У покупателей интернет-магазинов и супермаркетов лишних денег уже нет

Раздел: Рынки
15 января 2014 г.

Рос­сий­ские по­тре­би­те­ли, как и пре­жде, го­то­вы вы­вер­нуть кар­ма­ны пе­ред но­во­год­ни­ми празд­ни­ка­ми, но сум­мы их по­ку­пок в де­каб­ре не вы­рос­ли по срав­не­нию с про­шлым го­дом, а в не­ко­то­рых сег­мен­тах, на­при­мер в одеж­де, да­же умень­ши­лись. Пло­хой знак для биз­не­са: в ин­тер­нет-ма­га­зи­нах сред­ний чек с уче­том ин­фля­ции вы­шел мень­ше или на уров­не но­во­год­них по­ка­за­те­лей 2012 го­да.

Дан­ные про­цес­син­го­вой ком­па­нии Uniteller по сред­не­му че­ку по­ку­пок в он­лайн-ма­га­зи­нах и тор­го­вых тер­ми­на­лах по­ка­зы­ва­ют тра­ди­ци­он­ный для де­каб­ря ска­чок в сум­ме по срав­не­нию с обыч­ны­ми ме­ся­ца­ми го­да (см. ин­фо­гра­фи­ку). Как и в дру­гих стра­нах, рос­си­я­не на­хо­дят­ся в кру­го­во­ро­те пред­но­во­год­них трат, по­ку­пая по­дар­ки дру­зьям и близ­ким. В срав­не­нии с но­яб­рем про­шло­го го­да в де­каб­ре 2013-го рост сред­не­го че­ка в сег­мен­те про­даж юве­лир­ных из­де­лий при­ба­вил 109%. Боль­ше, чем в но­яб­ре, по­тре­би­те­ли по­тра­ти­ли на одеж­ду (+35%), бы­то­вую тех­ни­ку и элек­тро­ни­ку (+27%).

«Де­кабрь дол­гие го­ды еще бу­дет по­ка­зы­вать ры­вок в тра­тах по­тре­би­те­лей», — го­во­рит ге­не­раль­ный ди­рек­тор INFOLine Иван Фе­дя­ков. Это мен­та­ли­тет и осо­бен­ность по­треб­ле­ния, при­чем не толь­ко в Рос­сии. Как от­ме­ча­ет экс­перт, пред­по­сы­лок к то­му, что­бы это по­ве­де­ние из­ме­ни­лось, нет. Прав­да, на­ши по­ку­па­те­ли не­сколь­ко от­ли­ча­ют­ся от дру­гих ев­ро­пей­цев. Это от­чет­ли­во за­мет­но на при­ме­ре по­дар­ков де­тям. В Рос­сии, по дан­ным г-на Фе­дя­ко­ва, боль­ше по­дар­ков, при­уро­чен­ных к да­там, а к при­ме­ру, в Гер­ма­нии их ча­ще по­ку­па­ют за до­сти­же­ния в уче­бе и по дру­гим по­во­дам.

Не­смот­ря на то что де­кабрь­ский сред­ний чек все так же вы­ше, чем в обыч­ные ме­ся­цы го­да, ес­ли про­ве­сти срав­не­ние сумм с те­ми же пе­ри­о­да­ми го­дом рань­ше, вид­но за­мед­ле­ние и да­же стаг­на­ция роз­нич­но­го рын­ка. Уже с се­ре­ди­ны 2012 го­да ана­ли­ти­ки INFOLine на­блю­да­ли устой­чи­вую тен­ден­цию к за­мед­ле­нию тем­пов ро­ста роз­нич­но­го то­ва­ро­обо­ро­та, что в первую оче­редь бы­ло свя­за­но с за­мед­ле­ни­ем тем­пов ро­ста до­хо­дов на­се­ле­ния.

Ис­хо­дя из дан­ных Uniteller, в 2012 го­ду сред­ний чек на одеж­ду в он­лайн-ма­га­зи­нах в де­каб­ре со­ста­вил 9190 руб., а в 2013 го­ду — 9224 руб. Юве­лир­ных укра­ше­ний в 2012 го­ду в сред­нем по­ку­па­ли на 11 666 руб., а в про­шлом — на 12 825 руб. Ес­ли сде­лать по­прав­ку на ин­фля­цию (в по­след­них чис­лах де­каб­ря 2013 го­да Рос­стат пред­ва­ри­тель­но оце­нил ин­фля­цию за про­шлый год в 6,5%), по­лу­ча­ет­ся, что по­тре­би­те­ли в раз­лич­ных сег­мен­тах тор­гов­ли ку­пи­ли столь­ко же то­ва­ров или да­же мень­ше, чем в 2012 го­ду.

По сло­вам Ива­на Фе­дя­ко­ва, тен­ден­ции в он­лайн-ри­тей­ле и тра­ди­ци­он­ной тор­гов­ле в це­лом схо­жи. Но у ин­тер­нет-тор­гов­цев обыч­но сред­ний чек вы­ше. По­тре­би­те­ли не де­ла­ют в Се­ти за­ка­зы на 200—300 руб., и по­куп­ки их бо­лее об­ду­ман­ны. Кро­ме то­го, у ин­тер­нет-ри­тей­ле­ров есть тех­но­ло­гии мо­ти­ви­ро­вать по­тре­би­те­ля по­тра­тить боль­ше (вир­ту­аль­ная кор­зи­на, как пра­ви­ло, со­дер­жит то­вар и ре­ко­мен­да­ции, чем его до­пол­нить).

По от­зы­вам тра­ди­ци­он­ных ри­тей­ле­ров, по­тре­би­те­ли так же хо­ро­шо тра­ти­лись пе­ред Но­вым го­дом, но и они фик­си­ру­ют тре­вож­ные тен­ден­ции. Не­де­лю на­зад круп­ней­ший рос­сий­ский ри­тей­лер «Ма­г­нит» за­явил, что по­тре­би­тель­ская ак­тив­ность до­мо­хо­зяйств сни­жа­ет­ся. По дан­ным не­а­уди­ро­ван­ной от­чет­но­сти тор­го­вой се­ти, ее про­да­жи в 2013 го­ду вы­рос­ли на 29,22%, до 579,53 млрд руб., но в де­каб­ре тем­пы вы­руч­ки за­мед­ли­лись. По срав­не­нию с де­кабрем 2012 го­да про­да­жи вы­рос­ли на 22,88%, до 63,624 млрд руб. «Мы от­ме­ча­ем яв­ный тренд на пе­ре­ори­ен­та­цию по­ку­па­те­лей в сто­ро­ну то­ва­ров в бо­лее низ­ком це­но­вом сег­мен­те», — го­во­рит­ся в со­об­ще­нии «Ма­г­ни­та».

2014 год ста­нет не­про­стым для от­рас­ли. Как про­гно­зи­ру­ет INFOLine, впер­вые по­сле кри­зи­са 2008—2010 го­дов ди­на­ми­ка про­даж бу­дет от­ри­ца­тель­ной. Кро­ме то­го, по оцен­кам экс­пер­тов, 2 трлн руб. по­тре­би­те­лям в 2014 го­ду при­дет­ся по­тра­тить не на по­куп­ки, а на об­слу­жи­ва­ние ра­нее взя­тых кре­ди­тов. «По­тре­би­тель­ское кре­ди­то­ва­ние пре­вра­ща­ет­ся из драй­ве­ра ро­ста в тор­моз раз­ви­тия ри­тей­ла в Рос­сии», — го­во­рит г-н Фе­дя­ков.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->