Ряд трейдеров задаются вопросом, захотят ли потребители покупать природные бриллианты, если они смогут дешевле купить то, что воспринимается как такой же продукт. Ответ прост: объяснение, что потребители покупают только дешевые изделия, неправильное. Некоторые хотят иметь простые часы, другие – дорогие; некоторые покупают стол из клееной фанеры для своего офиса, а другие хотят из дуба или мрамора. Можно продолжать и говорить о модных дамских сумках, машинах и даже полах – из паркетных или цельных деревянных досок?
Существует много вариантов, и они различаются не только по цене и качеству, но и по чувственно воспринимаемой ценности, социальной и субъективной ценности. Мы покупаем дорогие часы, чтобы ознаменовать повышение дохода, а не потому, что они точнее показывают время, и поэтому, в то время как некоторые потребители будут покупать бриллианты, изготовленные в лаборатории, другие будут настаивать на «настоящих» природных бриллиантах из недр матушки Земли.
Но если природные бриллианты будут становиться еще дороже, что станет с более низкокачественными бриллиантами с внутренними включениями (пикé), будет ли какое-то основание для покупки низкокачественных природных бриллиантов, когда по такой же цене существует более высококачественная альтернатива – бриллианты, изготовленные в лаборатории? Вполне можно ожидать, что дешевые природные камни потеряют свою привлекательность, а значит пропадет и экономическая целесообразность осуществлять их огранку. Бриллианты с внутренними включениями низкой категории цвета, особенно мелкие камни (при любом сочетании этих трех показателей) могут в большей степени пострадать из-за бриллиантов, изготовленных в лаборатории.
И наоборот, бриллианты более высокого качества, в частности крупные природные бриллианты высокой категории цвета и чистоты будут лучше позиционироваться и получать выгоду в результате повышения цен.
Существуют также и возможности. Если бриллианты, изготовленные в лаборатории, будут завоевывать популярность, то из-за возможного эффекта ореола повысится спрос на природные бриллианты, аналогично тому, как реклама iPhone стала рекламой смартфонов в целом. Еще одной возможностью для производителей является огранка бриллиантов, полученных в лаборатории, на отдельных участках своих существующих предприятий.
Но самым острым вопросом в настоящее время, конечно, является вопрос о раскрытии. Растет уверенность в том, что сейчас все больше и больше партий мелких бриллиантов могут содержать бриллианты, полученные в лаборатории. Так как мелкие бриллианты, например, размером 0,10 карата не сертифицируются, то есть геммологическая лаборатория их не проверяет, то недобросовестному трейдеру легко смешать их с природными.
Это серьезная причина для беспокойства. Никто, находящийся в здравом уме, не хочет обманывать потребителей или производителей ювелирных изделий, продавая им дешевые бриллианты, изготовленные в лаборатории, в качестве природных бриллиантов. Продают их без раскрытия, конечно, по соображениям цены. Честные трейдеры, покупающие нераскрытые бриллианты, не хотят, чтобы их обвиняли в неэтическом ведении бизнеса.
Строгое правоприменение, привлечение виновных к уголовной ответственности и запрет на ведение бизнеса с преступниками позволят уменьшить проблему.
Долгосрочная перспектива – дело важное, и впечатляет то, что многие фирмы уже думают на дальнюю перспективу в этом отношении. Но первый пункт повестки дня – психологический. Бриллианты, полученные в лаборатории, не являются врагом или угрозой, они являются изменением деловой среды, которой необходимо заниматься.
В этом отношении трейдеры обычно считают бриллианты, полученные в лаборатории, «синтетическими бриллиантами», хотя ничего синтетического в них нет. Они не более синтетические, чем дети из пробирки являются синтетическими людьми. Трейдерам необходимо принять вызовы, которые создают бриллианты, полученные в лаборатории, и отвести им место на рынке ювелирных изделий, потому что они существуют и будут существовать, уже являясь фактом жизни.