В конце концов, бриллианты – редкий товар. Как винтажные автомобили и предметы искусства, они являются средством сохранения стоимости, которыми можно также и наслаждаться. И как показывают недавние кражи драгоценных камней в Каннах, бриллианты легко – возможно, слишком легко – транспортировать.
Но определение стоимости бриллиантов и создание широкого «рынка» для драгоценных камней фактически является невозможной задачей. Это делает инвестирование в бриллианты рискованным занятием, которое лучше оставить для инсайдеров и опытных профессионалов.
ConvergEx Group отмечает, что, как и у многих других товаров, у бриллиантов наступила полоса неудач.
«Как оказывается, 2013 год не стал таким уж хорошим для сверкающих камней из углерода, цены на которые держались на одном уровне или снизились на 1-2 процента. Цены на бриллианты фактически достигли пика в период с начала до середины 2012 года и с тех пор снизились на 8,5 – 9,6 процента», - пишет Николас Колас (Nicholas Colas), главный рыночный аналитик из группы ConvergEx Group, глобальной брокерской компании, базирующейся в Нью-Йорке.
Но цифры не такие уж простые. Хотя Rapaport, источник из бриллиантовой отрасли, отслеживает цены для разных категорий бриллиантов, идея введения авторитетного индекса цен на бриллианты остается расплывчатой. Это потому, что цены значительно отличаются в зависимости от размера, цвета и качества.
Цены могут значительно колебаться день ото дня, принимая во внимание превратности известного своей непрозрачностью рынка, считает Махьяр Махзани (Mahyar Makhzani), управляющий директор фонда цветных алмазов Sciens Colored Diamond Fund, базирующегося в Лондоне и Женеве.
«Все всегда спрашивают меня, есть ли надежный показатель для бриллиантов, и ответ таков - это невозможно, - сказал он. – Просто у нас не достаточно прозрачности».
С 2011 года, сказал Махзани, на рынке бриллиантов было три больших колебания, во время которых цены поднимались, по меньшей мере, на 5 процентов или падали, по крайней мере, на 10 процентов.
С финансовой точки зрения, сказал он, существует два больших вида бриллиантов: потребительские товары и инвестиции.
Бесцветные бриллианты обычно больше подходят для подарков, сказал он, а цветные бриллианты (розовые, желтые и т.д.) могут быть «активами с очень привлекательным» инвестиционным потенциалом. Цены на некоторые некрупные бесцветные бриллианты упали, а цены на многие цветные бриллианты укрепились.
Фонд Махзани, который сосредоточивает свои усилия на сверхредких цветных инвестиционных бриллиантах, получил в этом году прибыль в размере 26 процентов. Прошлый год он завершил с прибылью в 24 процента.
Хорошо обстоят дела с гигантскими редкими бриллиантами. Бриллиант весом в 101,73 карата, который ушел за $27 миллионов на аукционе Christie's в мае, сегодня, вероятно, можно продать «примерно за $30 миллионов или дороже», - сказал Махзади.
«Просто не так уж много есть камней весом в 101 карат», - сказал он.
И не так уж много есть людей, которые могут потратить $27 миллионов на один драгоценный камень.