В истории не было ни одной попытки ограбить хранилище Федерального резервного банка в Нью-Йорке, находящегося в нескольких кварталах от Уолл-стрит на глубине пяти этажей под Манхэттеном.
Все хранилище может быть оцеплено вооруженными охранниками в течение 28 секунд. Охранники не только охраняют - многие из них профессиональные снайперы. Здесь даже есть стрелковый тир и собственный медицинский центр.
В комнате, где находятся семь тысяч тонн золота на сумму 90 млрд. долларов - примерно четверть официальных мировых золотых резервов, нет двери. Сюда ведет узкий коридор высотой примерно в два метра, который огражден огромным 90-тонным стальным цилиндром. Каждый вечер цилиндр поворачивается, наглухо блокируя коридор.
"Золотой палец"
Корридор, ведущий в хранилище, закрывают вручную. Хранилище каждую ночь поворачивают с помощью больших стальных штурвалов, и огромное устройство для перемещения стального цилиндра само по себе вызывает ассоциации с шестидесятыми.
Журналистам не разрешают вести записи, чтобы кто-нибудь не опубликовал уж слишком детальное описание хранилища.
Во всем этом есть что-то нереальное, напоминающее фрагменты из фильма про Джеймса Бонда "Золотой палец" (Goldfinger). И это касается не только бесчисленных блестящих золотых слитков.
Большая часть золота, которое здесь хранится, принадлежит не США, а правительствам других государств. При этом администрация банка не вправе говорить, чьи именно запасы они оберегают.
Тайна вкладов
Первый вице-президент Федерального резервного банка Питер Бакстанский приветлив с журналистами, но не до такой степени, чтобы рассказать, есть ли в хранилище, скажем, иракские слитки.
"Я не знаю, где хранится их золото, и я бы вам не смог сказать этого, если бы оно было здесь, - говорит он. - Мы знаем, с кем мы ведем дела, но, если вы связаны с каким-либо банком, вы же не хотите, чтобы об этом кричали на каждом углу... Владельцы наших счетов тоже не хотят".
Международная структура золотых запасов в этом хранилище связана с принципами работы Федеральной резервной системы. Нью-йоркский банк не только обслуживает международные трансакции правительства США, но и многих других стран.
В мировой экономике это - одно из самых надежных мест для хранения фондов. И тщательно выстроенная американская банковская система создает все условия для того, чтобы большая политика и постоянно меняющаяся конъюнктура рынка оставались за стальными дверями и зарешеченными окнами.
Впрочем, независимость тоже имеет свои границы. Во время кризиса с захватом американских заложников в Иране в 1979 году по приказу президента США иранские резервы в нью-йоркском банке были заморожены.
По словам Бакстанского, в международном бизнесе банк в первую очередь руководствуется инструкциями Государственного департамента. "Мы независимы при принятии решений, но мы не являемся абсолютно независимой и свободной организацией внутри США. Мы все равно часть государства", - говорит он.
Россия богаче?
Правительства иностранных государств не платят Федеральному резервному банку за хранение резервов, однако существуют тарифы за выведение фондов и за перемещение слитков внутри хранилища.
Золотой запас Федерального резервного банка в Нью-Йорке - самое наглядное проявление его мощи. Однако по-настоящему ошеломляющая статистика заключается в объеме невидимых электронных трансакций, проходящих через американскую резервную систему.
В среднем дневной объем операций в ней составляет 2,2 триллиона долларов, а объем каждой среднестатистической операции равен 3,5 млн. долларов.
Впрочем, федеральная резервная система имеет лишь ограниченный контроль над самой мощной валютой мира.
Со всеми рычагами влияния, которые имеет совет директоров, и несколькими резервными банками по всей стране, не стоит забывать, что на территории США обращается только 30% долларовой наличности.
И хотя Федеральный резервный банк в Нью-Йорке имеет самый большой золотой запас в мире, страна, располагающая наибольшим количеством стодолларовых купюр, называется не США. Это - Россия.