Данные процессинговой компании Uniteller по среднему чеку покупок в онлайн-магазинах и торговых терминалах показывают традиционный для декабря скачок в сумме по сравнению с обычными месяцами года (см. инфографику). Как и в других странах, россияне находятся в круговороте предновогодних трат, покупая подарки друзьям и близким. В сравнении с ноябрем прошлого года в декабре 2013-го рост среднего чека в сегменте продаж ювелирных изделий прибавил 109%. Больше, чем в ноябре, потребители потратили на одежду (+35%), бытовую технику и электронику (+27%).
«Декабрь долгие годы еще будет показывать рывок в тратах потребителей», — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Это менталитет и особенность потребления, причем не только в России. Как отмечает эксперт, предпосылок к тому, чтобы это поведение изменилось, нет. Правда, наши покупатели несколько отличаются от других европейцев. Это отчетливо заметно на примере подарков детям. В России, по данным г-на Федякова, больше подарков, приуроченных к датам, а к примеру, в Германии их чаще покупают за достижения в учебе и по другим поводам.
Несмотря на то что декабрьский средний чек все так же выше, чем в обычные месяцы года, если провести сравнение сумм с теми же периодами годом раньше, видно замедление и даже стагнация розничного рынка. Уже с середины 2012 года аналитики INFOLine наблюдали устойчивую тенденцию к замедлению темпов роста розничного товарооборота, что в первую очередь было связано с замедлением темпов роста доходов населения.
Исходя из данных Uniteller, в 2012 году средний чек на одежду в онлайн-магазинах в декабре составил 9190 руб., а в 2013 году — 9224 руб. Ювелирных украшений в 2012 году в среднем покупали на 11 666 руб., а в прошлом — на 12 825 руб. Если сделать поправку на инфляцию (в последних числах декабря 2013 года Росстат предварительно оценил инфляцию за прошлый год в 6,5%), получается, что потребители в различных сегментах торговли купили столько же товаров или даже меньше, чем в 2012 году.
По словам Ивана Федякова, тенденции в онлайн-ритейле и традиционной торговле в целом схожи. Но у интернет-торговцев обычно средний чек выше. Потребители не делают в Сети заказы на 200—300 руб., и покупки их более обдуманны. Кроме того, у интернет-ритейлеров есть технологии мотивировать потребителя потратить больше (виртуальная корзина, как правило, содержит товар и рекомендации, чем его дополнить).
По отзывам традиционных ритейлеров, потребители так же хорошо тратились перед Новым годом, но и они фиксируют тревожные тенденции. Неделю назад крупнейший российский ритейлер «Магнит» заявил, что потребительская активность домохозяйств снижается. По данным неаудированной отчетности торговой сети, ее продажи в 2013 году выросли на 29,22%, до 579,53 млрд руб., но в декабре темпы выручки замедлились. По сравнению с декабрем 2012 года продажи выросли на 22,88%, до 63,624 млрд руб. «Мы отмечаем явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте», — говорится в сообщении «Магнита».
2014 год станет непростым для отрасли. Как прогнозирует INFOLine, впервые после кризиса 2008—2010 годов динамика продаж будет отрицательной. Кроме того, по оценкам экспертов, 2 трлн руб. потребителям в 2014 году придется потратить не на покупки, а на обслуживание ранее взятых кредитов. «Потребительское кредитование превращается из драйвера роста в тормоз развития ритейла в России», — говорит г-н Федяков.