Очень многие знают о пасхальных яйцах, изготовленных Фаберже для российских императоров. Но эта фирма выполняла не только царские заказы, она производила и утилитарные предметы. Три из них хранятся в музее Бурылина в Иванове. Это ковш, нагрудный знак и рюмочка. Первые два находятся в экспозиции «Золотая кладовая», рюмочка – в запасниках.Для региональных музеев изделия Фаберже – редкость. Большинство из них находится в Эрмитаже, в Государственном историческом музее в Москве, а также за границей.
Богатырский ковш весит более трех килограммов
Вид этого ковша довольно внушителен. Сделан из серебра, внутри покрыт позолотой.
- В основном из драгоценных металлов Фаберже работали с серебром и платиной, - рассказывает заведующий отделом фондов музея Д. Г. Бурылина Игорь Лисенков.
На экспонате есть клеймо фирмы Фаберже.
Вес ковша – 3 килограмма 280 граммов, объем 5 литров. Сделан он в форме древнерусского ковша – скобкаря.
- В то время прослеживается явный интерес к древнерусскому искусству. Ювелиры повторяют формы давно ушедших из обихода предметов – ковшей, братин, чаш, - пояснят Игорь Викторович.
Лопасть (ручка) ковша имеет луковичную форму (традиционную для древнерусской культуры: вспомним шлемы богатырей и купола церквей). На лопасти изображены три богатыря.
Украшен ковш восемью аметистами – по 4 с каждой стороны.
- Аметисты – полудрагоценные камни. Они подчеркивают художественную ценность ковша, - продолжает Игорь Лисенков.– По преданиям, аметист обладаем сверхъестественной силой: приносит удачу, защищает от магии, опьянения. Иногда аметист называют архиерейским камнем: высшие чины священнослужителей носили перстни с таким камнем. Огранены аметисты формой кабошон - закругленно. Это самая ранняя форма огранки, сейчас она используется для непрозрачных или слабопросвечивающих камней.
Изготовлен ковш в начале XX века. Одно время считалось, что он входил в коллекцию Бурылина. Затем по документам удалось установить, что экспонат поступил в музей в 1922 году из Иваново-Вознесенского губфинотдела, куда свозилось имущество, конфискованное у фабрикантов.
Сбоку на ковше выгравирована надпись: «Правлению Товарищества Иваново-Вознесенской Ткацкой мануфактуры от Торгового дома Л. Кнопъ 1880-1905 г.». Как оказалось, ковш был подарен правлению этой фирмы (в советское время - фабрика Балашова) в честь 25-летия сотрудничества от Торгового дома «Л. Кноп». Торговый дом «Л. Кноп» поставлял хлопок и текстильное оборудование.
- В то время посуда была уже обычная. Но в начале XX века в России усиливается интерес к древнерусскому искусству, в ювелирном деле всe чаще обращаются к формам, которые уже ушли из употребления – ковшам, чашам. И появляются они уже в декоративном, подарочном варианте, - поясняет Игорь Викторович.
Владелец знака стер свою фамилию
Еще один предмет фирмы Фаберже – нагрудный знак «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям». (Это общество оказывало материальную поддержку раненым солдатам, помогало выхлопатывать причитающиеся им пенсии, пособия, награды.)
- Работы Фаберже обычно известны эксклюзивными высокохудожественными образцами, но иногда фирма выпускала довольно необычные для нее предметы, к примеру, этот нагрудный знак, - говорит Игорь Лисенков.– Кстати, членом этого общества был Николай II, тоже имевший подобный знак…
Знак представляет собой венок из дубовых листьев с орлом и императорской короной. На груди орла - щит с изображением Георгия Победоносца. Ниже скипетр с державой. Справа – крест белой эмали, в нижней части – лента синей эмали с надписью «За веру, царя и Отечество». Цвета используемой эмали – белый, синий, красный – олицетворяют цвета государственного флага России.
Обычно знаки были именные: на обратной стороне гравировалась фамилия человека, вступившего в это благотворительное общество.
- Гравировка фамилии была и на этом нагрудном знаке, - рассказывает заведующий отделом фондов музея.– Но они сбиты. Видимо, хозяин сделал это после 1917 года, опасаясь новой власти. К слову, подобные знаки выдавались крупным чиновникам и представителям генералитета.
В фонды музея знак поступил в 1960 году. Ивановец нашел этот знак на чердаке своего дома, который ранее принадлежал некоему Горносталeву, и принес в музей.
Рюмочка с растительным орнаментом
Рюмочка фирмы Фаберже, имеющаяся в музее, не выставляется в экспозиции – хранится в запасниках. Она завернута в вощеную бумагу, которая не дает окисляться металлу, помещена в коробку, прикасаться к ней можно только в специальных перчатках.
- Клеймо свидетельствует, что рюмка произведена фирмой Фаберже, - сообщает Игорь Лисенков. - По справочникам и каталогам удалось установить, что изготовлена она в 1895 году. Эта рюмочка опровергает сложившееся мнение о том, что Фаберже изготавливал только эксклюзивные вещи. Нет, в фирме делали ножи, вилки, рюмки…
Высота рюмочки небольшая – 5-7 сантиметров.
- По художественному решению она существенно отличается от ковша, - поясняет Игорь Викторович. - Украшение рюмки достаточно скромное – плоскостная резьба растительного характера.
По мнению заведующего отделом фонда музея, этот предмет, скорее всего, входил в коллекцию Бурылина.
- К сожалению документов, проясняющих историю рюмки, пока не найдено, - говорит Игорь Лисенков.
Цена вопроса
По данным Интернета, на российских аукционах рядовые вещи с клеймом Фаберже стоят не меньше 500 долларов. На аукционе Гелос в 2005 году две парные рюмки с растительным орнаментом начала ХХ века, изготовленные фирмой Фаберже, превзошли стартовую цену в более чем в 2 раза и были проданы за 100 000 руб. Правда, в Европе их цена несколько дешевле.
Справка
Предки Фаберже – французы, покинувшие родину в XVII веке. Сначала семья поселилась в Эстонии, а в XIX веке перебралась в Россию. Здесь Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую и магазин. Славу фирме принес его старший сын Карл. Он получил блестящее художественное образование за границей, овладел различными техническими приемами ювелирного искусства. Некоторое время Карл работал реставратором в Императорском Эрмитаже - это позволило ему изучить приемы старых мастеров. А после смерти отца Карл стал продолжателем семейного дела.
Когда началась Первая мировая война, интерес к продукции Фаберже упал. После революции мастерские были разгромлены, глава фирмы уехал за границу. Большинство его изделий разными путями тоже ушло за рубеж.