В.Збойков, исполнительный директор отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМоС «Деловая Россия»
В 2000-е годы пригласить на отраслевое мероприятие представителя властных структур было большой удачей. У Власти не было особой необходимости часто опускаться до среды, которую она контролировала и которой управляла. На заседания и круглые столы ювелиров активно приходили только представители отраслевого бизнеса и отраслевые журналисты, а регулятор предпочитал готовить проекты нормативно-правовых актов в тиши кабинетов, без лишних дискуссий с бизнесом об их полезности и рациональности.
Интернет-сайт Пробирной палаты эти годы был почти пустой, не информативный и не активный. Диалог власти и бизнеса на отраслевых заседаниях сводился к монологу – к дежурному докладу тогдашнего зам. руководителя Пробирной палаты Борисова Б.П. Представители отраслевого бизнеса на заседаниях, конечно, тоже выступали, но Власть на эти выступления внимания не обращала.
Практически все позитивные для отрасли решения, которые были за этот период приняты, являлись результатом не победы в отраслевых дискуссиях на открытых площадках определенных точек зрения, а результатом умелых и ловких кулуарных шагов отдельных опытных представителей отраслевых общественных организаций. В.Б.Радашевич, бывший гендиректор Гильдии ювелиров России, мог бы написать мемуары, где и как добивался некоторых решений…
Однако ювелирная отрасль – это лишь часть большой экономики, и общий ход экономического и политического развития России в начале текущего десятилетия стал сказываться и на ней. Государство все глубже стало осознавать, что лишь бизнес, связанный с реальным и легальным промышленным производством, может быть драйвером дальнейшего экономического развития страны.
Для развития бизнеса требуется благоприятный инвестиционный климат. Одним из шагов к созданию благоприятной для предпринимательства среды стало принятие Федерального закона 294-ФЗ о защите прав предпринимателей. Этот закон разрабатывался, конечно, не ради развития конкретно ювелирной отрасли. Более того, разработчики закона о существовании пробирного надзора или просто забыли, или не сочли нужным проявить заботу о его сохранении. Так или иначе, с вступлением в силу закона 294-ФЗ в контроле за ювелирной отраслью у государства возникли известные проблемы: Пробирная палата – не государственный орган, а ФГУП, и, значит, Пробирная палата более не имела право осуществлять контроль. Тогда чем же она должна заниматься в новых условиях? Оказывать услуги бизнесу?
Получилось так, что закон 294-ФЗ едва не спровоцировал попытку образования нового репрессивного органа - Федеральной службы по контролю на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней. Федеральная служба по контролю – это совсем не Агентство по поддержке отрасли, появление которого хотелось бы видеть ювелирам. Опасность попасть под еще больший контроль новой Федеральной службы всколыхнула отраслевое бизнес-сообщество, занявшее активную оборону.
По счастью, Власть на самом верху услышала ювелиров и других участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Было принято решение функции контроля вернуть Пробирной палате России, не создавая особой службы. Однако само по себе это решение необходимую нормативно-правовую базу не создало – стала очевидной необходимость принятие новых поправок в законы.
На каком политическом фоне должны возникать эти новые нормы? В известных майских Указах 2012 года Президент России обозначил те шаги, которые должно сделать государство, его органы управления, чтобы бизнес в России получил мощный импульс развития. Казалось бы, теперь все новые законопроекты, попадающие на рассмотрение в Государственную Думу, должны исходить исключительно из этих обозначенных целей, или как минимум – их полновесно учитывать. Т.е. теперь каждый законопроект должен изначально быть пропитан идеями обеспечения предпринимательской свободы, снижения роли государства в экономике.
Но на практике все оказалось не совсем так, как быть должно. Иначе не пришлось бы Президенту год спустя издавать Поручения по исполнению своих же Указов… Дело в том, что все государственные институты за последние два десятилетия укрепились, в том числе - и в своей самодостаточной роли. Государственные институты, чем бы они ни занимались, по сути сделали себя участниками рынков, игроками на этих рынках, причем часто – главными игроками. Игроками не простыми, а с особыми привилегиями и с особым статусом. Например – с привилегией от имени государства контролировать всех остальных игроков данного рынка.
Так получилось и в ювелирной отрасли. Некогда контрольно-надзорная структура Пробирная палата России стала сегодня фактически участником рынка с особыми правами и привилегиями. Как и прочие хозяйствующие субъекты, Пробирная палата России среди прочего занимается своей собственной хозяйственно-производственной деятельностью – оказывает всем остальным услуги по опробованию и клеймению ювелирных изделий. В соответствии с предоставленной ей государством привилегией.
В новой парадигме Пробирная палата России – это уже не та неповоротливая структура, что была раньше. Нужно отдать должное, сегодня Пробирная палата – это современное предприятие, руководство которого хорошо понимает смысл PR акций и вообще – публичности. И умеет этим пользоваться. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть новый интернет-сайт Пробирной палаты. Теперь на всех ювелирных форумах от Пробирной палаты выступает не усталый зам руководителя с дежурной речью, а целый десант изощренных пиарщиков.
У Пробирной палаты сменилось содержание, но неизменными остались прежние организационно-правовая форма и делегированные государством функции. Т.е. Пробирная палата – это, как и раньше, структура, которой государством поручено исполнять контрольно-надзорные функции на ювелирном рынке и единолично оказывать участникам рынка фактически коммерческие услуги по опробованию и клеймению ювелирных изделий.
Однако Председатель Правительства России Д.А.Медведев в своей статье в газете «Ведомости» пишет о недопустимости привилегий и возвышения роли предприятий с госсобственностью над частными предприятиями.
Дмитрий Анатольевич приводит пример с ситуацией в банковском секторе, когда пять фактически госбанков «имеют очевидные преференции со стороны государства, в том числе и государственных компаний, и пользуются его практически нелимитированной поддержкой. А почти тысяча банков не имеют возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи». И признает такое положение вещей недопустимым: «Это лишь один пример, характеризующий общую ситуацию с конкуренцией, соотношение государственного и частного сектора. Такого нет ни в одной стране с продвинутой правовой и политической системой. И от этого положения дел надо избавляться, если мы рассчитываем стать конкурентоспособной страной с развитой экономикой».
Д.А.Медведев прямо пишет: «На фоне замедлившегося экономического роста мы должны добиться, чтобы государство не занимало неоправданно много места в экономике. А госаппарат не создавал излишних помех для предпринимательской деятельности. Убежден, что государственным органам необходимо сконцентрироваться на выполнении своих основных функций. Нанимать негосударственные организации для исполнения остальных функций или полностью уходить из соответствующих сфер».
Касаясь ювелирной отрасли, стоит заметить, что представители бизнеса никогда не пытались выдавить государство и его институты с ювелирного рынка. Напротив, они отмечали, что всегда будет немало тех, кто хочет иметь на своих изделиях именно государственное клеймо.
Ювелиры хотели бы совместно с Пробирной палатой разработать такую нормативно-правовую базу, которая позволила бы запустить появление и альтернативных, коммерческих структур, также оказывающих услуги по опробованию и клеймению ювелирных изделий. Пусть и под контролем той же Пробирной палаты. Тем более, что Руководитель Пробирной палаты А.В.Маркин на одном из совещаний заметил, что был бы готов обсуждать этот вопрос, если бы существовали соответствующие для этого условия…
Что касается другой сферы деятельности Пробирной палаты России – осуществления контрольных функций – то и здесь Дмитрий Анатольевич видит необходимость разумного чувства меры. Здесь же уместно упомянуть и другого контролера отрасли - Росфинмониторинг. Дмитрий Анатольевич ярко и точно обозначает суть отношения большинства чиновников к частному предпринимательству: «А последние преследуют исключительно личные интересы, а потому подозрительны и должны находиться под жестким контролем». Он упоминает про тягу чиновников к «созданию излишних помех для предпринимательской деятельности» - но это ведь и про ненужные или просто необязательные проверки и контроль. Но отмечает: «Считаю, что защита частной собственности и конкуренции остаются нашими безусловными политическими приоритетами».
Как Председатель Правительства, Д.А.Медведев прекрасно информирован и понимает всю реальную сложность ведения бизнеса в России. Он пишет: «Главное препятствие — качество нашей регуляторной среды. В ближайшие месяцы завершим формирование необходимой правовой базы». И про непростую ситуацию с конкуренцией с зарубежными странами он тоже осведомлен: «Импорт любой технологии в Россию дороже, чем у наших конкурентов». И предлагает фактически то же, что просит бизнес в ювелирной сфере: обнулить ввозные пошлины на оборудование, материалы. А вовсе не усиливать контроль за бизнесом.
Оппоненты бизнесменов рисуют жуткие картины возможного хаоса в отрасли и бед потребителей, если государство хоть как-то ослабит контроль на ювелирном рынке. На подобные сомнения чиновников Дмитрий Анатольевич четко отвечает в своей статье: «Фактически мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками. Но следование первому сценарию — с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия — еще опаснее. Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть».
Дмитрий Анатольевич призывает «добиваться поддержки своих инициатив — и в обществе, и в рамках стимулирующих федеральных программ». И делает очень важный акцент – «действуя вместе».
Завершая свою статью, Дмитрий Анатольевич заверяет от имени государства: «Мы заинтересованы в конструктивных общественных инициативах. В ходе согласования большинства решений проводим консультации с бизнесом и экспертами. Деятельность ведомств теперь более доступна для общественного контроля. «Открытое правительство» стало фактом нашей жизни. Этот формат мы будем развивать».
Это и есть наша новая реальность. В том числе – и в ювелирной сфере.
[ Ювелирные Известия ]
Верните полномочия Палате
бред бред бред ДА нужно сделать малый шаг в данной отрасли не надо пытаться придумывать велосипед... дайте полномочия пробирной палате ... пока там остались специалисты умеющие думать рассуждать и принимать решения.... пока там нет "эффективных менеджоров" которые кроме как раскладывать пасьянс ничего не умеют
И полномочия вернут, и менеджеры останутся. Вот пасьянс-то будет!
...Жизнь, она, конечно, к лучшему меняется, но, отнюдь, не для всех.
Не буду говорить - верните полномочия Палате. Один черт - скоро на пенсию выгонят. Но скажу - контроль, осуществляемый знающим человеком и он же, но проводимый должностным лицом, не имеющим представления о понятиях "проба" и "карат", а иногда считающим палладий радиоактивным элементом - это две большие разницы. Думаю, многие уже в этом убедились.