Контроль должен быть осмысленным

Раздел: Гильдия Ювелиров России
28 ноября 2013 г.

Дей­ству­ю­щим Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» на­прав­лен на за­щи­ту прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов граж­дан, об­ще­ства и го­су­дар­ства пу­тем со­зда­ния пра­во­во­го ме­ха­низ­ма про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма. Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ учи­ты­ва­ет тре­бо­ва­ния Груп­пы раз­ра­бот­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег (ФАТФ). В со­от­вет­ствии с па­ра­гра­фом 10 «Ре­ко­мен­да­ции ФАТФ. Меж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию де­нег, фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния» фев­ра­ля 2012 го­да (http://eurasiangroup.org/Rekomendatcii_FATF.pdf) и пунк­том 11 гла­вы 1 под­го­тов­лен­но­го Груп­пой раз­ра­бот­ки фи­нан­со­вых мер по борь­бе с от­мы­ва­ни­ем де­нег ФАТФ «Ру­ко­вод­ства по при­ме­не­нию под­хо­да, ос­но­ван­но­го на оцен­ке риска, для тор­гов­цев дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и кам­ня­ми» от 17 июня 2008 го­да (http://www.eurasiangroup.org/ru/news/typ_dragmet.pdf) сдел­ки с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми под­ле­жат кон­тро­лю толь­ко в слу­чае, сум­ма опе­ра­ции пре­вы­ша­ет 15000 ев­ро и опла­та сдел­ки осу­ществ­ля­ет­ся на­лич­ны­ми де­неж­ны­ми сред­ства­ми.

До не­дав­не­го вре­ме­ни опе­ра­то­ры роз­нич­ной тор­гов­ли ру­ко­вод­ство­ва­лись пунк­том 2.6 ин­фор­ма­ци­он­но­го пись­ма Фе­де­раль­ной служ­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу № 2 от 18.03.2009, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым ан­ке­та по­ку­па­те­ля мог­ла не оформ­лять­ся при по­куп­ке юве­лир­ных из­де­лий на сум­му, не пре­вы­ша­ю­щую 600 000 руб­лей ли­бо эк­ви­ва­лен­та дан­ной сум­мы в ино­стран­ной ва­лю­те.
Се­год­ня Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ от 07.08.2001 обя­зу­ет ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при ре­а­ли­за­ции юве­лир­ных из­де­лий иден­ти­фи­ци­ро­вать кли­ен­та. В со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щей ре­дак­ци­ей за­ко­на иден­ти­фи­ка­ция по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий долж­на осу­ществ­лять­ся не­за­ви­си­мо от сум­мы по­куп­ки и ви­да опла­ты.

Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» и вся юве­лир­ная об­ще­ствен­ность не ста­вят под со­мне­ние важ­ность и не­об­хо­ди­мость мер по борь­бе с от­мы­ва­ни­ем до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем и фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­риз­ма. При этом оте­че­ствен­ные юве­ли­ры не­до­уме­ва­ют: по­че­му ре­а­ли­за­ция ан­ти­ква­ри­а­та, пред­ме­тов ис­кус­ства, на­руч­ных ча­сов, шуб, мо­биль­ных те­ле­фо­нов, сто­и­мость ко­то­рых мо­жет ис­чис­лять­ся де­сят­ка­ми и сот­ня­ми ты­сяч руб­лей, не под­па­да­ет под дей­ствие дан­но­го за­ко­на, а при про­да­же ко­леч­ка из дра­го­цен­но­го ме­тал­ла сто­и­мо­стью 500-1000 руб­лей за­кон обя­зы­ва­ет юве­ли­ра иден­ти­фи­ци­ро­вать по­ку­па­те­ля. Чем ру­ко­вод­ство­вал­ся за­ко­но­да­тель, уста­нав­ли­вая столь дра­ко­нов­ские ме­ры в от­но­ше­нии ре­а­ли­за­ции юве­лир­ных из­де­лий – не по­нят­но!

Кро­ме то­го, од­ной из ос­нов­ных це­лей дей­ству­ю­ще­го за­ко­на яв­ля­ет­ся про­ти­во­дей­ствие от­мы­ва­нию не­за­кон­ных де­неж­ных сред­ств. Из ма­те­ри­а­ла, при­ве­ден­но­го вы­ше, сле­ду­ет, что меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция по борь­бе с от­мы­ва­ни­ем де­нег ре­ко­мен­ду­ет от­сле­жи­вать сдел­ки по по­куп­ке юве­лир­ных из­де­лий толь­ко в слу­чае, сум­ма опе­ра­ции пре­вы­ша­ет 15000 ев­ро (свы­ше 600 000 руб.) и опла­та сдел­ки осу­ществ­ля­ет­ся на­лич­ны­ми де­неж­ны­ми сред­ства­ми.

На наш взгляд дан­ное по­ло­же­ние при­ме­ни­мо и на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. На­при­мер, в Москве сред­няя за­ра­бот­ная пла­та учи­те­ля в I квар­та­ле 2013 го­да со­ста­ви­ла 64 тыс. руб. в ме­сяц (ин­тер­вью гла­вы де­пар­та­мен­та об­ра­зо­ва­ния сто­ли­цы http://www.vestifinance.ru/articles/29229). Та­ким об­ра­зом, в Москве ря­до­вой учи­тель мо­жет ку­пить се­бе один раз в 2-3 го­да юве­лир­ное из­де­лие за 100 и бо­лее ты­сяч руб­лей. И где здесь ле­га­ли­за­ция пре­ступ­ных до­хо­дов?

Кро­ме то­го, про­ве­де­ние сплош­ной иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей ве­дет к до­пол­ни­тель­ным за­тра­там опе­ра­то­ров роз­нич­ной тор­гов­ли, ко­то­рые сла­га­ют­ся из:
- сто­и­мо­сти до­ра­бот­ки про­грам­мы роз­нич­ной тор­гов­ли;
- сто­и­мо­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни ме­не­дже­ра на за­пол­не­ние од­ной ан­ке­ты­;
- не­об­хо­ди­мость на­ли­чия до­пол­ни­тель­но­го ме­не­дже­ра (в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра са­ло­на) во из­бе­жа­ние кон­фликт­ных си­ту­а­ций с по­ку­па­те­ля­ми из-за уве­ли­че­ния вре­ме­ни ожи­да­ни­я;
- сто­и­мо­сти рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов на ко­пи­ро­ва­ние до­ку­мен­то­в;
- ор­га­ни­за­ции ме­ста хра­не­ния ори­ги­на­лов ан­кет и ко­пий до­ку­мен­то­в;
- до­пол­ни­тель­ной за­щи­ты тех­ни­ки (кон­фи­ден­ци­аль­ность ин­фор­ма­ции).

Прак­ти­че­ская ре­а­ли­за­ция дан­но­го ви­да кон­тро­ля уже при­ве­ла к уве­ли­че­нию за­трат роз­нич­ных опе­ра­то­ров на 50 - 100 руб. при ре­а­ли­за­ции еди­ни­цы про­дук­ции.

По дан­ным Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии в 2010-2012 гг. еже­год­но клей­ми­лось бо­лее 80 млн. шт. юве­лир­ных из­де­лий. По ито­гам 2013 го­да па­де­ние про­из­вод­ства юве­лир­ных из­де­лий не ожи­да­ет­ся. Сле­до­ва­тель­но, про­ве­де­ние сплош­ной иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей при­ве­дет к до­пол­ни­тель­ным за­тра­там роз­нич­ных опе­ра­то­ров в раз­ме­ре не ме­нее 4 млрд. руб. по ито­гам те­ку­ще­го го­да.

К на­сто­я­ще­му мо­мен­ту на­зре­ла не­об­хо­ди­мость за­ко­но­да­тель­но­го ре­ше­ния дан­но­го во­про­са в свя­зи с уча­стив­ши­ми­ся про­ку­рор­ски­ми про­вер­ка­ми опе­ра­то­ров роз­нич­ной тор­гов­ли и предъ­яв­ле­ния им тре­бо­ва­ний о не­об­хо­ди­мо­сти иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей не­за­ви­си­мо от сум­мы сдел­ки.

Посколь­ку Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» преду­смот­ре­но, что кон­тро­лю под­ле­жат опе­ра­ции на сум­му от 600 000 руб., то и иден­ти­фи­ка­ция по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий, на наш взгляд, так­же долж­на осу­ществ­лять­ся лишь при пре­вы­ше­нии ука­зан­ной сум­мы.

Со сво­ей сто­ро­ны Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» об­ра­ти­лась в Фе­де­раль­ную служ­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу с пред­ло­же­ни­ем по вне­се­нию из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ от 07.08.2001 в от­но­ше­нии сде­лок с юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми с це­лью от­ме­ны обя­за­тель­ной иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий на сум­му до 600 000 руб­лей.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ци­и
«Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии»
В. К. Яч­ме­ни­хин

[ Ювелирные Известия ]

  • 29 ноября 2013 г.:

    Увы, но власть либо не знает, либо не хочет знать, что 98% денег отмывается в строительстве, оптовых рынках и оказании (фиктивных) услуг.

  • 29 ноября 2013 г.:

    Очень правильная статья! Но эту тему требовалось-бы обсудить намного раньше! А ещё-бы Правительство и Дума ратифицировала-бы Женевскую конвенцию о преследовании за коррупцию и ввели-бы в УК конфискацию имущества (до 3-его "колена" родственников) при осуждении за взятки и кражу (увод-распил) госсредств .....

  • 30 ноября 2013 г.:

    а не ювелиры ли отмывают деньги покупкой "левого" металла потом и клеймят по "левому" и продают по "левому" ? в УК что бы привлечь надо сумму в 1.5 млн все остальное административка смешная 10-15 тысяч, а тут хоть рычаг появиться продал больше чем на 15 косых "левака" на тебе 100 тысяч штраф за нарушение идентификации... отменять ничего не надо надо наоборот ужесточать и ужесточать... а то расслабились без контролирующих органов

  • 30 ноября 2013 г.:

    Могу обрадовать всех с нового года вернут полномочия Палате

  • 30 ноября 2013 г.:

    Уважаемый Человек! Не дать, не взять, но Вы интригу подвесили! Стесняюсь попросить: не поделитесь информацией касательно затронутого Вами вопроса, а то так интересно, что кушать не могу! Благодарен заренее.

  • 01 декабря 2013 г.:

    Скоро все узнаешь

  • 01 декабря 2013 г.:

    Скоро - это когда все и вместе со всеми. А эксклюзива хочется, ну просто смерть... Ну, типа, как новый iPhone за месяц до официальных продаж.

  • 01 декабря 2013 г.:

    человек запустил очередную пулю палате с 2009 года обещают вернуть .. да воз и ныне там

  • 02 декабря 2013 г.:

    Лабуда всё это. Может кто-то мечты свои озвучивает, типа - грех Онана. За "здорово живёшь" получив волю, кто её просто так отдаст? Тем более - в верхушке имеют место быть интересанты. Затопчут изменениями, дополнениями, комитетами и комиссиями, народными обращениями в конституционный суд и т.д. Минфину Пробирная палата навроде "чемодана без ручки". Нести неудобно, выкинуть - жалко. Да и проверки по металлу а-ля 294-фз - полупустое времяпрепровождение. Предупреди, бумажками снабди, всё законодательство расскажи, туда не ходи, там не смотри, обеспечь присутствие хозяина, но при этом не испугай и не расстрой душевно оного. Чистая ерунда.

  • 02 декабря 2013 г.:

    Наверно поэтому в Палате меняют структуру, создают управления..........

  • 02 декабря 2013 г.:

    Кто возразит, дело хорошее, нужное........... Когда есть чем управлять.

  • 02 декабря 2013 г.:

    Вот госзакупки сейчас в моде. Там без управления никак. Тот ещё законец безДумное собрание придумало.

  • 02 декабря 2013 г.:

    Предпосылки к анонсированным Человеком изменениям формально существуют: в рамках исполнения п.п.46.-48. Приложения №3 госпрограммы, утв. распоряжением Правительства от 04.03.2013 №293-р. Данный документ никто, в соответствующей части, не отменял, и исполнять предусмотренные им мероприятия следовало в 2013 году. Если бы ни это, скорее всего на подобные новости следовало-бы реагировать подобно как на надписи на заборе и т.п.

  • 02 декабря 2013 г.:

    У нас правительственные программы вроде протоколов о намерениях (возможно - благих). Помнится мне программа года 3 назад была о переходе госорганов на открытое программное обеспечение. И подписи там серьёзней некуда стояли. И национальную операционку сотворили за полгода, потратив смешные 6 лямов денежек (кажется Мандриву в пику рыжему Биллу пообтесали, он, чудак, столько времени и настоящих денег на Форточки потратил). К 15 году репозиторий государева ПО обещан был. И где-таки, оно всё? В анналах, так сказать, истории (хотя можно сказать и проще, по-русски..., в Караганде).

  • 02 декабря 2013 г.:

    и будет Палата всех по 115-ФЗ долбить

  • 02 декабря 2013 г.:

    Покорнейше прошу прощения за вульгаризм, а "долбика"-то отросла? Будут махать тем, что есть, моментально сами в лужу сядут, людей посмешат, и прецеденты очень нехорошие создадут. А это старт процессам с плохо предсказуемыми последствиями.

  • 03 декабря 2013 г.:

    Какие прецеденты??? В стране бардак полный

  • 03 декабря 2013 г.:

    А будет еще полнее.
    "Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали". Станислав Ежи Лец.

  • 03 декабря 2013 г.:

    Законы писаные надо исполнять. Тогда и бардака, меньше станет. Плохих законов полно, а исполнять надо. Еще вот с обычаями по умолчанию у нас паршиво. К каждому Митьку с палкой ставить надо. Как писал Пелевин В. - человека отличает от животного не сильно много. Всего-то умение и склонность к исполнению социальных договоренностей по умолчанию, без принуждения. Отними это у человека - и нет его. Что мы и имеем на разных стадиях.

  • 03 декабря 2013 г.:

    Все зависит от руководства

  • Полезное

    Полезное

     
    -->