Основная характеристика глобального рынка алмазного сырья не экономическая, пишет Эдан Голан (Edahn Golan) на портале IDEX Online. Это также не тренд, вопрос маркетинга или технологический вопрос. Это эмоциональная составляющая. Сайтхолдеры, дилеры алмазным сырьем и многие производители остаются в плохом настроении.
Существует несколько причин такого плохого настроения, и они хорошо известны: прямые покупатели – сайтхолдеры, например, - заявляют, что они теряют деньги; цены на алмазы, предлагаемые алмазодобывающими компаниями, остаются устойчивыми; цены на бриллианты падают; доходность нулевая.
Вдобавок к этому – макроэкономические явления: все еще неокрепшая глобальная экономика и губительный курс обмена рупии к доллару США. С точки зрения производителя, вопросы микроэкономики, а именно изменения в компании De Beers, привели к ужесточению этих проблем.
Многие в отрасли показывают пальцем на Филиппа Мелье (Philippe Mellier), главного исполнительного директора De Beers. Общее мнение таково, что Мелье «слишком» ориентирован на конечный результат, сосредоточен на предстоящих квартальных результатах, а не на долгосрочных потребностях алмазной отрасли.
На последней встрече с ним он снова повторил, что компания больше не является опекуном отрасли, что можно понимать как то, что у нее нет ответственности за то, чтобы ставить интересы алмазной отрасли выше доходов фирмы. Но, если компания работает от одного балансового отчета до другого, в долгосрочной перспективе у нее появится проблема. De Beers является компанией алмазной отрасли, и куда движется отрасль, туда идет и De Beers. Если отрасль идет вниз, туда же направится и ведущая алмазодобывающая компания.
Но нынешний подход компании De Beers, по меньшей мере, как его понимают в отрасли, имеет также и свои преимущества. В прошлом компании не осмеливались оставлять много товара на столе, если оставляли его вообще. На последнем сайте, оцененном в $650 миллионов, клиенты отказались примерно от 15 процентов товара (по стоимости). Это, конечно, отражает высокий уровень цен на алмазы и сокращение потребности производителей.
Цены не претерпели значительного изменения на июльском сайте, на некоторые боксы они повысились, на некоторые немного упали. Но сравнительно высокая стоимость товара и производства наряду со снижением цен на бриллианты порождает вопрос: почему было раскуплено 85 процентов сайта и почему не отказались от большего количества товара?
Отчасти ответом является то, что сайтхолдеры не хотят потерять выделяемые им объемы в будущем, опасаясь, что их неспособность забрать товар сейчас будет расценена как их неспособность заниматься алмазами. Некоторым необходимо показать обороты своим банкам для того, чтобы не трогали их кредит. В конечном итоге, бизнес должен работать, даже если его прибыли от бриллиантов близки к 1 проценту.
Этот последний вопрос не должен рассматриваться как очевидное дело. И опять мы слышим, что деньги уходят из отрасли, что владельцы крупных компаний предпочитают сокращать инвестиции в этот бизнес и инвестируют свои деньги в другие секторы.
Прямые покупатели, пытающиеся продавать алмазное сырье на вторичный рынок, обнаружили, что большинство боксов не продаются или «застряли», как сказал один брокер. Большинство покупателей – это индийцы, которые хотят заплатить, по словам одного источника, на 1-2 процента выше цены в прейскуранте, а по словам другого источника, на 2-3 процента выше, при кредите на 60-90 дней.
Эти премии распространяются не только на алмазы De Beers, но и на алмазы АЛРОСА, которая не запрашивает такие высокие цены на свой товар, как De Beers, и все же он имеет довольно высокую цену, чтобы считаться неприбыльным.
Алмазы, на которые существует спрос, это крупные цветные алмазы весом 5-15 каратов. Есть противоречивые сообщения о наличии спроса на алмазы чистотой VS-SI (технические) размерно-весовой группы 4-8 грейнеров. Партии из алмазов в 2,5-4 карата продаются плохо.
У сайтхолдеров есть некоторая гибкость в отношении того, когда и какую часть своей выделенной доли они получат на каждом сайте. Для предстоящего августовского сайта сайтхолдеры отложили до 25 процентов выделенных им объемов. И, насколько нам известно, нет заявок на сверхплановые товары (дополнительные изделия помимо плановых выделенных объемов).