Дни Эрмитажа - 2013

Раздел: Выставки
06 декабря 2013 г.

Зал N 307, Зим­ний дво­рец

7 де­каб­ря 2013 го­да в рам­ках празд­но­ва­ния Дней Эр­ми­та­жа от­кры­ва­ет­ся вы­став­ка "Бри­тан­ское се­реб­ро вре­мен ко­ро­ле­вы Вик­то­ри­и". На экс­по­зи­ции пред­став­ле­но око­ло 100 пред­ме­тов из се­ребра, со­здан­ных в пе­ри­од 1840-х го­дов – кон­ца XIX ве­ка, пе­ри­од сти­ля ис­то­риз­ма, на­зы­вав­ше­го­ся в Ан­глии вик­то­ри­ан­ским по име­ни ко­ро­ле­вы Вик­то­рии (1819 – 1901). По­след­няя пред­ста­ви­тель­ни­ца Ган­но­вер­ской ди­на­стии Алек­сандри­на Вик­то­рия в 1837 го­ду ста­ла ко­ро­ле­вой Со­еди­нен­но­го Ко­ро­лев­ства Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ир­лан­дии, им­пе­ра­три­цей Ин­дии (с 1876). Ее прав­ле­ние от­ме­че­но удач­ной внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­кой, про­цве­та­ни­ем эко­но­ми­ки. В ре­зуль­та­те стра­на пре­вра­ти­лась в пе­ре­до­вую ин­ду­стри­аль­ную дер­жа­ву. Это бы­ло вре­мя, ко­гда об­ще­ство ста­ло ак­тив­но ин­те­ре­со­вать­ся сво­ей ис­то­ри­ей, а ху­дож­ни­ки, ар­хи­тек­то­ры и ма­сте­ра де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства воз­рож­да­ли сти­ли про­шлых ве­ков. Они об­ра­ща­лись к го­ти­ке, ма­нье­риз­му, ро­ко­ко как ис­точ­ни­кам фор­маль­ных идей и де­ко­ра­тив­ных мо­ти­вов. Ак­тив­но раз­ви­вал­ся и на­ту­ра­ли­сти­че­ский стиль.

Круп­ней­шим ма­сте­ром пер­вой тре­ти XIX ве­ка был Пол Сторр. На вы­став­ке пред­став­лен, со­здан­ный им спор­тив­ный ку­бок в ви­де трех ло­ша­ди­ных го­лов. Это не­сколь­ко не­обыч­ное про­из­ве­де­ние вы­пол­не­но в сти­ле ран­не­го вик­то­ри­ан­ства. Мастер со­че­та­ет эле­мен­ты нео­клас­си­ки с тон­ко и скру­пу­лез­но про­ра­бо­тан­ной на­ту­ра­ли­сти­че­ской фор­мой.

В 1822 го­ду Пол Сторр объ­еди­нил­ся с Джо­ном Мор­ти­ме­ром. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ет­ся ис­то­рия круп­ней­шей ан­глий­ской фир­мы XIX ве­ка – "Сторр и Мор­ти­мер", ко­то­рая в ре­зуль­та­те сме­ны парт­не­ров с 1839 го­да ста­ла на­зы­вать­ся "Мор­ти­мер и Хан­т", а с 1844 по 1865 год – "Хант и Рос­кел­л". Из­де­лия на­зван­ных фирм со­став­ля­ют боль­шую часть в эр­ми­таж­ной кол­лек­ции се­реб­ра XIX ве­ка.

Зна­чи­тель­ной бы­ла и фир­ма Гар­рар­дов, ко­то­рая с 1830 го­да име­ла ста­тус ко­ро­лев­ских юве­ли­ров. Ими вы­пол­нен в нео­ре­нес­санс­ном сти­ле "Ку­бок ко­ро­ле­вы", при­об­ре­тен­ный Ни­ко­ла­ем I. В 1844 го­ду рос­сий­ский им­пе­ра­тор по­се­тил Лон­дон. По­ми­мо офи­ци­аль­ных ви­зи­тов Ни­ко­лай I озна­ко­мил­ся с ра­бо­та­ми круп­ней­ших юве­ли­ров и за­ка­зал боль­шой Лон­дон­ский сер­виз, в ко­то­рый во­шли из­де­лия, вы­пол­нен­ные фир­ма­ми "Мор­ти­мер и Хан­т" и "Р. и С. Гар­рар­ды". В Эр­ми­та­же из это­го сер­ви­за име­ют­ся две скульп­тур­ные груп­пы "Ко­ро­лев­ский охот­ни­к" и "Лорд Мар­ми­он", ко­то­рая изоб­ра­жа­ет сце­ну из по­э­мы Валь­те­ра Скот­та "Мар­ми­он. По­весть о бит­ве при Флод­де­не", про­изо­шед­шей в 1513 го­ду меж­ду шот­ланд­ца­ми и ан­гли­ча­на­ми.

В 1851 го­ду фир­ме "Хант и Рос­кел­л" был за­ка­зан сер­виз по слу­чаю бра­ко­со­че­та­ния ве­ли­кой княж­ны Ека­те­ри­ны Ми­хай­лов­ны, внуч­ки Павла I, с гер­цо­гом Мек­лен­бург-Стре­лиц­ким.

Од­ним из ис­то­ри­че­ских па­мят­ни­ков яв­ля­ет­ся зо­ло­той ла­рец, укра­шен­ный эма­ле­вы­ми ком­по­зи­ци­я­ми, вы­пол­нен­ный фир­мой Джейм­са Уи­лья­ма Бен­со­на в 1874 го­ду по слу­чаю ви­зи­та Алек­сандра II в Лон­дон. В лар­це хра­нит­ся сви­ток с при­вет­стви­ем от чле­нов кор­по­ра­ция Гил­дхол­ла лон­дон­ско­го Си­ти.

В XIX ве­ке шла ост­рая по­ле­ми­ка о ху­до­же­ствен­ной цен­но­сти ис­кус­ства то­го вре­ме­ни. С од­ной сто­ро­ны, сы­па­лись об­ви­не­ния в без­вку­си­це, с дру­гой – вос­хва­ля­лась жиз­нен­ная прав­ди­вость изоб­ра­жа­е­мо­го, ве­ли­ко­леп­ное зна­ние ста­рых эпох, ма­стер­ское вла­де­ние тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми.

Рус­ский двор и ари­сто­кра­тия за­ка­зы­ва­ли се­реб­ря­ные из­де­лия у луч­ших ма­сте­ров. Бла­го­да­ря это­му Эр­ми­таж стал об­ла­да­те­лем од­ной из зна­чи­мых кол­лек­ций ан­глий­ско­го се­ребра.

На вы­став­ке пред­став­ле­ны так­же мо­не­ты с порт­ре­та­ми ко­ро­ле­вы Вик­то­рии. Со­глас­но ан­глий­ской тра­ди­ции, мо­не­ты с порт­ре­том дей­ству­ю­ще­го мо­нар­ха вы­пус­ка­лись для ре­гу­ляр­но­го об­ра­ще­ния на сле­ду­ю­щий год по­сле его ко­ро­на­ции, по­это­му пер­вые но­ми­на­лы Вик­то­рии да­ти­ро­ва­ны 1838 го­дом. Изящ­ный про­филь юной пра­ви­тель­ни­цы был вы­пол­нен из­вест­ным ме­да­лье­ром Ко­ро­лев­ско­го мо­нет­но­го дво­ра Уи­лья­мом Вай­о­ном. В па­мять 10-ле­тия прав­ле­ния в 1847 го­ду он же со­здал так на­зы­ва­е­мую "го­ти­че­скую кро­ну", где ко­ро­ле­ва пред­став­ле­на в об­ли­ке сред­не­ве­ко­вой прин­цес­сы с ха­рак­тер­ной при­чес­кой и в тя­же­лой ко­ро­не Бри­тан­ской им­пе­рии. Порт­рет по­жи­лой Вик­то­рии – в тра­у­ре с не­про­пор­ци­о­наль­но ма­лень­кой ко­ро­ной на го­ло­ве, вы­пу­щен­ный к 50-лет­не­му юби­лею прав­ле­ния – вы­звал край­нее не­одоб­ре­ние пуб­ли­ки. Вско­ре он был за­ме­нен на бо­лее тор­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние 70-лет­ней мо­нарх­и­ни на мо­не­тах 1893 го­да.

Ав­тор на­уч­но­го ил­лю­стри­ро­ван­но­го ка­та­ло­га (из­да­тель­ство "Чи­стый ли­ст") и ку­ра­тор вы­став­ки – Ма­ри­на Ни­ко­ла­ев­на Ло­па­то, док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния, за­ве­ду­ю­щая сек­то­ром ху­до­же­ствен­но­го ме­тал­ла От­де­ла за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го при­клад­но­го ис­кус­ства Го­су­дар­ствен­но­го Эр­ми­та­жа.


»» Го­су­дар­ствен­ный Эр­ми­та­ж
Ад­рес: го­род Санкт-Пе­тер­бург, Двор­цо­вая пло­ща­дь, д. 2 - глав­ный му­зей­ный ком­плекс
Про­езд: Ст. м. "Ка­нал Гри­бо­едо­ва", "Нев­ский про­спек­т", "Го­сти­ный двор"; тролл. №№ 1, 7, 10, 11; авт. №№ 7, 10, 24,191, ав­то­бус-экс­пресс: № 187 до ост."Го­су­дар­ствен­ный Эр­ми­та­ж"
Те­ле­фо­ны: спр.: (812) 571-34-20, 710-96-25, 710-90-79
URL: www.hermitagemuseum.org
EMail: info@hermitage.ru, press@hermitage.ru

[ museum.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->