Оценочное заключение на ювелирное изделие – кажущийся безобидным клочок бумаги – стоит больше, чем стоит такое же по весу золото, но только если он подготовлен грамотным профессионалом, уделяющим огромное внимание подробностям. Хотя оценщики не лицензируются, у них есть огромное количество правил, которым необходимо следовать и которые установлены профессиональными оценочными ассоциациями и организациями. Их способность соблюдать эти правила зависит от постоянного стремления знать как можно больше о драгоценных камнях, ювелирных изделиях, металлах, производстве, обработке, мошенничестве, рыночных отношениях, истории искусства и изменчивости моды. Это настоящий заколдованный круг – хотя люди, выдающие документ об оценке, не лицензированы, и нет официального лицензирующего органа или процесса для их лицензирования, само оценочное заключение является законным документом, имеющим юридическую силу в суде общей юрисдикции.
Согласно определению Национальной организации оценщиков ювелирных изделий (National Association of Jewelry Appraisers, NAJA), оценка – это мнение о стоимости для определенного рынка на определенную дату. А в оценочном заключении описываются все качественные и количественные характеристики, необходимые для того, чтобы сделать вывод о стоимости. Работа оценщика в основном заключается в том, чтобы установить все компоненты, аспекты и характеристики ювелирного изделия, которые оказывают влияние на его стоимость, документально их оформить в виде фотографий и описаний и указать их стоимость.
Существует личная ответственность, связанная с деятельностью в качестве оценщика. Сесилия Л. Гарднер (Cecilia L. Gardner), президент, главный исполнительный директор и генеральный юридический советник Ювелирного комитета бдительности (Jewelers Vigilance Committee, JVC), говорит: «Если становишься экспертом, то несешь юридическую ответственность за мнение, которое высказываешь». И либо потому, что мы живем в сутяжническом мире, потому что есть продавцы, желающие взвинтить цену для того, чтобы заключить сделку, или просто потому что драгоценные камни и ювелирные изделия имеют эмоциональную и историческую ценность вдобавок к присущей им стоимости, 10 процентов жалоб, поступающих от потребителей в Ювелирный комитет бдительности, касаются оценки.
Создавая еще больше трудностей для оценщиков, проведение самой оценки может преследовать много целей. Самой первой задачей, с которой сталкивается оценщик, является определение цели конкретной оценки до начала работы. Оценка для страхования? Восстановительная стоимость? Раздел имущества при разводе? Оценка недвижимости? Эти факторы необходимо принимать во внимание, когда оценщик устанавливает стоимость ювелирного изделия, и это должно обсуждаться с клиентом до начала процесса оценки. В зависимости от цели оценщику может понадобиться определить рыночную стоимость, восстановительную стоимость или стоимость реализации. Для определения восстановительной стоимости, есть ли идентичное или похожее изделие? Имеется ли изделие уже в наличии или его нужно искать? Имеется ли изделие на аукционе или в частной собственности? Определение стоимости реализации проводится, если кому-то немедленно нужна наличность. Это цена, по которой изделие можно продать в ближайшее время.
Оценщиками становятся, а не рождаются. Они вкладывают в решение своих сложных задач знания и опыт, полученные за всю жизнь. Хотя для оценки требуется огромное количество научных знаний, требуется также довольно большое искусство, способность чувствовать, что что-то не совсем в порядке с ювелирным изделием. Оценщик понимает, например, когда изделие имеет верные признаки того, что оно «скомбинировано» - это нечестный бизнес соединения двух ювелирных изделий вместе, которые изначально не были соединены и никогда не предназначались для того, чтобы быть частью одного и того же ювелирного изделия. Если первоначальное изделие было повреждено или потеряно, например, застежка или часть ожерелья, и добавлен новый элемент, то изделие уже не может относиться к какому-то определенному «периоду». На застежке может быть указано «Cartier», но является ли все изделие «Cartier»? Существовали ли элементы изделия во время одной и той же исторической эпохи? И что этот бриллиант огранки «бриллиант» делает в украшении викторианской эпохи? Некоторые несоответствия снижают долларовую стоимость изделия.
С того момента, как ювелирное изделие окажется в руке оценщика, нужно изучить его, не принимая на веру сертификат или даже на клеймо на самом изделии. Золотое украшение с клеймом 14К - это просто изделие с клеймом 14К. Дело оценщика определить фактическое содержание металла с помощью рентгеновского спектрометра, который определяет содержание каждого элемента в сплаве. Если это цепочка или в состав изделия входит цепочка, то изделие проверяется в трех разных местах по всей длине цепочки с целью определения фактического содержания металла.
То же самое относится к актам о драгоценных камнях, особенно о бриллиантах. Оценщик сделает отметку о каждом крупном драгоценном камне, измерив его вес и проведя измерения с помощью различных инструментов и разных методик. Даже самые мелкие бриллианты должны быть посчитаны, поэтому изделия индийского производства с их «микродорожками» представляют значительные трудности для оценщика. Если камни выложены в ряды, их легче считать, но если нет упорядоченной картины и они просто вставлены по всей поверхности, то гораздо труднее и занимает много времени. Бриллиантовые пластинки – буквально плоские полированные пластинки камня – популярны в ювелирных украшениях в настоящее время, тоже представляют трудности при проведении измерений и определении стоимости.
Иногда ювелирное изделие не является достаточно ценным для того, чтобы тратить на него время и деньги для проведения полной оценки. Это может стать ясно оценщику при первичном осмотре. Оценщику важно открыто поговорить с клиентом, когда возникает такая ситуация. Работа оценщика оплачивается на почасовой основе и за изделие поштучно; часто происходит так, что ювелирное изделие может не стоить того, чтобы оценщик тратил время или владелец тратил деньги на выполнение работы.
Еще один аспект - и иногда самый важный - это вопрос этики. Этично ли для розничного торговца ювелирными изделиями проводить оценку украшения одного из его покупателей, который хочет его продать? Однозначно, что ответ «нет». Гарднер из JVC говорит, что часто покупатели «заставляют розничных торговцев проводить оценку». Она советует: отказывайтесь. У розничного торговца ювелирными изделиями не только нет специальных знаний, необходимых для оценки ювелирных изделий, но и существует огромная возможность конфликта интересов, когда один и тот же человек определяет ценность и, следовательно, назначает цену изделия, которое он планирует купить.
Бэрри Блок (Barry Block), который на своем веб-сайте назван «экспертом по драгоценностям», говорит «Мы не покупаем и не продаем; мы только оцениваем. Возникает конфликт интересов для ритейлера», если заниматься тем и другим.
Для оказания помощи тем, кто проводит оценку, а также тем участникам отрасли, которые работают с ними, JVC предлагает J-BAR, Анализ оценки комиссией ювелиров. Этот заочный курс охватывает юридические стандарты, применяемые к оценкам. Гарднер говорит: «Курс J-BAR разъясняет читателю элементы письменной оценки», рассматриваемой судами. Материал основан на «случаях», взятых из реальных судебных дел. Тем, кто проводит оценки, настоятельно рекомендуется иметь страховки, включающие «ошибки и упущения». Даже самые старательные эксперты могут допустить ошибку. «Гарднер задает вопрос, при проведении оценки «Были ли вы справедливы? Проводили ли вы ее правильно?» И заинтересован ли человек, проводящий оценку, в конечном результате сделки? «Если вы что-то говорите, вы должны это обосновать».
Оценщик должен обладать знаниями, а также современным научным оборудованием для проведения оценки, которая может быть предъявлена в общем суде. Основным требованием является аттестация в качестве геммолога, имеющего специальное образование, или соответствующее образование в области драгоценных камней. Но это только начало. Геммологическое образование позволяет вам сказать, какой это камень, но, как говорит Гэйл Бретт Левайн (Gail Brett Levine), исполнительный директор Национальной организации оценщиков ювелирных изделий, «оно не дает вам возможности назначить стоимость». И принимая во внимание те возможности различных способов обработки, используемых в настоящее время дилерами драгоценных камней, идентификация типа камня – это только начало. По мнению Левайн, «если вы получили свои навыки в 1980-е годы и с тех пор не участвовали в конференциях по драгоценным камням и ювелирным изделиям», то вы слишком отстали, чтобы проводить оценку на уровне двадцать первого века.
Оценщики поддерживают свою квалификацию с помощью мероприятий и курсов, проводимых их ассоциациями. Для оценщиков ювелирных изделий основной организацией является NAJA, единственная организация, предназначенная исключительно для тех, кто занимается ювелирными изделиями. Единые стандарты для профессиональной практики оценки (Uniform Standards of Professional Appraisal Practice, USPAP), разработанные в 1980-х годах для внедрения стандартов для оценки недвижимости, включают два из 10 стандартов, относящиеся к ювелирным изделиям. Другие ассоциации, включая Оценочную ассоциацию Америки (Appraisers Association of America) и Международное общество оценщиков (International Society of Appraisers,ISA) имеют дело с личной собственностью и предметами изящных искусств, а также драгоценных камней и ювелирных изделий.
Имеются также печатные источники, доступные для оценщиков, включая Полное руководство по оценке веса драгоценных камней (Complete Handbook for Gemstone Weight Estimation) Чарльза Кармоны (Charles Carmona) и руководство Оценка драгоценных камней и ювелирных изделий (Gems & Jewelry Appraising), написанное покойной Анной Миллер (Anna Miller) и дополняемое раз в 10 лет. Совсем недавнее дополнение сделала Левайн (Levine). Это руководство, включающее схемы, таблицы и графики, дает оценщикам различные инструменты для проведения оценки не только веса камней, но и видов оправ и креплений.
Левайн и большинство независимых оценщиков проводят свою работу на виду у клиентов, даже если клиентом является доверенный юрист или адвокат по недвижимости. Оценщик не должен рассчитывать на то, что кто-то действительно знает содержимое пакета ювелирных изделий, приобретенным адвокатом по недвижимости до тех пор, пока мешочек или коробка не будет открыта и не станет видно содержимое.
Роб Эрец (Rob Aretz) из Gem Appraisers and Consultants, нью-йоркской компании по оценке ювелирных изделий, пишет с оттенком иронии: «Я предпочитаю, чтобы со мной кто-то был, когда я провожу осмотр товара. В завещании может быть указано то, чего не окажется на месте, когда мы откроем пакет». Членам семьи могли сказать, что бабушка собирается оставить им какое-то прекрасное ювелирное изделие, только окажется, что его никогда не существовало. Есть также несколько предположений о стоимости, которые можно сделать на основании обстоятельств, говорит Эрец. «Это принадлежало состоятельному человеку; оно должно быть ценным. А если оно не ценное, почему оно было в банковском хранилище»?
Отсутствие драгоценностей – не новое явление. В истории были рассказы о портретах, на которых изображена модная женщина, занимающая видное положение, на которой было драгоценное украшение, созданное портретистом. «Пусть они ищут его, когда меня не станет», - может, насмехалась такая предполагаемая «владелица». Затем к тому же, бывают драгоценности, которые находились в семейной собственности в течение жизни и могли быть проданы последующим поколением. По любой из этих причин оценщик всегда хочет, чтобы третья сторона присутствовала при первичном осмотре товара.
Вопрос об обработке камней является одним из самых проблематичных для оценщиков. Если в камне присутствуют подозрительные включения, видимые при 10-кратном увеличении, то Левайн предлагает обратиться с камнем к ювелиру, чтобы камень вынули из оправы и отправили в лабораторию для дальнейшего анализа. Даже старинные и относящиеся к определенному периоду ювелирные изделия могут содержать камни, которые кажутся более ценными, чем они есть на самом деле.
Каждый раз, когда в старинном украшении есть красный камень, люди часто предполагают, что это настоящий рубин, но Эрец говорит: «Синтетические рубины появились более 100 лет назад». Бриллианты тоже могут оказаться менее ценными, чем кажутся. Когда Левайн начинает оценку, как она сама говорит, она берет лупу и внимательно вглядывается в бриллиант. «Я изучаю внутреннюю часть, чтобы увидеть, есть ли там легкая дымка, нераспавшиеся кристаллы. Это указывает на то, что это может быть синтетический бриллиант. Если он подвергся лазерному сверлению, то будут определенные признаки, как и в случае, если он был обработан маслом или воском. Я смотрю снаружи, чтобы увидеть, есть ли осколки от повреждения поверхности». Все это снижает стоимость камня.
Хотя практически все бриллианты, оценку которых проводит Левайн, оправлены, она говорит, что все же можно провести осмотр рундиста. «Рундист скажет вам очень многое». Если площадка отстоит от зубцов, говорит она, то она может хорошо рассмотреть камень. Затем она использует свой рефлектометр или полярископ для дальнейшего исследования. «Есть ли напряжение или несоответствие в камне на атомарном уровне? Когда я начинаю строить график бриллианта или цветного камня, я помещаю его под микроскоп, чтобы увидеть включения». Затем строится график как часть оценки.
Даже если изделие поступает с сертификатом, выданным лабораторией, оценщик должен установить цвет, чистоту и пропорции камней. Печальной истиной является то, что не все лаборатории одинаковые и имеют одинаковую репутацию, а некоторые известны тем, что завышают категорию цвета для того, чтобы она соответствовала описанию продавца. «В мире существуют лаборатории, скандально известные тем, что указывают категорию цвет, далекую от истинной», - говорит Эрец. Ритейлеры могут принять эти завышенные сертификаты и использовать их для искажения данных и назначения цены камня как, например, для камня цвета H, чистоты VS2, в то время как фактический цвет на две, три, даже четыре категории ниже. Такие случаи подрывают доверие потребителя и репутацию отрасли.
В наши дни не редкость увидеть в продаже ювелирное изделие с объявлением, что изделие «гарантированно может быть оценено по цене в два раза выше». Преувеличения существуют везде, даже в рекламах, размещенных в очень уважаемых журналах. Недавним примером является предложение недорогого ювелирного украшения с драгоценным камнем, которое по заявлению продавца может быть оценено в семь раз выше запрашиваемой цены. В рекламном объявлении говорится, что кольцо с зимбабвийскими изумрудами по цене $99 «независимым оценщиком оценено в $690». В легальном оценочном заключении было бы указано, что кольцо за $99 стоит не больше $99, а вполне возможно, значительно меньше.
Оценки, как сертификаты на драгоценные камни, со временем не повышают качества. Их нужно обновлять, чтобы идти в ногу с сегодняшними стоимостями. Для целей страхования, говорит Эрец, «На практике существует правило проводить переоценку ювелирных изделий каждые три-пять лет». На рынке действительно отмечается рост цен, но неравномерно и не повсюду. Некоторые страховые компании автоматически повышают страховую стоимость драгоценностей на 6 процентов в год, по мнению Эреца, но проблемы заключается в том, что повышенная стоимость не всегда отражает истинную стоимость этих драгоценностей. При таком подходе отдельные ювелирные изделия могут быть или переоценены или недооценены.
Для всех, кто хочет узнать нынешнюю стоимость ювелирного изделия, самыми подходящими для проведения оценки являются независимые оценщики, которые не покупают и не продают. Их мнение является результатом многолетнего опыта, подготовки, увлеченной работы на рынке и современных научных знаний.