Охотники за золотом вернулись в Анучинскую тайгу. О её богатствах ещё в 19-м веке ходили легенды. Но добывали немного. Теперь на помощь старателям пришли современные технологии. Репортаж НТВ.
Дафим Гулеев, старатель: «Вот оно, золото. Это еще не домыл, а если до конца домыть, может, еще больше будет».
Ради такого результата золотодобытчики работают круглосуточно. Дафим Гулеев – старатель с 20-летним стажем. Самородки по полтора килограмма он находил в Якутии и на Амуре. В Приморском крае золото добывают буквально по крупицам. Спустя 20 лет в Анучинской тайге снова заработали артели старателей.
Участок золотодобычи напоминает кадры из фильмов о войне. Выкорчеванные деревья, люди, копающие траншею, и развороченная земля. Но именно эту песчаную землю старатели называют золотоносной. Пока золота здесь найдено немного. Несколько частиц в день уже считается большой удачей.
Первые старатели приходили на Медвежий ручей еще в 19-м веке. Золота добывали немного, но в местную легенду верили все. Именно в этом месте, на большой глубине, сама природа выложила самородки в форме золотого коня. Современные геологи подтвердили: золото в этом районе Приморья есть.
Сейчас в артели старателей 16 человек. Многие приехали сюда из Амурской области и Алтая. Профессию золотодобытчика осваивают и приморцы. Олегу Абраменко в Уссурийском поселке пришлось оставить семью. В развалившемся совхозе работы нет давно.
Олег Абраменко: «А зачем туда идти работать? За гроши, которые не платят, что ли? Лучше я здесь буду пахать и буду зарабатывать».
На прииске установлена армейская дисциплина. Опоздание на работу и самовольные раскопки запрещены. Начальник участка установил здесь «сухой» закон. Любителей выпить увольняют сразу. Но, несмотря на строгий устав, конкуренция на должность старателя большая. Добывать золото доверяют не каждому.
Владимир Дубинин, начальник отдела старателей: «Ты видишь человека, когда ставишь за лоток, когда он промывает пробу. Если у него начинают руки подрагивать при виде золота, он издает дикие возгласы, то такой человек не годится».
Современные старатели мало чем отличаются от своих предшественников. Те же упорство и работоспособность. Работать приходится в две смены по 12 часов. Только теперь вместо кирки и деревянного лотка золото моют при помощи техники. Но часть оборудования пришлось делать своими руками. Сейчас в стране его просто не производят.
Специальной водяной пушкой землю смывают в отверстие большого лотка, затем золотоносный песок поступает вверх по желобу и оседает на специальные резиновые коврики. Собрать крупицы золота разрешается только съемщику. Анатолий говорит, что у настоящего съемщика должен быть зоркий глаз, светлая совесть и чистые сапоги.
Анатолий Мальцев: «Главное, у старателя должны быть чистые сапоги, чтобы золото к ним не прилипало».
Пока старатели работают на перспективу. Расчет они получат только после окончания сезона. Золотодобытчики живут в небольших вагончиках. Здесь же расположена полевая кухня и баня. Есть вагончик с колючей проволокой – это местный сберегательный банк. Здесь хранится намытое золото. Рабочие говорят, что держать его тут не страшно. Людей нет в радиусе десятков километров. Гораздо опаснее встретиться с обитателями тайги.