди­мо, ска­зы­ва­лись ро­до­вые кор­ни. Один его дед, Карл Юнг­ш­тедт, был жи­во­пис­цем, дру­гой, Пе­тер Фа­бер­же, – пре­крас­ным сто­ля­ром, он при­вил Кар­лу лю­бовь к кра­си­вой ме­бе­ли. В апар­та­мен­тах Фа­бер­же пре­об­ла­да­ла ме­бель из чер­но­го ду­ба, ди­ва­ны и крес­ла бы­ли об­тя­ну­ты зе­ле­ной ко­жей. Бейн­бридж упо­ми­на­ет в сво­их ме­му­а­рах о пер­вом пре­бы­ва­нии в Санк­т‑Пе­тер­бур­ге в 1906 го­ду. То­гда он при­е­хал на со­бе­се­до­ва­ние к Кар­лу Фа­бер­же. В те­че­ние всех двух ме­ся­цев, по­ка он был в Се­вер­ной сто­ли­це, Фа­бер­же во­дил ан­гли­ча­ни­на по луч­шим ре­сто­ра­нам го­ро­да, уго­щал его на да­че в Ле­ва­шо­ве. Бейн­бридж и сам был ари­сто­кра­том, хо­ро­шо раз­би­рал­ся в еде и на­пит­ках. Меж­ду тем де­ли­ка­те­сы, ко­то­рые он по­про­бо­вал у Фа­бер­же, изу­ми­ли да­же его. Карл Фа­бер­же раз­би­рал­ся и в ви­нах, у не­го в до­ме бы­ла боль­шая эно­те­ка.

Идео­ло­гия Фа­бер­же жиз­не­спо­соб­на и пло­до­твор­на. Во гла­ву уг­ла он ста­вил не по­лу­че­ние мак­си­маль­ной при­бы­ли, а слу­же­ние кра­со­те.

[ forbes.ua ]

Полезное

Полезное

 
-->