Старатели промывают янтарь
Совладелец польской ювелирной компании «Ханза Эмпориум» Мирослав Зейдлер сообщил о намерении открыть мастерскую по обработке янтаря в Калининградской области. Переговоры о совместном российско-польском проекте начались еще в марте. Идея поддержана польскими ювелирами. Меморандум о намерениях подпишет известная польская художница, руководитель Фонда «Электрон» Паулина Бинек. Удивительно, что проект запущен только сейчас. А сам янтарь, в добыче которого Россия является мировым монополистом, как российский бренд мировым рынком не воспринимается.
Удивительно, но факт. Страна, являющаяся монополистом в добыче янтаря, фактически никак его не обрабатывает. Изделия под маркой Made in Russia сегодня присутствуют только в самом «низком» и в элитном сегментах. С одной стороны — продается низкокачественный ширпотреб, а с другой — применяются уникальные технологии работы с минералом, не имеющие аналогов в мире. С их помощью создаются штучные изделия по заказам миллионеров из Арабских Эмиратов, Франции, Германии. Например, в Калининградской области производится элитная мебель из янтаря, пользующаяся спросом у самых состоятельных людей в мире.
Пирамида из янтаря на смотровой площадке Янтарного комбината
Особый интерес к российскому янтарю проявляет Китай. В этой стране желтый камень пользуется огромной популярностью: ему приписываются многочисленные целебные и магические свойства. Китайский спрос — одна из причин необходимости введения ограничений на вывоз янтаря. Сейчас по закону можно вывозить лишь 30 процентов добытого минерала. Если бы рынок был свободным, китайские дилеры скупили бы весь янтарь производимый в области. Китайцы также выкупают элитные изделия, пытаясь повторить технологии производства, но пока им это не удается.
Не только Польша использует янтарь как национальный символ. Кто не помнит косметику латвийской фирмы «Дзинтарс»? Это слово по-латышски означает «янтарь». Этим же словом названы и плавленый сыр и народный женский хор, а также детский танцевальый ансамбль «Дзитариньш». Да и само Балтийское море латыши называют Dzintara jūra — Янтарным морем. Распространены мужское имя Дзинтарс и женское — Дзинтра. А между тем, в промышленных масштабах янтарь в Латвии не добывают. Многочисленные сувениры из этого камня делаются там, в основном, из российского сырья.
«Литовским золотом» называют желтый камень соседи латышей. Пиво, печенье, передачи, сериалы, рестораны, да мало ли что еще включают в себя слово «Гинтарас». Юодкранте, центр добычи янтаря XIX века, ныне стал модным курортом. Добыча здесь не ведется с 1890 года. Но слава осталась. «Литовский янтарь кардинально отличается от минералов, добытых в других регионах, например в Латвии. Это и цвет, и форма, и игра света», – говорится в туристических проспектах. Возможно, это так, только в настоящее время в Литве также нет промышленной добычи янтаря. За всеми этими брендами — только любовь к янтарю и его популярность в народе.
А что же Россия? В России история янтаря еще интереснее. Взять хотя бы Янтарную комнату. Подаренная королем Пруссии Петру Первому, она позднее была доработана и усовершенствована придворными мастерами русских царей. Куда комната исчезла во время Второй мировой войны до сих пор тайна. Но если оригинальную комнату делали мастера разного подданства и происхождения (немецкие, итальянские, русские), то восстановленная Янтарная комната — уже «чисто российский продукт». Это самый известный шедевр в силу его масштабов. Но в музеях Санкт-Петербурга хранится много гораздо более значимых янтарный произведений.
Цех по обработке янтаря
Среди других изделий из янтаря назовем ларец, сделанный прусским мастером Готфридом Турау. Резная шкатулка из янтаря была создана им в 1707 году и сегодня хранится в Царском селе. А чего стоит, например, Кавалерский прибор, созданный, предположительно, в 1767 году. Представляет собой набор мужских туалетных принадлежностей — тазик для бритья, мыльницу в форме ананаса, кисточку, табакерку, зубную щетку, футлярчик для мазей и румян, щетку для одежды.
XYIII век был временем расцвета янтарного ремесла в Пруссии. Промышленную добычу и обработку камня Советский Союз и современная Россия получили как трофей и перенял от немецких мастеров и промышленников. Нынешний Калининградский янтарный комбинат создан в 1947 году на основе Кенигсбергской мануфактуры.
Добыча янтаря ведется, как и раньше, карьерным способом. Только с помощью новой техники. С обработкой сложнее. Массовое производство, применявшееся в СССР, требовало простых технологий. Поэтому более сложные приемы обработки забылись вместе с уходом немецких мастеров. Сложностей с минералом немало: так как, на самом деле, это не камень, а минерал органических соединений — застывшая смола, янтарь легко трескается и ломается. Упрощение технологий привело к упрощению самих изделий. Прежние модели устарели, но с советских времен мало что изменилось.
Криминализация янтарной отрасли в 1990-х и начале 200-х привела ее в совсем плачевное состояние. Янтарь, добываемый Калининградским комбинатом, разворовывался и контрабандным путем вывозился за границу. Янтарная индустрия Польши и соседних балтийских стран во многом держалась на незаконно вывозимом российском янтаре. В результате уникальное предприятие — мировой монополист по добыче янтаря — даже в какой-то момент оказалось на грани банкротства.
В самой же России распространялся низкопробный ширпотреб, вроде янтарных ежиков, бус, обсыпанных янтарной крошкой, картинки и тому подобное. Все это привело к тому, что российские ювелирные компании вообще избегают янтарь и предпочитают работать с другими материалами.
«Янтарь — очень специфический камень, -— говорит исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнберг, — Считается, что если бриллианты носят все, то янтарь — скорее, люди старшего поколения. Ювелиры не любят связываться с янтарем. На 100 компаний придется, пожалуй, одна-две, которые работают с ним. Это связано с происхождением, потреблением, сформировавшейся ценностью этого камня». Можно ли в этих условиях сделать янтарь брендом России? Ювелир уверен, что можно. «Бренд можно сделать из всего. Как это успешно делается с платиной. Зависит от того, будет ли заказчик и поддержка государства», — считает Вайнберг.
Калининградская администрация оценивает объем мирового рынка янтаря в 1,6 миллиарда долларов. Сейчас регион получает от Комбината всего полпроцента всех налоговых поступлений. При этом во времена СССР его отчисления в бюджет области составляли 20 процентов.
Государство обратило внимание на янтарь в 2012 году. Тогда президент Владимир Путин поручил правительству совместно с администрацией Калининградской области разработать программу развития янтарной отрасли с конкретными целевыми индикаторами отечественной переработки янтаря. Этот документ предполагал ряд мер, призванных «оздоровить» производство изделий из янтаря. За незаконную добычу янтаря наказания ужесточаются.
«Черный копатель» на месторождении янтаря
В начале текущего года у янтарного комбината появился хозяин: указом президента от 14 января предприятие передано госкорпорации Ростех. В результате на комбинате появляется новое оборудование, внедряются новые технологии добычи камня. Впервые за долгие годы ряды добытчиков и обработчиков солнечного камня активно пополняются молодыми мастерами.
Когда меры, предусмотренные программой, будут реализованы в полном объеме, область предположительно получит, как минимум, 4,5 тысяч дополнительных рабочих мест. Число компаний, обрабатывающих янтарь, должно утроиться. Соответственно, налоги, собираемые с янтарщиков должны возрасти в 9 раз: с 90 миллионов до 800 миллионов рублей. Это станет возможным при росте выручки от продажи янтарных изделий с нынешних 830 миллионов до 5 миллиардов рублей. При этом уровень добычи, который сейчас составляет 280-340 тонн в год должен вырасти до 450 тонн. Ожидается, что при реализации этих мер экспорт необработанного камня снизится в 8 раз до 50 тонн в год.
Весьма кстати оказался одобренный в этом месяце правительством законопроект «О промышленной политике». Закон предусматривает целую систему федеральных и региональных льгот для инвесторов, вкладывающих в индустриальные предприятия, не имеющие аналогов в стране. Янтарный комбинат как раз является таким предприятием. Взаимные обязательства инвестора и властей фиксируются на 10 лет. Инвестор освобождается от федеральной части налога на прибыль, а регионам предоставляется возможность снизить местную составляющую налога на прибыль и налог на имущество. Налоговые каникулы должны будут действовать в течение 10 лет, с 2015 по 2025 год. Перечень получателей налоговых льгот будет утверждаться распоряжением правительства.
Российские меры по пресечению контрабанды поставили под угрозу польскую янтарную индустрию. Выдвигались даже предложения освоить собственную добычу янтаря. Однако камень, залегающий на польской территории, во-первых, лежит слишком глубоко и добывать его дорого, а во-вторых, он моложе калининградского, а значит более хрупкий и работать с ним невозможно. Российские меры по защите своего камня беспокоят также Литву и Латвию. Им крайне невыгодны изменения, предпринимаемые Россией в янтарной отрасли. Польские обработчики уже поняли, что надо сотрудничать с основным производителем. Неизбежно это поймут и ювелиры других стран с «янтарным имиджем». Но и в самой России должна быть сформирована собственная переработка янтаря. Продолжать оставаться сырьевым придатком в этой области — довольно глупо. Особенно, в ситуации, когда мировая конъюнктура весьма благоприятна.