На нынешний год, не лучший для мировой алмазной промышленности, выпала целая серия новых событий и явлений, вызывающих оживленное обсуждение в отрасли, в связи с чем агентство Rough&Polished обратилось с вопросами к Максиму Шкадову, президенту Международной ассоциации производителей бриллиантов (IDMA) и руководителю Производственного объединения «Кристалл», крупнейшего производителя бриллиантов в России и Европе. В своем интервью он поделился своими мыслями о недавно прошедшем IPO компании «АЛРОСА», причинах спада на мировом алмазном рынке и возможных путях его преодоления.
«АЛРОСА» провелаIPO, которое аналитики фондового рынка в целом оценивают как успешное. А чем оно важно с точки зрения представителя отрасли?
Я полагаю, что IPO «АЛРОСА» является позитивным для отрасли фактором. Это очередной шаг к прозрачности компании, следовательно, к повышению доверия и к ней, и к отрасли в целом как инвесторов, так и потребителей бриллиантовой продукции. Состояние алмазно-бриллиантового рынка, прогнозы его развития теперь прямо влияют на капитализацию «АЛРОСА», а позитивное развитие этого рынка невозможно без правильного баланса интересов компании и ее основных клиентов, к которым принадлежит наше предприятие. Заинтересованность «АЛРОСА» в преодолении кризисных явлений на рынке должна возрасти, а учитывая ее возможности, это вселяет надежду.
В чем основные причины нынешних кризисных явлений?
Кризис в нашей отрасли носит системный характер, и главной его причиной является отсутствие регулятора, роль которого ранее выполняла компания De Beers. Сегодня два сырьевых гиганта «АЛРОСА» и De Beers вынужденно решают тактические задачи: «АЛРОСА» демонстрирует инвестиционную привлекательность в связи с IPO, De Beers стремится увеличить выручку своего нового главного акционера, окупая средства, выплаченные семье Оппенгеймер. Пока решение этих задач компании видят в повышении цен на сырье, что приводит к фактическому уничтожению маржи для гранильных предприятий, а дилеров заставляет торговать фактически не алмазами, а банковскими кредитами, что и без того увеличивает беспрецедентную закредитованность отрасли, достигающую уже уровня $18 млрд, из них примерно $15 млрд приходится на Индию, при том, что индийская госкомпания, страхующая эти кредиты располагает $2 млрд. Можно утверждать, что сейчас один алмаз, обращающийся на рынке, уже два раза прокредитован. Это весьма опасная ситуация и она всем очевидна: в Антверпене банки уже активно сокращают кредитные линии.
Отсутствие регулятора сделало неуправляемым предложение сырья на входе в мировой «алмазный трубопровод», а система распределения осталась по сути картельной: около 150 прямых клиентов и порядка 5 000 во «втором эшелоне». При такой схеме желание сырьевых компаний получить максимально возможную цену за свой товар неизбежно приводит к исчезновению ликвидности в следующих звеньях цепочки и в конечном счете к затовариванию рынка бриллиантов. Сегодня уже и каратники никому не нужны, только на интернет-сайтах предложение бриллиантов превышает $6 млрд. Уже отмечены случаи, когда сайтхолдеры «АЛРОСА» и De Beers вынуждены кредитовать своих клиентов на вторичном рынке. Индийцы заявляли, что в 4 квартале сокращают объем производства на 50%, это очень много. Рынок останавливается.
В каком направлении следует искать выход из создавшегося положения?
Единственным радикальным решением является возврат к регулируемому рынку, к созданию искусственного дефицита алмазов и бриллиантов. В новых условиях этого можно достичь путем межгосударственного соглашения между Россией, Ботсваной, Анголой, Намибией, ЮАР, создав структуру, контролирующую около 90% мировой добычи алмазного сырья. Любой другой вариант - паллиатив, не позволяющий устранить риски возникновения перманентных отраслевых кризисов. Должен отметить, что в государственных российских структурах этот взгляд постепенно находит понимание.
Зато De Beers и США будут явно не в восторге...
На рынке алмазного сырья США незначительный игрок с оборотом, не превышающим $100 млн. А для тех, кто занимается бриллиантами, регуляция рынка, безусловно, выгодна. De Beers сегодня находится в достаточно противоречивой ситуации: ряд руководителей озабочен исключительно увеличением тактической доходности компании в интересах Anglo American, в тоже время другие понимают исторические особенности нашего рынка и сознают необходимость его регуляции. Кроме того, перевод торговой площадки из Лондона в Габароне может существенно сказаться на кадровом потенциале De Beers, и какая точка зрения будет определять перспективу, сказать сегодня трудно. В любом случае кран на входе в алмазный трубопровод или «алмазный ОПЕК» необходим, это единственный путь нормального развития отрасли.
На последней президентской встрече Международной ассоциации производителей бриллиантов (InternationalDiamondManufacturersAssociation,IDMA) в Антверпене был подписан меморандум о взаимопонимании междуIDMAи Фондом Всемирной алмазной марки (WorldDiamondMarkFoundation,WDMF). Расскажите, какие шаги будут предприниматься в рамках такого сотрудничества и какие цели оно перед собой ставит?
IDMA среди своих членов будет продвигать идею WDMF о создании фонда финансирования программ видового маркетинга бриллиантов. Идея собрать деньги со всех участников рынка на решение этой актуальной задачи вполне здравая. Проблема в том, что сейчас сырьевые компании забрали всю маржу с рынка, и у остальных денег на маркетинг очень мало или совсем нет. Сами же сырьевики участия в WDMF пока не принимают. Причин хватает: от конкурентных проблем до юридических. С позиций российского законодательства, например, трудно отнести на себестоимость финансирование рекламной компании товара, который сам не производишь. Из позитивных моментов должен отметить, что WDMF имеет шанс пополниться профессиональными кадрами, прежде всего из числа сотрудников De Beers, у которых возникли проблемы с переездом в Габороне. Это может стать серьезным шагом к созданию команды высокопрофессиональных маркетологов.
Как, на Ваш взгляд, скажется торговля акциями «АЛРОСА» на продолжающихся попытках создать торгуемые биржевые индексные фонды (ETF), основанные на бриллиантах?
Попытки создания инвестиционных инструментов типа бриллиантовых деривативов предпринимались не раз и неизбежно заканчивались неудачей. Алмазы и бриллианты не биржевой товар, слишком многочисленны и разнообразны характеристики, определяющие их стоимость. С появлением на фондовом рынке акций «АЛРОСА» инвестор получает интересный инструмент, связанный с алмазным рынком, и нужда в конструировании сложных деривативов отпадает. Но рассматривая эти акции как объект инвестиций, чрезвычайно важно понимать специфические особенности алмазно-бриллиантового рынка, не ограничиваясь формальными показателями отчетности компании. На данном этапе эти показатели выглядят впечатляюще, но во многом потому, что сырьевые компании высасывают прибавочную стоимость, оставляя всех остальных участников на голодном пайке. Что вызывает текущий кризис и рано или поздно больно ударит по самим добывающим компаниям. Для преодоления этой негативной ситуации необходим комплекс мер - от создания алмазного ОПЕК до программ видового маркетинга, и это должно осознаваться не только отраслевиками, но и инвесторами, решившими вкладываться в акции алмазодобывающих компаний. Поэтому любое движение в отрасли в указанном направлении должно оцениваться инвесторами позитивно, как стабилизирующее рынок, делающее его предсказуемым и снижающее риски. Меня часто критикуют за эмоциональность в высказываниях по поводу нашего бизнеса и процессов, в нем происходящих. Но ведь продажами бриллиантов движет не сухая статистика цифр, а именно эмоциональный фон, который эти цифры и создает. И глобальная ошибка добывающих компаний – зацикленность на промежуточных результатах и невидение перспективы через создание позитивного эмоционального фона. Думаю, публичность им в этом поможет.
Одним из серьезных рисков для отрасли является развитие производства синтетических бриллиантов. Ваш прогноз в отношении этой угрозы?
Угроза, несомненно, реальна. Как только появится серьезный игрок, готовый вложиться в маркетинг этого товара (особенно в отсутствие видового маркетинга натуральных бриллиантов), мы рискуем увидеть ситуацию, аналогичною той, что в свое время случилась на рынке жемчуга. Как скоро это произойдет? Может, лет через пятнадцать, а может, значительно раньше. Ниша свободна. И утешать себя тем, что покупатель никогда не променяет природные камни на синтетические, не стоит. Покупатель разный, кому-то нужны чистые бриллианты, кто-то удовлетворится чистотой 9-10, а кто-то захочет синтетику, если ее правильно подать. Покупают же «кристаллы Сваровски» - стекло по цене бриллиантов. Это вопрос исключительно брендинга.
Сейчас мы можем наблюдать серьезные инвестиции в производство синтетических бриллиантов, в основном в Китае. А затем неизбежно последуют инвестиции в маркетинг. И кусок рынка будет откушен, причем прежде всего у сырьевых компаний. К сожалению, «АЛРОСА», в отличие от De Beers, полностью игнорирует эту проблему, а время диктует необходимость заняться и мониторингом рынка синтетики, и определением направлений куда и как быстро движутся технологии, где и каким образом может быть совершен прорыв в маркетинге...
Отрасли необходимо сообща принимать решения о правовом механизме и способах его реализации по разделению потоков натуральных камней и синтетических, возможно, в виде какого-то аналога кимберлийского сертификата. Случаи подмешивания синтетики к натуральным бриллиантам учащаются, подвергать испытанию доверие потребителя отрасль не вправе. Вызов серьезный, и ответ на него должен быть соответствующий.