По признанию современников, «Фаберже» была самой лучшей и крупнейшей дореволюционной ювелирной фирмой не только в России и Европе, но и во всем мире. И она одна из немногих, выдержавших оценку временем.
Яйцо с ландышами, 1898 год
Фото: faberge.com
Петер Карл Фаберже возглавил фирму отца в 1872 году. Через 10 лет в ней работали 20 ювелиров, а к 1896‑му число работников возросло до 455, не считая 31 ученика. В 1916 году фирму преобразовали в товарищество с уставным капиталом 3 млн рублей. Однако сын Карла Фаберже, Евгений, отмечал, что в распоряжении товарищества было гораздо больше средств: клиенты доверяли Фаберже свои капиталы и драгоценности на развитие дела. Некоторые использовали сейфы Фаберже как депозитарий. Например, известная русская балерина Матильда Кшесинская пишет в мемуарах, что в сейфе Фаберже она хранила свои драгоценности на несколько миллионов рублей.
С 1891 по 1917 год фирма «Фаберже» произвела более 210 000 художественных изделий. Ее годовой оборот достигал 1–1,2 млн рублей (по нынешнему курсу это составило бы $25–30 млн).
Чего добилась фирма «Фаберже» за то время, когда бизнесом руководил Карл?
1. Монополизировала внутренний рынок ювелирных изделий.
2. Заручилась поддержкой виднейших финансистов России, многие из которых были клиентами фирмы.
3. Стала частью формирующихся на рубеже столетий международных монополистических союзов капиталистов. С 1887 года «Фаберже» сотрудничала с подданным Великобритании Алланом Боу, через которого напрямую получала алмазы из Южной Африки.
4. Закрепилась на новых рынках – фирма успешно продавала свои изделия в Сиаме, Маньчжурии, Харбине. Много золотых и серебряных вещей «Фаберже» покупала Османская империя.
5. В процессе экспансии вывозила не только товары, но и капитал; открывала собственные магазины и производство, в частности, на территории Украины – в Одессе и Киеве.
В Одессе фирма начала торговать через своих коммивояжеров еще в 1887 году, но ее собственный магазин на ул. Дерибасовской, 31 был открыт в 1901‑м. Спустя два года Карл Фаберже основал «Фабрику золотых и серебряных изделий», на которой работали 35 человек. Предприятие действовало до 1918‑го. За 15 лет оно выпустило 7000 изделий. Продало еще больше: в ассортименте были изделия петербургских мастерских и московской фабрики «Фаберже».
На киевский рынок фирма вышла в 1902 году. Приказчик Аллан Гибсон привез из московского магазина ювелирных изделий на 175 000 рублей. Не имея знакомых в городе, он доверился посредникам, которые оказались жуликами: продавали бриллианты в рассрочку, получали авансы, закладывали вещи в ломбард, но с Гибсоном не расплачивались. Афера лопнула, в ней оказались замешанными пара десятков ни о чем не подозревавших покупателей. Судебный процесс длился до 1907‑го – удалось вернуть ценности на 100 000 рублей. Судьба остальных изделий неизвестна.
Осенью 1906‑го Карл открыл в Киеве магазин «Фаберже» по адресу ул. Крещатик, 25 (сейчас это дом 15). В этом же огромном доме помещались мастерские известной Первой Киевской ювелирной и художественно-граверной артели и магазин Иосифа Маршака.
В мастерской «Фаберже» трудилось 15 человек. За пять лет она выпустила 1000 изделий, преимущественно бриллиантовой группы. Дольше ей проработать не удалось. В Украине не было достаточного количества мастеров, квалификация которых соответствовала бы требованиям Фаберже. Карл предпочитал брать на работу готовых мастеров с именем, а не учеников. Он сразу предлагал им высокую зарплату и то, что в наши дни называется полным социальным пакетом. Первый биограф Фаберже – англичанин Генри Бейнбридж, управляющий лондонским филиалом «Фаберже», отмечал, что сотрудникам фирмы создали все условия для полноценной работы: «…собственная столовая, врач, семьям ушедших на фронт фирма платила среднюю заработную плату. Настоящий социализм!»
Работу Фаберже в Киеве усложнял его конкурент – Иосиф Маршак, который не только сманил к себе всех лучших мастеров города, но и не давал их перекупить. К 1913 году штат его фирмы насчитывал 126 работников. Для них Маршак, копируя систему Фаберже, создал практически идеальные условия. Например, поскольку большинство мастеров его фирмы были евреями, для них по всем правилам предусмотрели шабат.
Маршак был провинциальным «киевским Фаберже» и закрывал весь ювелирный рынок Киева. Тягаться с ним было сложно, поэтому фирма «Фаберже» сосредоточилась на развитии в Одессе. Бурный экономический рост Южной Пальмиры этому способствовал. Через Одессу Евгений Фаберже на пароходе отвозил заказы в Ялту, где находились резиденции членов императорской семьи. Кроме того, фирма планировала экспансию на Восток. Еще в 1908‑м Фаберже намеревался открыть магазин в Каире. Изделия, созданные одесскими мастерами фирмы, поставлялись в Закавказье и Османскую империю. Вот почему их так мало на современном антикварном рынке – особенность «восточного потребления» в том, что ювелирные изделия покупаются не для инвестиций, а для коллекций. Кстати, российский предприниматель украинского происхождения Виктор Вексельберг, обладатель крупнейшей в мире коллекции Фаберже, принципиально покупал изделия за рубежом, возвращая их в Россию.
О философии жизни и бизнеса
Карла Фаберже часто сравнивают с основателем знаменитой династии банкиров Майером Амшелем Ротшильдом. И не безосновательно – они жили и строили свой бизнес, руководствуясь сходными принципами. В завещании его внука Ансельма был пункт: «…категорически и самым решительным образом запрещаю проведение судебной или общественной описи моего наследства и любое обнародование размеров моего состояния». Мы также не знаем размеров капитала Фаберже.
Правило Ротшильда: «Дружба с сильными мира сего – трамплин для бизнеса». Карл Фаберже по примеру Ротшильда дружил с сильными и богатыми. А они сами искали дружбы с ювелиром. Клиентами Фаберже были оба последних императора, императрица Мария Федоровна, сестры и братья Николая II, его дядья великие князья Владимир и Алексей Александровичи, семейство Юсуповых, по богатству не уступавшее императорской фамилии. Когда Карлу Фаберже надоело просиживать в приемной его величества, он переключился на новых клиентов, представителей торгово‑промышленной и финансовой буржуазии. С ними работать было легче. Они уважали в ювелире творца и не вмешивались в процесс создания изделий, определяя только цену. Среди них нефтепромышленник Эммануил Нобель, владельцы российско‑американской резиновой мануфактуры «Треугольник» Макс Нейшеллер и Хендрик Гильзе фан дер Пальс, купцы Елисеевы. Крупнейшие клиенты «Фаберже» в Украине – сахарозаводчики Терещенко, Бродские, Харитоненко, харьковский банкир Рувим Рубинштейн, одесский миллионер Артур Анатра и др.
В справедливости еще одного принципа Ротшильда – «война приносит свои доходы» – Фаберже убедился в период русско‑японской войны. Она породила новых богачей, которые активно инвестировали в драгоценности. То же наблюдалось и во время Первой мировой. Фирма потеряла половину работников: они ушли на фронт и на оборонные заводы. Зато оставшиеся мастера не успевали выполнять многочисленные заказы на изделия с бриллиантами. Их покупали разбогатевшие на поставках солдатского сукна и сапог поляки. Кроме того, фирма наладила производство шприцев и гильз для снарядов, что также принесло ей солидный доход.
«Опережайте конкурентов хотя бы на шаг», – наставлял Ротшильд своих сыновей. Фаберже следовал тому же принципу: он всегда шел впереди соперников. Например, предметы в стиле ар-нуво, которые впервые были представлены на Всемирной выставке 1925 года в Париже, фирма «Фаберже» выпускала еще в 1910‑е. Она первой в России создала ювелирные изделия с символикой 12‑летнего восточного календаря. Так, в год Свиньи мастерские Фаберже выпустили много брелоков с изображением этого животного, а также фигурок свиней из разных камней и серебра. Все это продавалось с большой прибылью.
В «Фаберже» первыми стали использовать сплавы платины и серебра. Бейнбридж даже позволил себе упрекнуть Фаберже в том, что он растрачивает творческие силы. В те годы были очень популярны бриллианты. Казалось бы, выпускай несколько моделей большими тиражами – получишь снижение себестоимости и большую прибыль. Но Фаберже все время разрабатывал новые модели и направления.
Кто владеет информацией, тот владеет миром
У Фаберже были свои источники информации. Например, швейцар Сергей, ранее работавший в Дворцовойй полиции, обладал прекрасной зрительной памятью. Он помнил всех клиентов за последние 10 лет: кто и что купил. Зимой в Зимнем дворце давали многотысячные балы. Сергей не пропускал ни одного. Пока все гости танцевали, он работал – выведывал у лакеев информацию. По возвращении с бала Сергей на несколько часов запирался с Карлом Фаберже и подробно докладывал хозяину о светских сплетнях. Ювелир отлично знал о ювелирных предпочтениях балерин, ветреных аристократок, молодых гвардейских ротмистров и обо всех обманутых мужьях и женах. Женщины, как отмечал главный мастер фирмы «Фаберже» Франц Бирбаум, всегда были первыми потребителями драгоценностей, и много имений ушло на удовлетворение страсти к украшениям.
Забота об имидже – залог процветания
Алмаз становится бриллиантом только при трении о другой алмаз. Мало сделать ювелирное изделие – нужно еще и убедить клиента его приобрести. Фаберже тщательно следил за имиджем своей фирмы и своим собственным. Его дом на Большой Морской улице в Петербурге был образцом высококультурного буржуазного дома, а самого Фаберже знали как мецената и покровителя искусств. Он, безусловно, принадлежал к элите города, его друзьями и клиентами были выдающиеся деятели из мира искусства.
Фаберже коллекционировал картины, японские нэцке, почтовые марки, географические карты. Он владел одной из лучших в Европе библиотек по декоративно‑прикладному искусству. Фаберже постоянно посещал театры. Видимо, сказывались родовые корни. Один его дед, Карл Юнгштедт, был живописцем, другой, Петер Фаберже, – прекрасным столяром, он привил Карлу любовь к красивой мебели. В апартаментах Фаберже преобладала мебель из черного дуба, диваны и кресла были обтянуты зеленой кожей. Бейнбридж упоминает в своих мемуарах о первом пребывании в Санкт‑Петербурге в 1906 году. Тогда он приехал на собеседование к Карлу Фаберже. В течение всех двух месяцев, пока он был в Северной столице, Фаберже водил англичанина по лучшим ресторанам города, угощал его на даче в Левашове. Бейнбридж и сам был аристократом, хорошо разбирался в еде и напитках. Между тем деликатесы, которые он попробовал у Фаберже, изумили даже его. Карл Фаберже разбирался и в винах, у него в доме была большая энотека.
Идеология Фаберже жизнеспособна и плодотворна. Во главу угла он ставил не получение максимальной прибыли, а служение красоте.