Ювелирная отрасль Италии продолжает находиться в глубоком кризисе, началом которого является конец 90-х годов. В 2012 году кризис в отрасли достиг своего дна, и в текущем году наблюдалось небольшое улучшение ситуации.
По данным Ювелирной Федерации Италии, этот сектор экономики находится на шестом месте по доходам для бюджета страны. Около 70% производимой ювелирами страны продукции уходит на международные рынки.
За последние 15 лет ювелирная отрасль Италии потеряла своe былое величие. За период с 1998 по 2012 годы ежегодное производство ювелирных украшений сократилось на 80%. Эти цифры были озвучены во время конференции в Риме, которую в начале октября организовала Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов (LBMA). Почему производство ювелирных украшений в Италии так деградировало?
В конце 1990-х Италия была одним из крупнейших в мире производителей ювелирных украшений из золота и самым крупным в Европе. Она покрывала 10% от мирового спроса, а ювелиры Италии производили более 500 тонн украшений в год.
В прошлом 2012 году в Италии было произведено всего 62 тонны золотых украшений на экспорт — это менее 15% от объeмов, которые были достигнуты 15 лет назад. Производство золота на территории страны сократилось на три четверти.
Падение спроса на ювелирные украшение внутри страны сравнимо с тенденцией в других западных странах Европы и США, куда экспортируются золотые изделия из Италии. Причины постепенной деградации ювелирной отрасли Италии связаны со структурными проблемами, к которым она не была готова. Например, падение спроса связано с ростом цен на золото в шесть раз. Конкуренцию ювелирным украшениями составляют высокотехнологичные гаджеты, на которые потребители тратят сейчас свои деньги. Не в последнюю очередь на падение спроса повлиял экономический кризис.
Мировой финансовый кризис привeл к чeткому разделению спроса на ювелирные украшения. С одной стороны, основной спрос сконцентрировался среди богатых людей высшего общества, которые предпочитают качественные изделия, с другой стороны, менее платeжеспособные граждане предпочитают украшения с добавлением стали и других примесей, которые удешевляют изделие.
В результате экономических проблем в мире спрос на золотые украшения в западных странах по итогам 2012 года был на 600 тонн меньше по сравнению с 1998 годом. Именно тогда и начались проблемы в ювелирном секторе Италии. Страна оказалась не готова к конкуренции со стороны других стран и стала постепенно терять свои рынки сбыта.
В 2000 году Италия удовлетворяла 40% от спроса в западных странах, а в 2012 году она поставляла всего 10% украшений. Объeм поставок золотых украшений в США сократился на 60%. Италию на этом рынке вытеснила продукция их Китая, Гонконга и Индии. Потеря существенной доли на американском рынке связана с введением таможенной пошлины в размере 6% на золотые украшения из Италии. Этот фактор сыграл на руку конкурентам.
Таким образом, ювелирный сектор продолжает играть очень важную роль в экономике Италии. Однако он не смог перестроиться в начале 2000-х годов и оставаться конкурентоспособным. Чтобы улучшить своe положение, итальянские ювелиры должны провести структурные изменения. На мировом рынке ювелирных изделий идeт жeсткая борьба за рынки сбыта, поэтому на любые изменения нужно реагировать очень быстро и не пребывать больше в лучах былой славы.