В зависимости от того, в каком месте цепочки создания стоимости бриллианта вы находитесь, бриллианты повторного использования являются или прекрасным способом делать деньги, или ударом по поступлениям и доходности. До недавнего времени бриллианты повторного использования (то есть ранее принадлежавшие потребителям) составляли настолько небольшую часть бриллиантов в магазине, что их количество было незначительным с точки зрения экономики отрасли. Но, согласно данным, опубликованным Хаимом Эвен Зохаром (Chaim Even Zohar) в последние несколько лет, почти миллиард долларов возвращается в систему обратно от потребителей.
Резкое увеличение предложения бриллиантов повторного обращения в 2008-2009 годах объясняется финансовым кризисом и последовавшей за ним рецессией. Совсем неожиданно многие американцы были на грани потери своих домов из-за трудностей с выплатами по ипотечным кредитам. Необходимость потуже затянуть пояса, так как многие потеряли работу или им урезали зарплату, в то время как их финансовые обязательства продолжали расти, заставили многих подумать о продаже некоторых личных вещей для защиты своего имущества.
Предметы коллекционирования, легковые автомобили и другие ценности, такие, например, как старые ювелирные украшения бабушек, стали продаваться невиданном дотоле количестве, и в результате этого в 2009 году стали расти предложения от розничных торговцев по продаже бриллиантов повторного использования.
Как сообщает Эвен Зохар, при ежегодном объеме мировых продаж в размере примерно $1 млрд бриллианты повторного использования составляют более 4 процентов от объема бриллиантов, проданных ритейлерами в 2011 году. В 2012 году рыночная доля рециклированных бриллиантов повысилась до 5,5 процента при объеме предложения в $1,2 млрд.
Ритейлерам нравятся эти изделия. Наряду со встречной продажей, когда клиент меняет бриллиант в ювелирном изделии на новый или более крупный бриллиант, ритейлеры получают добавку к своим запасам бриллиантов, которые обходятся им дешевле (иногда намного дешевле), чем при покупке их у оптовиков. Продавая по полной розничной цене или даже с небольшой скидкой, розничные торговцы получают гораздо бóльшую прибыль на этих бриллиантах: где-то от 50 процентов до нескольких сотен процентов. Несомненно, ритейлерам очень нравится такой источник доходов.
Оптовики, естественно, испытывают меньше энтузиазма. Доходы оптовиков обычно очень небольшие, в лучшем случае, около 3-5 процентов и, следовательно, оптовики не имеют возможности конкурировать с потребителями, которые очень хотят продать старые бриллианты и не знают о ценах оптовиков. Потеря 5,5 процентов своего бизнеса является серьезным ударом для оптовиков. Нет сомнения, что это оказало большое влияние на образование крупных излишков (рост запасов у производителей), отмечавшееся в 2011 году.
Продолжали ли рециклированные бриллианты, предложение которых в 2011 и 2012 годах выросло на 20 процентов, захватывать долю на рынке и в 2013 году? По нашей информации, основанной на отдельных данных, ответ отрицательный. Похоже, что улучшение экономической ситуации устранило бóльшую часть мотивации, заставлявшей потребителей избавляться от своих устаревших ювелирных изделий.
Улучшается ситуация не только на рынке жилья в Соединенных Штатах, но постепенно улучшается и глобальная экономика в целом, даже сильно подорванная экономика Европы. При большом оживлении, наблюдающемся на некоторых крупнейших фондовых рынках в 2013 году, потребители испытывают меньше напряжения.
Для ритейлеров встречные продажи будут продолжать давать прекрасные прибыли. Владельцы ломбардов научились оценивать бриллианты и продают их дороже в основном производителям бриллиантов, которые подвергают их повторной полировке, чистке и сертификации, а затем продают ритейлерам по обычным оптовым ценам или с небольшой скидкой. Бриллианты повторного использования по-прежнему сохранят свое присутствие на рынке, но праздник рециклированных камней подходит к концу - до следующего экономического кризиса.