Владимир Збойков
Инициатива АЛРОСА по введению раздельного обращения драгоценных камней и их синтетических аналогов, выразившаяся в подготовке текста соответствующего законопроекта (письмо президента АЛРОСА Андреева Ф.Б. за №А01-100-2101-01/86 от 25.04.2014 г) продемонстрировала всю пропасть различий между реальным оборотом алмазов и оборотом всех прочих драгоценных по российскому законодательству камней (рубинов, сапфиров, изумрудов, александритов, жемчуга). Тем самым подчеркнута невозможность регулирования оборота цветных ювелирных камней законодательством, фактически «заточенным» под регулирование лишь одного камня – алмаза.АЛРОСА предлагает ввести в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» понятие синтетических (искусственных) камней, производство которых полностью или частично осуществляется человеком с использованием различных методов. При этом авторы подготовки текста законопроекта путают процессы производства (выращивания) синтетических камней с улучшением (облагораживанием) драгоценных камней разнообразными технологическими приемами (включая даже термическую обработку) с целью изменения их внешнего вида, цвета и чистоты. Авторы текста законопроекта смешивают совершенно различные понятия имитаций, облагороженных и синтетических камней в «одну кучу», называя их «кристаллами».
Далее, АЛРОСА предлагает ввести в Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г запрет на использование в отношение синтетических камней (к которым законопроектом в законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» должны быть причислены и облагороженные камни) наименований драгоценных камней, а также производных от них слов в любой комбинации или конструкций с их использованием. Например, сапфир, подвергшийся нагреванию, не сможет называться в торговле «сапфиром, облагороженным нагреванием», а рубин с заполнением стеклом не сможет иметь именно такое наименование на бирке – они, по-видимому, согласно предлагаемым нормам в Постановление 55, должны будут именоваться просто «синтетическими корундами» или «искусственными камнями».
Не затрагивая вопросов, связанных с синтетическими камнями (это отдельная тема), предлагается рассмотреть ситуацию, сложившуюся в России с облагороженными ювелирными камнями.
Проблема оборота облагороженных ювелирных камней, относящихся в России по наименованию к драгоценным, действительно стоит в нашей стране с самого начала вступления в силу закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Источник этой проблемы – сам закон, а точнее – отсутствие определения в законе понятия «драгоценный камень», вместо которого в законе просто приведен перечень объектов регулирования, состоящий из:
- одного минерала (алмаза),
- нескольких разновидностей минералов (рубина и сапфира – разновидностей минерала корунд, изумруда – разновидности минерала берилл, александрита – разновидности минерала хризоберилл),
- двух органических веществ (жемчуг и янтарь в уникальных образованиях),
«скопом» отнесенных законом к «драгоценным камням».
Какие проблемы сразу всплыли при таком подходе?
В законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» само понятие «драгоценный камень» не соответствует наиболее распространенному в мире англоязычному термину, используемому в отношении ювелирных вставок из природных камней - «gemstone». Во всем мире к «gemstone» относят любые камни, если они используются в ювелирной практике. При этом понятие «gemstone» принципиально используется не как определитель цены камня, а как определитель его назначения – использование в качестве вставки в ювелирном изделии, и как определитель его красоты («» - это цветная мармеладинка). Существует много наименований ювелирных камней, отдельные образцы которых стоят на мировом рынке гораздо дороже бриллиантов той же массы, но которые не входят в российский перечень «драгоценных камней».
В мировой практике в ювелирном деле используются природные камни примерно 120 наименований, и их цена на рынке всегда определяется не только (и не столько) наименованием, а прежде всего – индивидуальными особенностями каждого образца камня и готовностью потенциального покупателя отдать те деньги, которые хотел бы получить продавец.
Разновидности минералов, к которым относятся наши «драгоценные камни», могут иметь рыночную цену камней одного и того же веса с разбросом в десятки тысяч раз, при этом камни наихудших характеристик вообще ничего не стоят – они совершенно неликвидны и никому не нужны.И лишь алмаз всегда что-то стоит, т.к. благодаря своей твердости он и при самом худшем качестве все равно является дорогим абразивным материалом.
Таким образом, в отсутствии четкого юридического определения понятия «драгоценный камень» (что невозможно сделать в принципе, опираясь лишь на наименование минерала или его разновидности), причисление к «драгоценным камням» по наименованию никак не отражает рыночной цены конкретного образца камня данного наименования – она вообще может равняться нулю.
2. Нигде в мире, и в России в том числе, не существует юридического (и даже всеми признанного геммологического!) определения, что такое есть «изумруд», «рубин», «сапфир», «александрит».Проблема причисления образцов корунда и берилла к сапфирам, рубинам и изумрудам соответственно, хризобериллов – к александритам, является предметом непрекращающихся дискуссий в прикладной науке - геммологии. Но эта проблема не должна быть предметом дискуссии юристов – с учетом строгости российского законодательства (статьи 191 и 192 УК РФ) здесь все должно быть определено очень строго.
Какого цвета берилл нужно называть «изумрудом», какого цвета корунд следует относить к «рубину» и «сапфиру», в геммологии можно десятилетиями решать дискуссионно, т.к. эта прикладная наука обслуживает потребности торговли и допускает неоднозначность терминологии. В юриспруденции фривольное толкование терминов недопустимо.
3. В списке «драгоценных камней» нашего закона упоминаются только природные камни, однако облагороженные камни в момент их добычи (т.е. в природе) могут и не достигать качественных характеристик, соответствующих их отнесению к драгоценным разновидностям данного минерала. Что это тогда такое?Используемые методы облагораживания цветных драгоценных камней приводят к тому, что после воздействия человека на природный камень фактически может появиться нечто новое, как с новым химическим составом, так и с новыми характеристиками – цветом, чистотой, прочностью. Т.е. при облагораживании фактически появляются искусственные вещества, но созданные на основе природных минералов – например, бериллов и корундов. Они не есть синтетические камни, которые никогда не извлекали из земли, но и не есть камни природные.
Строго юридически, облагороженные камни не должны подпадать под определение «драгоценные камни» федерального закона, т.к. в природе они могли и не быть из-за недостаточности качественных характеристик изумрудами, рубинами и сапфирами.
Однако в рыночном понимании, только такие камни и являются в России изумрудами, рубинами и сапфирами, т.к. других, т.е. не облагороженных, на нашем рынке встретить практически невозможно.
Строго юридически, такие облагороженные камни, по наименованиям относящиеся к списку драгоценных камней, было бы правомерно считать чем-то одним из двух:
- либо природными ювелирными камнями, но не сапфирами, рубинами и изумрудами, а, в соответствии с их исходно недостаточной окраской и чистотой, просто природными корундами и бериллами (но это крайне вредно для развития ювелирной отрасли, т.к. при таком подходе с прилавков практически полностью исчезнут все изделия с камнями упомянутых популярных наименований – почти все рубины, сапфиры и изумруды в ювелирных изделиях используются облагороженными);
- либо, если исходить из достигнутой в результате облагораживания новой окраски и частоты камня, их следует считать сапфирами, рубинами и изумрудами, однако уже не природными, а произведенными человеком из природных корундов и бериллов.
Данная юридическая коллизия возникает по причине попытки в условиях рыночной экономики применить командные методы регулирования к тому сегменту экономики, где это просто недопустимо. Т.е. законодательное определение понятия «драгоценный камень» в смысле выделения этих объектов по рыночной стоимости – это нелепость.
Не спасет ситуацию даже внесение в закон четкого и разумного определения понятия «облагороженный камень», т.к. логично встанет вопрос: подпадают ли облагороженные камни под статус «драгоценных» (и, как следствие, под регулирование данным законом), или не подпадают (и тогда в российском обороте по факту не останется драгоценных камней, кроме алмазов).
Если облагороженные камни, после внесения этого понятия в закон, по-прежнему относить к драгоценным камням и регулировать их оборот законом, то нет практического смысла вводить само понятие «облагороженного» камня.
А вывести облагороженные камни из-под действия закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» - это значит, по сути, привести его в состояние закона «О драгоценных металлах и алмазах», т.к. единственной сферой действия закона останутся музейные сокровища Алмазного фонда России, запасники Гохрана…
4. Облагороженный алмаз – это редкость. Но не облагороженный цветной драгоценный камень – редкость еще большая.Лишь ограненный алмаз (т.е. бриллиант) имеет обращение на мировом рынке как правило в необлагороженном виде. На долю облагороженных бриллиантов приходится, по-видимому, менее 3%.
В то же время, 99% изумрудов и рубинов и около 98% граненых сапфиров мирового рынка – это облагороженные камни. Таким образом, производители алмазов заинтересованы фактически вывести облагороженные камни из списка «юридически драгоценных», в то время, как для цветных драгоценных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов) такой подход, в совокупности с запретом называть облагороженные камни данными наименованиями, есть почти уничтожение их рынка.
Однако наш покупатель не станет покупать дорогие ювелирные изделия с «бериллами» и «корундами», предпочтя покупки за рубежом, где изделия будут с изумрудами, рубинами и сапфирами.
Важно отметить, что проблемы оборота синтетических и облагороженных ювелирных камней, поднятая на московском конгрессе CIBJO, по своей сути не имеет ничего общего с созвучной российской проблемой.
Дело в том, что ведущие мировые геммологические центры, такие, как CIBJO или Американская Ювелирная Торговая Ассоциация (AGTA), давно были озабочены проблемой предоставления покупателям достоверной и полной информации о камнях, использованных в ювелирных изделиях.Но за рубежом, в отличии от России, нет и не может быть юридических проблем из-за различий в обороте облагороженных и не облагороженных камней!
В то же время, за рубежом обеспокоены проблемой честности торговли на рынке. Так, в документе «Руководство по облагороженным ювелирным камням», принятом AGTA, в обязанность любого продавца входит предоставление всей информации, касающейся облагораживания природного ювелирного камня, причем такая обязанность является требованием Федеральной Торговой Комиссии США. Отсутствие информации об облагораживании, когда оно имело место, AGTA характеризует как проявление нечестной торговой политики. Неинформирование покупателей приводит нарушителей как к гражданским, так и административным взысканиям.
Стоит обратить внимание: AGTA, как и CIBJO, признают облагороженные камни природными. Но их справедливая рыночная цена должна быть в разы ниже, чем у камней того же качества, но не облагороженных. Причем какие-то методы облагораживания камней принимаются AGTA как общепринятые, какие-то – как допустимые, а какие-то – как недопустимые. Каждому из них присвоен свой код. Важно, насколько устойчивым и необратимым является эффект от облагораживания, и не приносит ли он вреда как долговечности камня, так и здоровью его обладателя. Есть даже в этом документе подробный список камней и применяемых к ним методов облагораживания.
В России в торговле термин «облагороженный камень» вообще ни в одном нормативном документе не имеет юридического определения. Облагороженные камни в российской торговле просто причисляют к природным, в противоположность синтетическим рубинам и изумрудам, полностью созданными человеком. Необлагороженные цветные драгоценные камни практически не поступают на российский рынок, и встречаются у нас как исключение, очень дорогая экзотика.
ВЫВОД:
Наилучшее решение чисто российской проблемы оборота облагороженных и не облагороженных цветных драгоценных камней крайне простое – полный вывод всех цветных драгоценных камней из-под действия ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Существует целый ряд причин, по которым оборот цветных драгоценных камней следовало бы вывести из-под регулирования ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Об этих причинах много говорилось ранее, здесь их просто перечислим:
– «заточка» российского законодательства о драгоценных камнях только под алмаз;
– валатильность цен и отсутствие практики котировок цветных драгоценных камней на биржах – т.е. невозможность создания «хороших» для рынка и государства государственных прейскурантов;
– драгоценный камень ценится не за название, а за качество;
– неоднозначность отсечения разновидностей (у нас – изумруд, а у них – берилл…);
– отсутствие технических регламентов на все цветные драгоценные камни;
– неопределенность с облагороженными камнями;
– синтетические аналоги от природных даже опытные геммологи отличают с вероятностью не на 100%, что неприемлемо с учетом действия 191 и 192 ст. УК РФ;
– ликвидность цветных драгоценных камней недостаточна;
– имеется не только валатильность цен на эти камни, но и сильная валатильность их ликвидности из-за текущей моды;
– честный список драгоценных камней – это десятки наименований;
– администрирование контроля за рынком цветных драгоценных камней очень дорого, а сам контроль фактически «выдавливает рынок» в теневой сектор;
– государство все равно реально не контролирует оборот.
«Цена вопроса» регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России просто ничтожна – это 0,05 … 1,5% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов!
Закон должен быть при этом переименован в ФЗ «О драгоценных металлах и алмазах», все остальное – паллиатив, не решающий коренных проблем.
[ Ювелирные Известия ]
"«Цена вопроса» регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России просто ничтожна ". из моих ПРАКТИЧЕСКИХ разработок, доведённых до ПРОМЫШЛЕННЫХ объёмов, следует, что цена вопроса только по Уральским изумрудам в тысячи раз больше. а это учитывая вышеприведённые цифры сравнимо с оборотом алмазов. По нынешним законам в России это делать можно. Но только если хочешь сесть надолго. Поэтому я тут и не делаю. В Индию технология поставлена, в Европу технология поставлена. Сейчас щбсуждаются Китай, Въетнам...., ТОЛЬКО НЕ РОССИЯ. Владимир считает, что если никому не говорить об истинных размерах убитого законами рынка, то, может быть, добрые баре поменяют законы в лучшую сторону. А мне так именно подчёркнутое холопство создаваемое данными законами и не нравится.
Приведенные численные значения соответствуют тому, что имеем на сегодня. Какие объемы появятся, если облагораживать все уральские изумруды - никто не знает, не считали... Может быть, и правда очень значительные.
Так вот, именно ради создания возможности работать не под страхом тюрьмы, и ради развития российского рынка цветных камней, и предлагается вывести их из закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а также из 191 и 192 ст. УК РФ.
Если это когда-нибудь удастся сделать - буду рад считать себя "холопом".
Ваши бы, Гость, настроения, да всем нам в души. Но что-то не даёт мне поверить в этакое благолепие очередного закона. Раньше это гадкое чувство называлось "жизненный опыт". А теперь некоторые особенно продвинутые в смысле денег, врачи пытаются депрессию за бабки лечить. И, кстати, с чего Вы, в случае принятия столь благостных законов, вдруг захотите вновь холопом быть? Искренне не рекомендую. Ни к чему это приличному человеку.
Владимир Збойков прошу ответить на следующие вопросы:
1. Какова цель публикации данной статьи в предложенной редакции.
2. Кто является заказчиком данной статьи (кто оплачивает).
3. Ваше личное мнение - законодатели, ювелирная отрасль и покупатели ювелирных изделий в современной России это недалекие недотепы или продолжатели великих традиций, достойные разумной заботы государства о качестве ювелирных изделий.
Совет: Предложите профессиональные, юридически однозначные формулировки для всех видов ювелирных вставок. Если не можете или не хотите - "не засоряйте эфир", т.к. этим пользуются (понимаете вы это или нет) именно те, кому выгодно чтобы в России не было ювелирного производства, а нечистоплотные дельцы свозили "ювелирный" мусор в Россию со всего мира.
объясняли - объясняли Сергею, что и названий - то ювелирных камней юридически точных пока никто не придумал. а ему и юридически однозначные формулировки для всех видов ювелирных вставок подавай. крепкий, однако, мужик. вот только перечень вопросов напрягает. на кого работаешь, явки, пароли. а главное вывод классный. ты дурак, а мы тут без тебя умные. поэтому вали отсюда. и обязательно сразу о благе страны.
Я восхищён!
Просил ответов на вопросы у автора. А Вы Виктор, получаете зарплату у автора? Поясню еще раз, если не профи, а просто балагур "не засоряй эфир".
В отличии от Вас, Сергей, Я человек, почему - то, свободный. И зарплату ни у кого не получаю. А насчёт того, кто из нас профи, так только Вам это и виднее. Куда нам, дешёвым содержанкам нечистоплотных дельцов, постичь разумную заботу государства. мы же даже юридически однозначную формулировку ювелирной вставки отрапортовать не умеем.
Повторяю: вопросы только для автора.
Владимир Збойков прошу ответить на следующие вопросы:
1. Какова цель публикации данной статьи в предложенной редакции.
2. Кто является заказчиком данной статьи (кто оплачивает).
3. Ваше личное мнение - законодатели, ювелирная отрасль и покупатели ювелирных изделий в современной России это недалекие недотепы или продолжатели великих традиций, достойные разумной заботы государства о качестве ювелирных изделий.
Совет: Предложите профессиональные, юридически однозначные формулировки для всех видов ювелирных вставок. Если не можете или не хотите - "не засоряйте эфир", т.к. этим пользуются (понимаете вы это или нет) именно те, кому выгодно чтобы в России не было ювелирного производства, а нечистоплотные дельцы свозили "ювелирный" мусор в Россию со всего мира.
целиком и полностью согласен с Сергеем проясню немножко ситуацию
1. цель статьи дать понять что Ваше мнение со сторону никому не интересно подключив определенными фразами к этому мнение государства
2. заказчик... если посмотреть архив за последние 3 года то он вырисовывается очевидно Гумеров Ф.Ф. имея производственную базу купленную за копейки в Красном селе и вывезя оттуда наработанную технологию, причем уволив 70 процентов грамотных людей работавших на Красносельском ювелирном заводе ... тем самым превратив его в "помойку" (прошу прошения за аналогии)и в последствии отдав на растерзание "исполнительным директорам" в лице которых выступал незабвенные Крипак И.И Стецура А.А. которые кроме как пафосных слов и перебирания бумажек под принесенный секретуткой кофе ничего не могли сделать ... после этого получил производственную базу в Казахстане ... он же (г-н Гумеров) первым предложил уничтожить все то что было наработано в плане учета ДМ И ДК для чего спрашивается ... ответ прост зачем играть на рынке честно ... можно же завалить рынок некачественным товаром по демпинговым ценам ... (попрошу не путать кто будет читать мой пост некачественный это не значит левый .. неоднократно заявляя что ему пробирка задерживает товар на сумму 15-18 миллионов рублей а теперь возьмите в руки калькулятор и посчитайте 15 млн по цене серебра ну пусть 100 р за грамм с учетом покупки обработки перевозки ну не будем скромничать давайте по 150 рублей ... посчитали 18 миллионов с его слов на 150 рублей вес получается солидный увезти продукцию нужен как минимум зил 131 а еще лучше камаз с прицепом... он же на всех ювелирных форумах требует введение RFID метки ... наверное это логично высокие технолигие у нас развиваются .. а теперь ответь мне на вопрос ИП Петров Козлов Сидров они смогут себе позволить оборудование для нанесения этой метки ... наверное нет к кому они пойдут ответ очевиден ... теперь поговорим о камнях про которые речь в статье... да давайте уберем барьеры и градации ... но кто обеспечит то что бабушка придя в магазин покупая подарок на свадьбу своей внучке не получит стекляшку.. был же печальный опыт кого в СССР под видом натуральных рубинов продавали стекло забыв на бирке напечатать одно слово.... скажете невнимательность наших предков... ну уж пусть каждый для себя решит сколько это невнимательность стоит на сегодняшний день
Я автор статьи. Отвечаю на вопросы.
1. Цель публикации статьи - предложить ювелирам задуматься , что можно сделать хорошего для развития отрасли. Дело в том, что до 2 августа каждый может в произвольной форме отпроавить от своего предприятия предложения по поправкам в законопроект Правительства (имеется в виду ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"). Вдруг кто-то поддержит описываемую в статье инициативу!
2. Вам как, честно ответить, или как принято? Отвечаю честно - заказчик данной статьи - никто, оплачивает он же в размере 0 рублей 00 копеек.
3. Витееватый вопрос, но постараюсь ответить. Считаю, что граждане России достойны разумной заботы государства по всем направлениям. В том числе - в части качества ювелирных изделий, которое во всем цивилизованном мире регулируется рыночными отношениями. Ведь мы, вроде, 20 лет назад решили отойти от командных методов управления в пользу рыночной экономики? Вопрос на засыпку: сможете найти в Интернете страну (не считая некоторых бывших республик СССР и России в том числе), где за простое хранение драгоценного камня физическое лицо может сесть в тюрьму на несколько лет?
И пару слов о Гумерове Ф.Ф. Я работаю с Флуном Фагимовичем в "Деловой России", где Гумеров - председатель, а я - исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням. Очень его уважаю.
И еще. Догадываюсь, кто есть "Сергей". Сожалею, причем искренне...
о как вот и вышли наружу заказчики сам автор статьи признал ... а теперь у меня вопрос кого посадили за хранение камня в СССР и России ... примеры в студию только примеры должны быть именно за хранение а не за кражу ... насчет заказчика тоже попрошу пояснить ... вы же сначала были сторонником ужесточения мер по обороту ДМ архив сайта это покажет а потом после встречи с флуном "прозрели" что ужесточать не надо ... видимо пророк вас явился.... в виде франклина и не одного ... будьте честны хотя бы перед собой .... вы же мужчина
Да, забыл. Про "профессиональные, юридически однозначные формулировки для всех видов ювелирных вставок". А оно кому надо??? Ни у CIBJO, ни у AGTA, ни у GIA, ни у каких других геммологических школ и центров нет проблем что-либо формулировать "юридически однозначно", т.к. нигде в мире в этом попросту нет потребности. Там рынок. У нас, вроде, тоже рынок. Но - не в сфере ДМДК. Здесь мы вдыхаем нафталиновую пыль СССР. Я очень уважал ту страну, СССР, но только не этот подход к регулирования ДМДК.
Поэтому утверждаю: ЛЮБЫЕ "юридически однозначные формулировки для всех видов ювелирных вставок" будут однозначно непрофессиональными. Не Россия диктует, как строить мировые рынки цветных камней. Наша доля на мировом рынке самоцветов ничтожна. Так зачем же игнорировать разумную мировую практику, и с умным видом пораждать "юридически однозначно" бессмыслецу???
А предложения по поправкам в законопроект нужно посыласть в Госдуму, до 2 августа. Кто хочет поддержать - могу помочь отправить поправки - пишите elgem@mail.ru.
уважаемый автор статьи не убегайте от вопросов заданных Вам ссылаясь на свою забывчивость... вы всегда все забываете свое прошлое недалекое нынешнее и сайчасное настоящее .... ответьте на вопрос где же за хранение сажают.. где 18 миллионов лежат в инспекциях ... может в разных дак дайте цифры факты где честному подчеркну ЧЕСТНОМУ ювелиру было бы плохо со стороны контролирующих органов ... факты озвучьте с примерами .. а то вы похожу на госдеп Сша который может только кричать что у нас что то есть... или же вы не мужчина который готов постоять за свое мнение ?
Отвечаю. Я не имею доступа к базам, из которых можно было бы узнать, кого и за что посадили. Однако замечу - есть Уголовный кодекс, в нем статья 191. Если ее на практике не применяют, и даже нет прецидентов, то либо норма уж больно глупая (и ее пора отменить), либо правоприменение никакое (также нет смысла сохранять), либо на практике все откупаются не доводя до зала суда (коррупцию обсуждать не будем).
По поводу ужесточения мер по обороту ДМ. Я в свое время анализировал данные Росстата, Пробирной палаты, МНС, ФТС. На их основе получилось, что порядка 70% оборота ювелирки в России - контрабас.
Если Гость имел в виду эту статью (она, кажется, публиковалась на этом ресурсе) - тогда понятно, что он имел в виду. Так я и сегодня считаю, что контрабас нужно выдавливать с рынка.
Что касается моей честности - без проблем, с совестью у меня все в порядке. Поэтому еще раз повторю - статью мне никто не заказывал. в 2007 - 2008 годах я издавал журнал "Рынок самоцветов", в каждом номере которого не уставал ратовать за свободу оборота цветных камней. И Гумеров никакого отношения к журналу не имел.
Гость №9. извините, что так, но вас ту гостей много. Знаете, а ведь статья то о камнях. Что там Гумеров на своих заводах творит - это конечно интересно. Но вот именно камнями он точно не интересуется. Проверено. Так вот насчёт камней. В СССР синтетику дорого продавали потому, что это была политика государства. И государство за этими деньгами зорко наблюдало. и кидало своих граждан направо и налево. Одна только система ремонта старой ювелирки чего стоила. Песьня! Бушков с Агатой Кристи одыхают. Но сейчас - когда люди просто кричат много лет о бардаке ещё большем и абсолютно неуправляемом уже никем - прибегают штатные Сергеи. Пароли - явки выявляют. Хорощо, допустим я изумруды клею, но во первых этим же и горжусь, а во вторых - ни одного без навязчивого предупреждения о проклейке, причём под подпись (на договоре) не продал. Я первый заинтересован именно в честной торговле. Но проблема то в том, что изумруды, при умелом и бережном к ним отношении получаются из (по Российским законам) бериллов. И по этим же законам факт этого превращения есть предмет уголовки. И вот тут меня клинит. Мы о чём спорим?. Если выход изумрудов из шахты можно увеличить раз в пятьдесят, это какой же бабушке с того плохо? Но вот беда этого ПО ЗАКОНУ НЕЛЬЗЯ! То есть фактически сейчас выкидывается в отвалы и прямо уничтожается тонн пять изумруда в год. Но я же неугомонный. Глядишь, завтра стеклом Изумруд клеить начну, послезавтра так модифицирую поверхности трещин, что сами склеятся без клея. И дело не во мне. Не я так другой это завтра сделает. А заодно и подсчитает, что уже не пять, а тридцать тонн в отвалы высыпали. Речь всё время о прямом запрете просто работать с камнем и честно предлагать результат на рынок. И про знаменитую бабку с внучкой я уже такого наслушался! Но опять же вопрос. А, собственно, что именно сейчас контролирует государство? Пробу? Знаете, Уважаемый, если ювелир, купив металл на тысячу руб. Ошибся в пробе на 1%, потом продал металл за полторы тысячи в магазин, а тот уже за три. Это от какого же кошмара государство ту бабку уберегло, выявив несоответствие? От 0,3%? И это при том, Что и ювелир и магазин СТАВЯТ НАЦЕНКУ ПРОИЗВОЛЬНО! Вот хоть убейте меня, но логики я в этом не вижу. Маразм вижу, а логики ни капли. И сдаётся мне, что пока люди в этой стране, и в том числе ювелиры, не станут хозяевами своей собственности, желающих "завалить рынок некачественным товаром по демпинговым ценам" будет здесь хоть отбавляй. А прикрывать их интересы за зарплату будут совсем не Збойковы, а Сергеи.
Насчёт кто от статьи пострадал. Докладываю. Лично был свидетелем ро делу. Три раза. Люди по этим делам конкретно сидели по несколько месяцев. Плющили их там так, что по году потом лечились. В итоге камни возвращали, приговор на время отсидки. Но денег при этом вытряхивали немерено. Вот именно за эти деньги такие как Сергей и стоят на страже Родины. И раз уж пошла такая пьянка, так я и добавить могу. Во время последнего обыска не только вещи и деньги украли, но и двое трусов жены из грязного белья спёрли.
Начнем с начала.
Вопросы адресованы автору статьи - Владимиру Збойкову. Отвечает «Гость». Подписаться своим именем и фамилией не удосужился. Возможно данную статью писал не Владимир Збойков. И прочитав комментарии, автору не хватило силы духа представиться именем Збойкова. Еще вариант: за Збойкова отвечает настоящий автор, не желающий назвать себя.
Статья называется «К вопросу об инициативе АК «АЛРОСА» обеспечить законодательное раздельное обращение природных и синтетических камней». А вот выводы автора:
«Наилучшее решение чисто российской проблемы оборота облагороженных и не облагороженных цветных драгоценных камней крайне простое – полный вывод всех цветных драгоценных камней из-под действия ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Как говорят «факт на лицо». В ответе на 1 вопрос написано: «Цель публикации статьи - предложить ювелирам задуматься, что можно сделать хорошего для развития отрасли… Вдруг кто-то поддержит описываемую в статье инициативу!» Даже не имеющий «семи пядей во лбу», читатель должен понять, что это прямая и нескрываемая манипуляция, направленная на подмену понятий при обсуждении отраслевых проблем. Цель: забросать поправками законопроект.
Вернемся к ответам автора: «…в «Деловой России», … я - исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням.»
Деловая Россия - Общероссийская общественная организация, в п.1. статьи 4. Устава которой указано: Целями Организации являются: «объединение предпринимателей реального сектора российской экономики для содействия развитию в России свободного конкурентного рынка, отечественного производства, справедливой и эффективной рыночной социальной системы, становлению «среднего класса» - класса новых российских собственников;».
Являясь, фактически, отраслевым представителем в этой уважаемой организации, автор, не стесняясь лоббирует интересы прямо противоположные целям, указанным в Уставе «Деловой России». Поясняю: Эта и другие инициативы, продвигаемые автором, направлены не на развитие свободного конкурентного рынка и отечественного производства в ювелирной отрасли, а, напротив, полное искоренение таковых.
Свежий пример из обсуждаемой статьи: АК «АЛРОСА» предлагает обеспечить законодательное раздельное обращение природных и синтетических камней.
Ни на йоту не обожествляю АК «АЛРОСА» из-за состояния российского алмазно-бриллиантового комплекса. Основной целью, описываемой в статье инициативы, является законодательный запрет на использование в названиях камней слов, вводящих в заблуждение потребителя. Автор статьи не только не поддерживает инициативу «АЛРОСА», являясь, повторю, отраслевым представителем в Деловой России, но и вводит в заблуждение читателя, жонглируя цифрами «от забора до обеда» («…0,05-1,5% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов»).
1,5% от «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов это сколько, и в каких дензнаках и в чьём кармане? Мало того, автор идет еще дальше, предлагая «Наилучшее решение чисто российской проблемы оборота облагороженных и не облагороженных цветных драгоценных камней». Заметьте, автор повел речь уже о цветных драгоценных камнях, предлагая и вовсе вывести их из под закона. Т.е., никак не регулировать обращение. А тогда куда отнести бриллианты фантазийных цветов, ценящихся намного дороже белых, изумруды, по запасам которых РФ занимает не последнее место.
Исключение свободной добросовестной конкуренции на рынке драгоценных камней и как следствие, на ювелирном рынке РФ – вот цель, которая поставлена заказчиками статьи перед автором.
Получается, как продавали стекло под видом камней первой и второй группы так и надо продолжать. Как завышали, в лучшем случае, характеристики камней так и будем! А почему это происходит, кому это выгодно? На сегодняшний день уже никому. Даже рознице уже не выгодно. Покупатели «объелись» и «лопнули». Следующий этап, наступившее затоваривание производителей. Потом снижение объемов и остановка производства. И рынок РФ будет полностью заполнен изделиями из Турции, Китая и т.д. с тем же «стеклом». Алмазы и изумруды РФ будет продавать только сырьем и под диктат зарубежных покупателей за копейки. Отличная перспектива «развития отечественного производства» под неустанным патронажем директора Отраслевого отделения Деловой России.
Теперь про «нафталиновую пыль СССР» и «разумную мировую практику».
Позиция автора, высказанная в статье и комментариях, однозначно ориентирована на «достижения там за бугром». «…Там рынок. У нас, вроде, тоже рынок…» Сегодня в России не осталось ничего советского во всей ювелирной отрасли. И это происходит благодаря «специалистам», подобным автору. Этакие «новодворские» от ювелирной отрасли, пытающиеся приподняться, растаптывая всё - и хорошее и плохое. При этом применяя методы именно «советские», но только загребая все в свой карман, и не задумываясь о перспективах собственных предприятий. Это не «Демидовы» царской России.
Думаю, пора освободиться от стереотипов 90-х. На западе тоже не «рай», тем более создавать «рай» в России в их планы никогда не входило. Разумный предприниматель – ювелир в Америке, Франции, Турции, Китае продает одни изделия русским туристам и оптовикам, и совсем другие местным постоянным покупателям. При этом, его мало заботит CIBJO и AGTA, у него существует необходимость сохранить и развить свой бизнес, чтобы передать его по наследству.
Сложившиеся мировые рыночные правила, по мнению автора, «истина в первой инстанции». И не сметь совать свой нос дальше – это явное признание собственной никчемности. Цели развития любого бизнеса и выхода на новые рынки, декларируемые Деловой Россией, не достижимы без поддержки государства.
Первое с чего надо начинать - со своего «огорода». Создание условий для производства ювелирных изделий, с государственным подтверждением качества, и, в первую очередь, по драгоценным камням с соответствующими характеристиками. А главное - реальная себестоимость и торговая наценка. Вот путь к потребителю, и не только российскому. Все мировые бренды прошли этот путь за долгие годы.
Автору достаточно лишь поверить в способности российских ювелиров, производителей драгоценных камней, а ученым-геммологам сформулировать названия для всех видов ювелирных вставок. Сообщество выберет и решит «профессиональны» формулировки или нет.
А теперь о моей личной позиции. Даже при соблюдении действующего законодательства, в России делать бизнес в ювелирной отрасли сложно, но возможно. Приходят к тем, у кого «рыльце в пушку», где можно поживиться незаконно нажитым добром. Мы вроде вышли из советского подполья, но привычки остались те же. Все зависит от размера «таблетки жадности». Однозначное толкование законодательства позволит навести порядок в отрасли и вокруг нее. И при этом не придется бояться «Сергеев», являющихся частью рынка, надежды на который так питает автор!
«Мало того, автор идет еще дальше, предлагая «Наилучшее решение чисто российской проблемы оборота облагороженных и не облагороженных цветных драгоценных камней». Заметьте, автор повел речь уже о цветных драгоценных камнях, предлагая и вовсе вывести их из под закона. Т.е., никак не регулировать обращение. А тогда куда отнести бриллианты фантазийных цветов, ценящихся намного дороже белых, изумруды, по запасам которых РФ занимает не последнее место.»
Именно об этом и статья. Сергей даже не понимает, что любой фантазийный бриллиант – это бриллиант, но ни в коем случае не цветной камень.
«Исключение свободной добросовестной конкуренции на рынке драгоценных камней и как следствие, на ювелирном рынке РФ – вот цель, которая поставлена заказчиками статьи перед автором.»
Человек пишет о конкуренции на рынке. Вот только рынка нет. Он убит в ноль. Именно ныне действующими законами.
«Получается, как продавали стекло под видом камней первой и второй группы так и надо продолжать. Как завышали, в лучшем случае, характеристики камней так и будем! А почему это происходит, кому это выгодно? На сегодняшний день уже никому. Даже рознице уже не выгодно. Покупатели «объелись» и «лопнули». Следующий этап, наступившее затоваривание производителей. Потом снижение объемов и остановка производства. И рынок РФ будет полностью заполнен изделиями из Турции, Китая и т.д. с тем же «стеклом». Алмазы и изумруды РФ будет продавать только сырьем и под диктат зарубежных покупателей за копейки. Отличная перспектива «развития отечественного производства» под неустанным патронажем директора Отраслевого отделения Деловой России.»
Предприятие в Малышева и радо бы продавать своим и дорого. Да только дураков покупать что-то не видно. У того, кто ещё не сидел, всегда перед глазами есть примеры соседей и друзей уже успевших. В результате покупают на 90% чтоб прикрыть полулегальные схемы. Потому, что легальных схем просто нет. Два аукциона подряд с треском провалились. И всё это тоже результат работы нынешних законов. Так, что только к индусам господа. И именно за три копейки.
«Первое с чего надо начинать - со своего «огорода». Создание условий для производства ювелирных изделий, с государственным подтверждением качества, и, в первую очередь, по драгоценным камням с соответствующими характеристиками. А главное - реальная себестоимость и торговая наценка. Вот путь к потребителю, и не только российскому. Все мировые бренды прошли этот путь за долгие годы.»
Не создав ни одного реального предприятия по переработке камней Сергей готов научить кого угодно как это сделать. Причём он уже заранее знает даже какая цена справедливая. Причём уверен, почему-то, что «Сообщество выберет и решит «профессиональны» формулировки или нет. ». Забавно. Если глянуть на примере того сообщества, которое здесь пишет коменты. По Сергею здесь только свистуны, купленные проститутки и жулики. Ни одного аргумента которых Сергей так и не услышал. То есть он сначала, видимо, сам выберет «правильное» сообщество в собственном лице. А потом сам же и решит, что нужно людям, а что им не надо.
То есть предлагается старый как мир спектакль. Кто громче всех назвал другого дураком – тот и прав. А злобное брызганье ядовитой слюной в оппонентов – это приятная приправа к шоу для скучающей публики.
Не ожидал, что инициатива АЛРОСА будет сопровождаться такой информационной поддержкой. Не буду говорить проплаченной - скажу корректнее - просто заказной. Но вот что забавно. Поручать вести диалоги на профессиональные темы нужно именно профессионалам. И аргументация в спорах у них должна быть по существу обсуждаемого вопроса. А не изображать эмоциональные всплески.
Какой смысл якобы "противодействовать" публикации, если любому участнику рынка, реально знакомому с вопросом, и так все понятно - заказуха? Деньги заказчика на ветер...
И опять же, анонимность. Если я отвечаю за свои слова и осознаю, что в состоянии аргументированно обосновать все, что излагаю, то я подписываюсь своим настоящим именем и фамилией. И должность указываю - можно легко проверить.
А мои оппоненты - способны на такой "подвиг"? Давайте встречаться, приглашать практиков рынка, геммологов. Давайте обсуждать вопрос. Можно парламентские слушания в Госдуме организовать по этой теме. Не хотите в Госдуме - можно в "Деловой России". Кстати, заодно выясним, соответствуют ли излагаемые мною подходы интересам этой организации, или нет. Я готов. А Вы, уважаемые оппоненты, готовы?
Готов ли на обсуждение темы "от забора до обеда" - нет, не готов. Цитирую автора: «Цена вопроса» регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России просто ничтожна – это 0,05 … 1,5% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов!
Вопрос: в абсолютных цифрах это сколько и какова методика подсчета? Исходные данные. Мой номер телефона есть у вашего руководителя. Звоните после ответа хотя бы на этот вопрос.
1. Вопрос по объемам российских рынков алмазов и цветников конкретный и по существу - отвечу большой статьей. Подготовлю в течение несколькоих дней, опубликую на этом же ресурсе.
2. Не понял по поводу телефона Сергея. Фамилии нет, только имя - чей же телефон спрашивать мне у руководителя?
Пока буду готовить актуализацию - новую статью, предлагаю вниманию статью, подготовленную мною в 2005 году.
18.07.2005 Цветные драгоценные камни России – «цена вопроса»
Абсурдна идея отнесения камней к драгоценным лишь по наименованию, причем наименованию не минерала, а его разновидности. Критерии выделения драгоценных разновидностей, перечисленных в ФЗ, среди прочих разновидностей минералов не приведены в тексте ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», там лишь их перечень.
В ФЗ вся концепция регулирования оборота драгоценных камней выстроена исключительно под алмаз, но по недоразумению распространилась она на ювелирные камни семи наименований. В тексте слово «алмаз» встречается 18 раз, а наименования прочих драгоценных камней, приведенных в перечне - «рубин, сапфир, изумруд, александрит, жемчуг» - лишь по 1 разу, причем только в том самом перечне камней.
Российские недра из законодательно драгоценных камней содержат алмазы, изумруды и александриты. Добываются – только алмазы. Запасы александритов в России не оценены. Балансные запасы сортовых рубинов в недрах России составляли на 01.01.2003 г 1,78 кг (около 100 тыс. долларов США), сапфиров – 4,60 кг, это порядка 200 тыс. долларов США. Жемчуг природный в России в размерах, подлежащих оценке, отсутствует. Все балансные запасы сортовых изумрудов на упомянутом месторождении Урала на 01.01.2003 г составляли 200 кг. Это примерно на 20 млн. долларов США – гораздо меньше погрешности расчета российских запасов алмазов. Итого, реальные балансные запасы всех цветных драгоценных камней за исключением алмазов и уникальных образований янтаря составляют сумму где-то в 20,3 млн. долларов.
По оценкам, запасы алмазного сырья на принадлежащих АК «АЛРОСА» месторождениях составляют 800-900 млн. карат (т.е. 160…180 тыс. кг). Т.е. исходя из средней на сегодня цены российских алмазов (порядка $51 за карат), это примерно на 46 млрд. долларов. Иными словами, суммарная стоимость запасов алмазов в России по стоимости где-то в 2200 раз больше, чем суммарная стоимость всех прочих «собратьев» по закону – цветных драгоценных камней.
Даже если взять самую смелую оценку запасов изумрудов в недрах России, достигающую, по некоторым данным, 57 тыс. кг (большую часть этих изумрудов извлекать из земли совершенно нерентабельно), то и в этом случае их стоимость будет на уровне лишь 700 млн. долларов, что почти вдвое меньше стоимости ежегодно добываемых российских алмазов и в 65 раз меньше стоимости их запасов в недрах. Т.е. «цена вопроса» регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России просто ничтожна – 0,05 …1,5% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов! Алмазы – это политика, и экономическими доводами здесь апеллировать бессмысленно.
Но добыча алмазов и цветных камней – абсолютно разные вещи. Запасы сортовых драгоценных камней во многих их проявлениях в России для промышленной разработки ничтожны, но для работы малого бизнеса - приемлемы.
Сегодня ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» по большей части регулирует оборот не российских, а импортных цветных драгоценных камней – все природные рубины, сапфиры и жемчуг, а также подавляющее большинство изумрудов являются в России привозными.
Либерализации оборота упомянутых камней возможна путем внесения Правительством РФ в Государственную Думу РФ законопроекта следующего содержания:
«Из абзаца третьего статьи 1 Федерального Закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» исключить слова: «изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».
Приведу еще одну свою статью старую по данной теме:
13.02.2004 Обоснование позиции по выводу цветных драгоценных камней
из-под юрисдикции ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
Правила оборота специальные, содержащиеся в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», к цветным драгоценным камням применяться не должны по следующим причинам.
1. Отсутствие интересов государства ввиду чрезвычайно малых объемов оборота (относительно алмазов) всех цветных драгоценных камней как на российском, так и на мировом рынках.
2. Отсутствие в России функционирующих промышленных месторождений цветных драгоценных камней (весь оборот приходится на импортируемый товар).
3. Неоднозначность выделения драгоценных разновидностей минералов от прочих, не относящихся по ФЗ к драгоценным, как на нормативном, так и на техническом уровнях.
4. Невозможность корректной оценки цветных драгоценных камней в сыром виде (в отличие от алмазов), т.е. невозможность работы по централизовано установленным прейскурантам.
5. Наличие у всех цветных драгоценных камней дешевых синтетических аналогов, отличие которых от природных камней не носит 100%-ной гарантии даже с использованием современных диагностических средств.
6. Наличие технологий облагораживания цветных драгоценных камней, приводящих внешний вид дешевых разновидностей минералов к виду высококачественных драгоценных камней, но резко отличающихся от последних по стоимости.
7. Отсутствие международных ценовых (биржевых) котировок для всех цветных драгоценных камней, признаваемых участниками рынка во всем мире.
8. Крайне низкая ликвидность цветных драгоценных камней (по сравнению с другими активами), особенно в сжатые сроки реализации и для особо крупных и высококачественных экземпляров.
9. Особенность ценообразования драгоценных камней на мировом рынке, когда качественные характеристики конкретного образца камня влияют на его стоимость выше, чем отнесение к тому или иному наименованию.
10. Существование неограниченного списка наименований дорогих цветных ювелирных камней (практически любой минерал может образовывать экземпляры, цена которых на мировом рынке может существенно превышать цены «традиционных» драгоценных камней.
11. Драгоценные камни определенных наименований могут практически полностью утрачивать ликвидность в отдельные периоды, обусловленные веяниями моды и проч.
12. В случае вывода цветных драгоценных камней из-под юрисдикции ФЗ и переименования закона в закон «О драгоценных металлах и алмазах» все известные ювелирные камни можно будет официально относить к драгоценным, что поднимет их рыночную привлекательность и оживит их рынок.
Главным пострадавшим от чрезмерной государственной опеки является народ, т.е. потребители ювелирной продукции. Если бы рынок цветных драгоценных камней был бы свободным, то цены на камни (и соответственно, ювелирные изделия с ними) благодаря большей конкуренции и менее затратным способам работы участников рынка были бы ниже. Защитой прав потребителей как раз и была бы отмена регулирования рынка цветных драгоценных камней посредством ФЗ.
Наличие большого количества этих преступлений свидетельствует о полной неэффективности применения ФЗ по отношению к цветным камням и является всего лишь следствием отнесения цветных драгоценных камней под юрисдикцию ФЗ. Хорошо, когда закон выполняет профилактическую функцию, предотвращая преступление. Здесь мы видим обратное.
В случае выводов цветных камней из-под закона, будет:
1. Оборот цветных драгоценных камней, как и любого другого товара, в любом случае подпадает под весь комплекс гражданского законодательства.
2. Появятся новые дилеры, новые рабочие места.
3. С оживлением рынка увеличится налогооблагаемая база.
4. В силу очевидного выхода многих дилеров из тени, улучшится криминогенная ситуация в отрасли.
5. Снижение коррупции в правоохранительных органах.
6. Можно ожидать снижения цен на цветные камниблагодаря росту конкуренции, и как следствие – на ювелирные изделия с ними.
7. Статус цветных драгоценных камней не понизится, т.к. потребитель ювелирных изделий понятия не имеет о существовании ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
8. С отменой регулирования оборота цветных камней посредством ФЗ, можно будет безопасно называть абсолютно все дорогие ювелирные камни драгоценными
Конкуренция на рынке цветных драгоценных камней в любом случае увеличится. Но только если усиление конкуренции будет обусловлено «освобождением» цветных камней из-под опеки ФЗ, это будет усиление конкуренции «на равных», среди российских участников рынка. И это хорошо, т.к. мы научимся работать в условиях более жесткой конкуренции, готовясь, тем самым, к вступлению России в ВТО. А вот когда Россия в ВТО вступит, тогда начнется совсем другая конкуренция – не между относительно неопытными и небогатыми российскими фирмами, а с многоопытными и богатыми зарубежными. Не тех конкурентов боятся наши дилеры! Их зарубежные коллеги, благодаря большой финансовой мощи и привычке к законопослушанию, смогут легально и прибыльно работать на российском рынке даже в условиях юрисдикции ФЗ над цветными камнями. Выполнять требования ФЗ в условиях жесткой конкуренции на российском рынке зарубежным фирмам может оказаться еще приемлемым, а нашим – уже нет.
Есть мнение: Не надо ничего менять. Внутренний рынок цветных драгоценных камней работает и в условиях юрисдикции над ними ФЗ. Производство ювелирных изделий растет из года в год, все в порядке! Но вряд ли так думают статистические 1200 человек в год, привлекаемые в России за незаконный оборот драгоценных камней. Камни – это же не оружие, не наркотики. Камни не несут никакой социальной опасности. И если при хищениях реальные убытки несет собственник, при контрабанде – государство, то при «незаконном обороте драгоценных камней» убыток несет нравственность общества.
В экономическом аспекте тоже не все здорово - объемы оборота цветных драгоценных камней в России не соответствуют возможностям внутреннего рынка ювелирных изделий. Доля ювелирных изделий с цветными драгоценными камнями не так велика, как могла бы быть в условиях свободного обращения цветных драгоценных камней. Значит, сегодня недополучает торговля, ювелирные предприятия, самоцветные дилеры. Недополучает бюджет России в виде недополученных из-за ограничения рынка налогов. Нет сомнений в том, что значительная часть оборота цветных драгоценных камней выйдет из тени, если «освободить» камни от опеки ФЗ, и станет приносить казне НДС, налоги на прибыль и т.д. Особенно прирост налогооблагаемой базы увеличится в малом бизнесе, работающем сегодня преимущественно подпольно. Именно малому бизнесу не под силу выполнение требований ФЗ. Таким образом, прирост налогооблагаемой базы для государства составят как уже работающие участники рынка, но вышедшие «из тени», так и новые, включившиеся в работу благодаря благоприятным условиям. Вывод цветных драгоценных камней из-под регулирования ФЗ – это пока неиспользованный потенциал отрасли для достижения стратегической задачи государства по удвоению ВВП.
Другое мнение: если снять с цветных драгоценных камней снять ограничения, все разворуют! Где разворуют? В российских недрах, или со складов фирм-собственников этих камней? Если речь идет о недрах, то промышленных запасов цветных драгоценных камней (за исключением изумрудов и чуть-чуть - александритов) в России не обнаружено. Если месторождение не промышленное, и кто-то нашел и присвоил себе два-три кристалла, это для государства не убыток- оно все равно не стало бы добывать эти камни. Если воруют с глубин в сотни метров из шахт или даже из отвалов «Изумрудных копей», то это проблемы их собственника. Это обычные хищения, случающиеся с любым товаром. Почему государство должно создавать специальный закон под единственного и к тому же нерадивого собственника?
Ну а если речь идет о краже со складов торговых или иных фирм, то непонятно, чем драгоценные камни здесь отличаются от любого другого товара. Никому в голову не приходит создавать особый закон об обороте, скажем, компьютеров или меховых изделий. Хотя они тоже стоят очень немало.
Еще мнение оппонентов: если цветные драгоценные камни вывести из-под ФЗ, то их ювелирные изделия с ними начнут продавать как попало, без указания характеристик камня и с мошенничеством. Но защита потребителя – это прерогатива закона «О защите прав потребителей». Но если защита потребителя от некачественных лекарств или пищевых продуктов носит характер обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, то в данном случае идет речь о защите их кошелька. Это тоже важно, но не так страшно. Тем более что покупатель в любом случае обманут: легальная реклама ему внушают, что «золотые украшения - это надежные инвестиции», а на деле ликвидность ювелирных изделий на вторичном рынке мала, а вырученный процент от первоначальной стоимости – ничтожен. Но от такого обмана почему-то потребителя никто не защищает.
Другое дело, что в интересах развития рынка ювелирных изделий нужно стремиться давать покупателю как можно больше правдивой информации о товаре, в том числе и о камнях в изделиях. Но заметим: ввести требования по указанию достоверных характеристик камней в ювелирных изделиях можно и без особого закона. Есть же, скажем, требования к маркировке продуктов питания, но особых законов «О колбасе» или «О сметане» при этом нет.
Следующее мнение оппонентов: зачем создавать различие оборота алмазов и цветных драгоценных камней? Алмаз любого качества что-то стоит и имеет гарантированную ликвидность на мировом рынке. Но главное, это доля доходов от добычи и оборота алмазов в ВВП России. Государство слишком заинтересовано финансово в жестком контроле за их добычей и оборотом, чтобы отпустить алмазы «на свободу».
Кстати, оборот алмазов в том или ином виде контролируется во всем мире и более того, со временем контроль усиливается благодаря Кимберлийскому процессу.
Относительно янтаря, запасы которого также значительны на территории Российской Федерации, следует отметить крайне низкий процент добычи и оборота образцов уникального качества, приравненных в действующей редакции Федерального закона к драгоценным камням.
И еще одно возражение оппонентов: среди цветных драгоценных камней встречаются камни дороже бриллиантов! Да, но высокая цена камней не является основанием для того, чтобы государство особо регулировало их оборот. Но, во-первых, в процентном отношении от общей массы оборота цветных драгоценных камней любого наименования по настоящему дорогих образцов встречается очень немного. А во-вторых, существуют рынки самых разных дорогих товаров, внутренний оборот которых государство разумно не стремится контролировать. Например, рынок произведений искусства, живописи.
1. Прошу Вас при освещении вопроса по объемам российских рынков алмазов и цветников привести данные о потреблении ювелирными производителями в РФ ограненных алмазов (бриллиантов), сапфиров, изумрудов в каратах, с указанием источников этих данных. Какая часть камней модифицирована (тем или иным образом) и об этой модификации предупрежден потребитель.
2. Данные по розничной продаже прошу разделить на произведенные в РФ и ввезенные по импорту, в том числе и в закрепленном виде (импортные ювелирные изделия).
3. Среднюю стоимость каждого наименования камней в долларах за карат в оптовом и розничном сегменте оборота.
4. Предложения по учету оборота камней в ювелирных изделиях с закрепленными драгоценными камнями двух видов (например сапфир с бриллиантами).
P.S. Прошу предоставить развернутые определения терминам: оборот и обращение. (то, что касается ювелирного рынка). Информацию по тех.алмазам оставьте специалистам по добыче сырья.
Если балансные запасы камней у нас публикуются, то запрашиваемые данные - это та информация, которыми МОГ БЫ обладать регулятор, если бы использовался IT контроль оборота ювелирных изделий через RFID информационные чипы ювелирных изделий. Как - с удовольствием расскажу, спросите... Но этому, как Вам известно, противится Прообирная палата.
Увы, из статистики опробованных и заклейменных изделий в Пробирной палате России такую информацию не извлечь - ее там просто нет. Как нет ни у Росстата, ни у ФТС. Кстати, ФТС - это единственный теоретически возможный источник поставки данной информации (разумеется, только по импортируемым камням). Но увы - сводные данные до сих пор секретны и недоступны, да и разрозненных данных практически нет.
А потом стоит определиться, о чем мы говорим: о голых камнях или тех, что уже в импортируемых изделиях? Как Вы понимаете, в изделиях - это ж тем более тайна за семью печатями... Опять про RFID вспомним и про возникающую при этом ответственность производителя/импортера сразу за ВСЕ изделие, включая камни, а не только за металл...
Так что уверенно на сегодня в части оборота цветников в России (это при том, что цветные драгоценные камни подпадают под закон!) мы можем говорить лишь об одном: какая часть камней модифицирована (т.е. облагорожена) и об этой части предупрежден потребитель. Точно - такая часть составляет 0% нашего рынка. Никто не предупреждает о факте облагораживания, и нет никаких нормативных актов, обязывающих это делать.
Однако я бы заметил ВАЖНЫЙ момент: о факте облагораживания нужно давать информацию потребителю (в хорошем смысле) не только в отношении юридически драгоценных камней, но и вообще - всех ювелирных камней. Мог бы часами рассказывать, какие и как облагораживают, что получается...
Кстати, у нас есть прекрасные специалисты, владеющие этим вопросом. Могу порекомендовать одного из лучших - Эдуард Ахметшин.
Еще раз: НЕ НАДО УВЯЗЫВАТЬ РЫНОЧНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ О ФАКТЕ И ВИДЕ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ЛЮБОГО ЮВЕЛИРНОГО КАМНЯ С ЕГО ОТНЕСЕНИЕМ К ЮРИДИЧЕСКИ ДРАГОЦЕННЫМ КАМНЯМ. Это должно регулироваться в иных актах. Например, в 55 Постановлении.
В итоге хотел бы успокоить производителей/импортеров. Если введут ответственность за информирование покупателей о камнях, сначала будет хлопотно. Но вскоре рынок реально дорогих камней вырастет так, что издержки покроются с лихвой. Это ж примерно то же самое, что сделал Раппопорт с бриллиантами - ввел их дифференсацию по характеристикам и загнал все в таблицы. За рубежом такие таблицы давно есть, они прекрасно работают на рынок, и включают в себя многочисленные цветники в самых разных модефикациях (т.е. с разными способами облагораживания). Это прекрасный инструмент для повышения среднего чека. Одна беда при этом - нужно обучать продавцов. Но это по-любому нужно!
Да. Получается что все очень "кисло". И в этой ситуации "лозунги" из статьи автора о "цене вопроса" - это просто ненаучная фантастика. Как и все остальное.
Спасибо за ответы. Предлагаю, начать писать актуальную "прозу" для отрасли, дабы не усугублять своей фантастикой положение. А то скоро писать будет не о чем.
Приглашение писать "прозу для отрасли" принимаю, и напишу. Это можно считать официальным предложением от регулятора? Но сначала дам краткий обзор того, как в мире регулируется рынок ювелирных камней. Для тех, кто с этим не знаком.
"А то скоро писать будет не о чем."
И кто же это ей болезной руководит то так?
Или она от фантастики Владимира Александровича загнётся?
«Руководить» похоже кроме автора некому. Обосновываю:
Не скрывая свою должность, исполнительный директор Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням Деловой России противоречит сам себе. Называет "паллиативом" свои же рассуждения в статье.
К сведению: Паллиатив - (франц. palliatif - от лат., pallio - прикрываю, защищаю), мера, не обеспечивающая полного, коренного решения поставленной задачи; полумера).
Этим термином автор заканчивает статью. Что это? Описка "по Фрейду". Предлагаю взглянуть на ситуацию:
 Автор занимает громкую должность в крупнейшей общественной организации, руководя отраслевым отделением;
 Считает, что во всем мире рынок драгоценных камней не нуждается в госрегулировании, а именно: рынок самостоятельно всё отрегулирует;
Рынок это: производители, потребители и государство с законодательством, устанавливающим правила обращения товаров. Кого из участников российского ювелирного рынка устраивает существующее положение дел.
Производители не довольны. Боятся «посадок», как следует из комментариев к статье.
Покупатели не голосуют рублем, предпочитая ювелирные изделия в российских магазинах, а используют возможности в поездках за границу для покупок в Турции, Бельгии, Израиле – там, говорят, дешевле.
Государство не имеет реальной информации о рынке, не получает налоги, не поддерживает производителя на внешних рынках, не субсидирует развитие отрасли.
Выводы сделать не сложно. Нам предлагают «статьи» вместо разумных мер, ведущих к нормализации ситуации.
И еще, вниманию другого активного комментатора. Фантастика это паллиатив – защита…
Я привык уважительно общаться с собеседниками, даже тогда, когда они, говоря по существу, несут бред. Поэтому вежливо отвечу.
1. Отраслью драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации де-факто и де-юре руководит Министерство финансов, осуществляет контрольные функции ФКУ "Пробирная палата России".
2. Деловая Россия - это общероссийская ОБЩЕСТВЕННАЯ организация. Соответственно, отраслевые отделения в ней - это подразделения общественной организации. Я не слышал, чтобы где-то в мире общественная организация руководила отраслью. Тем более - в России. Общественные бизнес-организации, по определению являются оппонентами действующим властным структурам. Исходя из этого, руководитель подразделения общественной организации в принципе не может руководить отраслью (вообще-то, я не руководитель, а исполнительный директор).
3. По поводу паллиатива. Слово было употреблено в ясном контексте - "Закон должен быть при этом переименован в ФЗ «О драгоценных металлах и алмазах», все остальное – паллиатив, не решающий коренных проблем". Действительно, я убежден, что лишь полный вывод цветных драгоценных камней из-под регулирования закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" даст импульс развитию рынка цветных камней в России. А попытки как-то регулировать этот рынок, внося изменения в старые нормативно-правовые акты и создавая новые, сохраняя цветники в основном законе - это полумера, не способная оживить рынок. Что-то как-то разумные нормативно-правовые акты в части оборота облагороженных камней в принципе в состоянии немного улучшить ситуацию на нашем рынке - но лишь немного, а не скачком. Это в лучшем случае. А в худшем - дурные нормативно-правовые акты способны вовсе этот рынок убить.
Товарищ Сергей, я понимаю, что мировая практика Вам, и таким же, как Вы - не указ. У Вас все суверенное. Но все же вопрос - Вы где сегодня живете: все еще в административно-командном СССР, или в Российской Федерации с рыночной экономикой? Какой год у Вас на дворе???
Перечитал статью. Может, думаю, чего не увидел? Но нет всё на месте. Владимир пишет, что либо выводим цветники из под особого оборота. Либо полумеры. То есть паллиатив. И при чём тут Фрейд?
Далее. Насколько мне известно про «громкая должность в крупнейшей общественной организации». Эта организация лишь пытается свести власть и бизнес за одним столом, чтоб поговорить. Но чтобы руководить…. Это у Вас Сергей не по Фрейду?
«Нам предлагают «статьи» вместо разумных мер, ведущих к нормализации ситуации.»
Сергей, а Ваши-то разумные меры, ведущие к нормализации, в чём заключаются? В ещё большем контроле? Все вокруг жулики?
За последний год трое моих знакомых вывели свои предприятия из России. Один гранит камни. Другой занимается аффинажом. Третий производит синтетику. Неужели можно в здравом уме утверждать, что все они до смерти убоялись очередных законодательных инициатив и, поняв, что в России им больше не удастся обмануть бабушек, свалили обманывать их за бугром. А мне так кажется, что уехали они для того, чтобы просто работать. И только потому, что в России работать невозможно.
То есть по уже существующим законам – невозможно!
В одном Вы, Сергей, безусловно правы. Во всём мире, во всех странах государства конечно же регулируют рынок и драгметаллов и драгкамней.
Но во всём мире государство сначала признаёт право собственности на законно приобретённые драги, и только потом что - то начинает регулировать. Не нарушая, ни в коем случае, права собственности. И если это так, то это нормально. И даже становится не очень важно, как именно государство что – то там регулирует. Просто потому, что если это моё, и если я никого не обманул, и налоги заплатил то хоть зарегулируйся, но прав именно я. Во всём мире именно вокруг таких вот простеньких рассуждений законодательство и строится. И там работать можно. А из России, почему то, бегут.
Как четко и ясно Виктор рассмотрел ситуацию! Только бы я добавил - во всем мире оборот цветников регулируются на добровольной основе, в виде рекомендаций.
Правда, случаются международные "наезды" типа истории с бирманскими рубинами или африканскими танзанитами. Но это - совсем иные истории, они близки Кимберлийскому процессу. Ну что ж, не дай Бог, до такого международного "регулирования" в качестве очередных санкций может и Россия дожить... Но это совсем другая история.
Уважаемый Виктор!
Право собственности!? Это, конечно, замечательно, когда оно свято и незыблемо!
Однако стоит вспомнить и такое: "Все мы, Матушка [Батюшка], твои, и то, что у нас есть, тоже твое..."
По мнению автора соответствующего произведения сказано (если было вообще) давненько, но, ИМХО, как нельзя актуально.
И то, что государство у нас не признает право собственности на драги, или еще там что, - то не есть так: признает, но, по-особенному, сообразно приведенной формуле.
Отсюда и вся специфика регулирования оборота. Хоть чего.
С чего начали, тем и закончили.
Взаимно уважаемые комментаторы, напоминаю, что самое главное свойство любой драгоценности это её стоимость. Адекватная рыночная стоимость во все времена и в любой части "света". Неоспоримая стоимость, которая в любой момент может быть подтверждена экспертизой. Речь идет, на секундочку, о цветных драгоценных камнях. Назовите мне эксперта, мнение которого будет принято без апелляций любым покупателем в России. У меня нет ответа на этот вопрос. А у вас?
Каким образом, вы собираетесь убеждать российского покупателя ювелирных изделий в соответствии наименования камня и характеристик, указанных на бирке. Покупателя, уже имеющего негативный опыт продажи ранее купленного изделия.
Или такую задачу перед вами не ставили?
О том, что такое "стоимость" камня и его конкретная цена, я ранее написал несколько статей. Когда издавал журнал "Рынок самоцветов" их опубликовал.
Уважаемый Сергей!
У меня создается устойчивоке понимание, что Вы, мягко говоря, сильно не в теме... Эх, Сергей... Экспертная оценка камня и стоимостная оценка камня - две разные вещи. И если грамотно выполненная экспертная оценка действительно может быть неоспорима, то стоимостная оценка - это всегда "для такой-то цели, в такой-то момент времени и в таком-то месте" и так далее!
Любой знакомый с вопросом специалист подтвердит, что "адекватная рыночная стоимость камня во все времена и в любой части света" - это полнейшая чушь, которой нет и быть не может.
Сергей, ну зачем Вы пишете о том, в чем совершенно не смыслите?!