Работу интернет-магазина регламентируют два основных нормативных документа: федеральный закон «О защите прав потребителей» и, дополняющие его в части онлайн-торговли, «Правила продажи товаров дистанционным способом», утвержденные постановлением Правительства РФ №612 от 27 сентября 2007 года. С ними следует познакомиться. Кроме того, владельцы интернет-магазинов попадают в поле действия закона «О персональных данных» и «Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утверждены постановлением правительства РФ от 01.11.2012 №1119).
В онлайн-торговле сделка считается состоявшейся не только в момент оплаты клиентом товара, но и после оформления заказа на сайте. Напомним, что согласно Гражданскому кодексу РФ, договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа.
В интернет-магазине сделка состоялась, если покупатель во время заказа товара заполнил подробную форму. В бланке заказа должны быть указаны:
- полное фирменное наименование и адрес продавца,
- фамилия, имя, отчество покупателя,
- адрес, по которому следует доставить товар,
- наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара,
- вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость,
- обязательства покупателя, например, некоторые интернет-магазины предупреждают, что курьер попросит предъявить банковскую карту, которой была оплачена покупка, и паспорт.
На сайте интернет-магазина обязательно должны быть следующие сведения:
- основные потребительские свойствах товара,
- информация об изготовителе и месте производства,
- цена и условия приобретения и доставки,
- сроки службы/гарантийный срок и срок годности товара,
- информация о времени, в течение которого действует предложение,
- наименование и местонахождение продавца.
Если этой информации на сайте в момент покупки не было, покупатель может отказаться от получения товара без объяснения причин. Клиент может сослаться на то, что фотография товара, размещенная без описания, была недостаточно информативной, и он представлял его совершенно иначе. Конфликты в таких случаях, как правило, решаются в суде. Впрочем, в последнее время федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) стала чаще проверять сайты.
Онлайн нельзя продавать алкоголь, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, лекарственные средства, за исключением трав. Да, все ювелирные онлайн магазины незаконны. Запрещено также продавать стратегические материалы, товары и технологии двойного назначения, оружие, боеприпасы и т.п., технические средства негласного получения информации. Обратите внимание, что в эту категорию могут попасть, например, китайские ручки со скрытыми техническими возможностями.
Онлайн аптеки достаточно часто привлекают внимание надзорных органов. Онлайн продажа и доставка медпрепаратов на дом запрещена, так как это не соответствует условиям их хранения. Владельцы сайтов с медицинскими товарами и препаратами иногда выходят из сложившейся ситуации, помечая на сайте, что это не онлайн-аптека, а информационный портал, позволяющий сделать предзаказ.
Существует практика таможенной проверки интернет магазинов. Если юридическое лицо-владелец интернет магазина завозит товары из заграницы, в документах на товар должны быть указаны коды грузовой таможенной декларации.
При обычной розничной продаже клиент может вернуть товар надлежащего качества в течение 14 дней. В случае онлайн продажи, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней (если иное не определено договором).
Кроме того, если продавец не сообщил клиенту о его праве вернуть товар в интернет-магазин в недельный срок, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Информацию о порядке и сроках возврата товара лучше предоставлять в письменной форме в момент доставки товара или размещать на сайте.
Имейте в виду, что в случае судебного разбирательства, суд в первую очередь принимает во внимание документы на бумажных носителях. Заверенная нотариусом отсканированная копия интернет страницы будет принята судом, только если она была сделана до начала разбирательства.
Если после обработки заказа интернет-магазин уничтожает все персональные данные (ПД) клиента, то предупреждать и брать с покупателя согласие на обработку этих сведений не нужно. Чаще же всего, продавец заинтересован в создании клиентской базы, хранении и использовании данных постоянных покупателей. В этом случае владелец интернет магазина становится оператором персональных данных и обязан соблюсти ряд условий:
- разработать и разместить на сайте специальную форму уведомления покупателей об обработке персональных данных,
- самостоятельно оценить тип актуальных угроз для хранимых данных и требования для обеспечения безопасности,
- определить, какие меры предпринимаются провайдером услуг для обеспечения сохранности данных,
- реализовать и описать защитные меры на собственных средствах разработки.
Кроме того, оператор до начала обработки ПД обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Такое уведомление направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Дополнительных расходов эта процедура не требует. Но надо быть готовым к внеплановой проверке, ведь вы заявили о себе в надзорный орган. Если у вас небольшой и не раскрученный интернет-магазин вероятность проверки минимальная.
Сайт является нематериальным активом. Для постановки сайта на баланс компании и списания расходов интернет-магазина понадобятся правоустанавливающие документы:
– договор на выполнение работ или оказание услуг по разработке сайта,
– акт сдачи-приемки (подтверждает передачу результата работ),
– акт передачи неисключительных прав (лицензия на систему управления содержимым сайта CMS).
Дополнительных расходов потребует регистрация и продления доменных имен, услуги хостинга, техническое обслуживание сайта, наполнение сайта и т.п.
В интернет-магазине есть несколько объектов авторского права – дизайн сайта и контент, который на нем размещен. Меня часто спрашивают, как легализовать картинки, которые вы берете из интернета для наполнения собственного сайта. Необходимо получить согласие владельца фотографии на ее использование.
Авторское право передать невозможно, можно получить исключительное право на продукт авторских прав. Если речь о дизайне сайта, то исключительное право передается по договору. Но авторское право остается за разработчиком и он имеет право использовать образец вашего сайта в своем портфолио. В некоторых случаях контракт с владельцем сайта может подразумевать неразглашение сделки, в этом случае разработчик не сможет афишировать свое авторство.
Авторское право на фотографию принадлежит фотографу. Но если на снимке изображен конкретный человек, то без его согласия также нельзя использовать фотографию в коммерческих целях. Исключением являются модели, которые передают права фотографу или агентству. Чтобы не нарушать авторские права лучше пользоваться специальными фотобанками или заказывать фотосъемку. Если вы берете фотографии в открытом доступе, обратите внимание на условия их размещения.