Российские интернет-магазины все чаще отдают логистику на аутсорс

Раздел: Торговля
30 декабря 2013 г.

Объ­ем рын­ка элек­трон­ной тор­гов­ли по ито­гам 2013г. со­ста­вит бо­лее 350 млрд руб., а к 2020г. как ми­ни­мум утро­ит­ся. При этом Рос­сия по-преж­не­му от­ста­ет от тем­пов раз­ви­тия аме­ри­кан­ско­го рын­ка, где до­ля элек­трон­ных про­даж в об­щем то­ва­ро­обо­ро­те со­став­ля­ет бо­лее 5%. В Рос­сии этот по­ка­за­тель - все­го око­ло 2%, оце­ни­ва­ет ком­па­ния East-West Digital News.

Су­ще­ствен­ное от­ли­чие рос­сий­ско­го e-commerce от ев­ро­пей­ско­го и тем бо­лее от аме­ри­кан­ско­го - от­сут­ствие ка­че­ствен­ной ло­ги­сти­ки. Боль­шин­ство ин­тер­нет-ма­га­зи­нов про­да­ют ров­но столь­ко, сколь­ко вы­дер­жи­ва­ет их служ­ба до­став­ки. По этим же при­чи­нам вла­дель­цы мно­гих ин­тер­нет-ма­га­зи­нов с тру­дом ре­ша­ют­ся вый­ти в ре­ги­о­ны.

Од­на­ко не­смот­ря на на­ли­чие труд­но­стей, ры­нок элек­трон­ной тор­гов­ли по­ка­зы­ва­ет су­ще­ствен­ный рост – на 25-30% еже­год­но, ос­нов­ной при­рост про­ис­хо­дит как раз за счет ре­ги­о­наль­ных по­ку­па­те­лей. В этом го­ду сум­мар­ный объ­ем ре­ги­о­наль­ных рын­ков (265 млрд руб.), на­ко­нец, пре­вы­сил объ­ем сто­лич­ных (260 млрд руб.). Еще в про­шлом го­ду со­от­но­ше­ние бы­ло в поль­зу Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га: 214 млрд руб. про­тив 191 млрд руб.

Меж­ду тем при ор­га­ни­за­ции до­став­ки в ре­ги­о­ны вы­бор у ин­тер­нет-ма­га­зи­на не­ве­лик - "Поч­та Рос­си­и". Не­смот­ря на про­бле­мы, име­ю­щи­е­ся у ор­га­ни­за­ции, прак­ти­че­ски все ин­тер­нет-ма­га­зи­ны вы­нуж­де­ны поль­зо­вать­ся ее услу­га­ми, по­сколь­ку срав­нить­ся с фе­де­раль­ным опе­ра­то­ром по охва­ту тер­ри­то­рии по­ка ни­кто не мо­жет. Од­на­ко ес­ли еще не­ко­то­рое вре­мя на­зад ее до­ля в пе­ре­сыл­ках ин­тер­нет-ма­га­зи­нов со­став­ля­ла бо­лее 80%, то сей­час она со­кра­ти­лась до 40%.

Фе­де­раль­ные опе­ра­то­ры, та­кие как СПСР, DPD, Pony Express, обес­пе­чи­ва­ют до­ста­точ­но не­пло­хой гео­гра­фи­че­ский охват бла­го­да­ря соб­ствен­ным фи­ли­а­лам и агент­ской се­ти, но при­шли на ры­нок, как пра­ви­ло, ли­бо из гру­зо­пе­ре­во­зок, ли­бо из экс­пресс-до­став­ки до­ку­мен­тов. Меж­ду тем ра­бо­та с ин­тер­нет-ма­га­зи­на­ми име­ет свои осо­бен­но­сти. К то­му же ни один из пред­став­лен­ных на рын­ке фе­де­раль­ных опе­ра­то­ров не смо­жет обес­пе­чить сто­про­цент­ное по­кры­тие всей тер­ри­то­рии Рос­сии.

Ор­га­ни­за­ция ре­ги­о­наль­ной до­став­ки соб­ствен­ны­ми си­ла­ми до­ступ­на толь­ко очень круп­ным ин­тер­нет-ма­га­зи­нам, го­то­вым по­тра­тить зна­чи­тель­ные сред­ства в по­стро­е­ние агент­ской се­ти и раз­ви­тие IT-си­сте­мы. Своя служ­ба до­став­ки есть, на­при­мер, у та­ких ком­па­ний, как Wildberries и Ozon.

Что­бы оп­ти­ми­зи­ро­вать ло­ги­сти­че­ские про­цес­сы, од­но­вре­мен­но мак­си­маль­но удо­вле­тво­рив за­про­сы по­ку­па­те­лей, ин­тер­нет-ма­га­зи­ну не­об­хо­ди­мо со­труд­ни­чать с мно­же­ством опе­ра­то­ров до­став­ки. Все эти про­бле­мы вы­нуж­да­ют их вла­дель­цев ис­кать ре­ше­ния для ав­то­ма­ти­за­ции и эф­фек­тив­но­го управ­ле­ния ло­ги­сти­кой.

Так, по сло­вам ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ком­па­нии МЕГАПОЛИС Ива­на Кон­дра­тю­ка, все бо­лее вос­тре­бо­ван­ным ста­но­вит­ся аут­сор­синг ло­ги­сти­че­ских услуг: "Ес­ли рань­ше на­ших кли­ен­тов ин­те­ре­со­ва­ли в ос­нов­ном толь­ко от­дель­ные ло­ги­сти­че­ские про­цес­сы, на­при­мер ор­га­ни­за­ция до­став­ки от­прав­ле­ний в ре­ги­о­ны, то се­го­дня боль­шим спро­сом поль­зу­ет­ся пол­ный ком­плекс услуг – от ком­плек­та­ции за­ка­зов до об­ра­бот­ки воз­врат­ных от­прав­ле­ний. Все боль­ше ком­па­ний де­ла­ют упор на раз­ви­тие ком­мер­че­ских ком­пе­тен­ций, а ре­ше­ние про­блем с ло­ги­сти­кой пред­по­чи­та­ют пе­ре­дать на аут­сор­синг фул­фил­мент-опе­ра­то­ру. Воз­рос­шие тре­бо­ва­ния кли­ен­тов при­ве­ли к пе­ре­смот­ру кон­цеп­ции раз­ви­тия на­шей ком­па­нии и точ­кой от­сче­та ста­нет реб­рен­динг. С 2014г. на­ша ком­па­ния бу­дет предо­став­лять услу­ги под но­вым брен­дом – IdeaLogic".

Трен­дом 2013г. яв­ля­ет­ся вы­ход на рос­сий­ский ры­нок ин­тер­нет-тор­гов­ли ком­па­ний-аг­ре­га­то­ров, пред­ла­га­ю­щих ин­тер­нет-ма­га­зи­нам ор­га­ни­за­цию до­став­ки от­прав­ле­ний раз­лич­ны­ми ку­рьер­ски­ми служ­ба­ми в ре­жи­ме "од­но­го ок­на". Это ре­ше­ние поз­во­ля­ет предо­ста­вить по­ку­па­те­лю раз­лич­ные ва­ри­ан­ты до­став­ки, не раз­ра­ба­ты­вая при этом соб­ствен­ную слож­ную IT-си­сте­му.

"Бе­з­услов­но, рос­сий­ский ры­нок ло­ги­сти­ки еще очень от­ста­ет от за­пад­но­го, - поды­то­жи­ва­ет И.Кон­дра­тюк. - Од­на­ко учи­ты­вая бур­ный рост рын­ка элек­трон­ной тор­гов­ли, в те­че­ние сле­ду­ю­щих 5-7 лет мы смо­жем при­бли­зить­ся к за­пад­ным ло­ги­сти­че­ским стан­дар­та­м".

[ top.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->