Накануне Дня ювелира и открытия четырнадцатого международного фестиваля «Золотое кольцо России» мы пообщались с президентом компании, депутатом Костромской областной думы Флуном Гумеровым о перспективах развития «АЛМАЗ-ХОЛДИНГА» и отрасли в целом, необходимости государственной поддержки бизнеса и значении предстоящего ювелирного форума.
— Флун Фагимович, на чем сейчас сосредоточены усилия компании, которую Вы возглавляете?
— Ни для кого не секрет, что в течение года есть несколько периодов, когда ювелирные изделия пользуются наибольшим спросом. Это Восьмое марта, это август, когда идут свадьбы, и Новый год. Сейчас мы работаем над подготовкой ассортимента продукции к сезону осень-зима 2013 года и представим нашу новую коллекцию уже в этом месяце на фестивале «Золотое кольцо России».
— Какие задачи стоят перед Вашей компанией в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
— Сегодня в ювелирной отрасли, и это ощущают многие компании, существует не самая приятная тенденция: молодое поколение, так называемый креативный класс, отказывается от ювелирных изделий, предпочитая им мобильные телефоны, парфюмерию, бижутерию, различные технические гаджеты. Наша задача вернуть этот класс покупателей, создавая по-настоящему востребованные коллекции.Поляки говорят, что без ювелирных украшений женщина остается неодетой. И я с этим полностью согласен. Ювелирные изделия — это часть гардероба, подчеркивающая стиль и статус. Сложно представить себе женщину с хорошими часами, модными туфлями и сумкой, но без украшений. Старшее поколение понимает это. В сознании же молодежи ювелирные изделия можно заменить бижутерией или вовсе мобильным телефоном. Мы отдаем себе отчет в том, что сломать образовавшийся стереотип будет очень непросто. Но это жизненно важная цель. Что касается долгосрочных перспектив, то главной задачей для нас является удержание и укрепление лидирующих позиций на рынке. Мы понимаем, что с каждым месяцем конкуренция становится жестче. И сохранить лидерство можно только постоянно совершенствуясь во всем: и в производстве, и в оптовой торговле, и в управлении активами, и в остальных направлениях деятельности.
— Если я правильно понимаю, то в привлечении молодой аудитории большое значение имеет не только качество ювелирных изделий и их внешний вид, но и реклама, маркетинг, используемые каналы продаж и так далее...
— Я уверен, что в бизнесе не бывает мелочей и второстепенных вещей. Есть такой закон: прочность любой цепочки равна прочности ее самого слабого звена. Можно сделать красивые и недорогие ювелирные изделия, отвечающие всем требованиям молодых покупателей. Но если при этом не будут выстроены коммуникационные каналы и мы не сможем донести информацию до покупателей, то украшения так и останутся лежать на складе. Поэтому успех возможен только при комплексном подходе и уже на стадии эскиза мы должны продумывать все до мелочей вплоть до того, как будет оформлена витрина, на которой будут лежать эти изделия.
Все эти годы ювелирный рынок был растущим, а потому позволял его участникам допускать некоторые ошибки. Сейчас же он стал насыщенным и распределен между несколькими крупными компаниями. Мы все помним, как почти у каждого дома стояли киоски, в которых продавались продукты. Сегодня же им на смену пришли крупные ритейлеры, и многие игроки покинули рынок. Подобная ситуация складывается и в ювелирной отрасли.
— То есть Вы хотите сказать, что у малого бизнеса в ювелирной сфере нет будущего?
— Ни в коем случае. Напротив, я хочу, чтобы малый и средний бизнес воспринимался государством как социально значимое явление. Я считаю, что для успешного существования и развития таких компаний необходимо не только сохранить, но и увеличить существующие льготы и меры господдержки. Кроме того, у малого и среднего бизнеса есть свои преимущества. И самое главное из них — это мобильность. Условно, когда художник знает модельера, модельер знает литейщика, литейщик знает монтировщика, а монтировщик знает закрепщика, легче перестроить весь процесс производства. Это является серьезным плюсом, когда малое предприятие использует все свои интеллектуальные способности для построения эффективной работы. Лес должен оставаться лесом. И в нем должны расти и вековые сосны, и черемуха, и маленькие кусты, и трава. Если трава начинает высыхать, то это показатель того, что во всем лесе что-то не так. То же самое можно сказать и о любой сфере.
— Вопрос о мерах господдержки в отношении малого и среднего бизнеса вполне понятен. А требуется ли какая-то помощь государства и региональных властей, в частности, крупным участникам рынка?
— Мы зарегистрировали бренд «Кострома — ювелирная столица». Осталось сделать Россию ювелирной державой. И для этого наша нормативно-правовая база должна соответствовать законодательству стран-лидеров ювелирного рынка: Индии, Китая, Италии, Турции. Нам не надо никаких привилегий, но нужны равные условия ведения бизнеса с нашими коллегами. Если хорошему атлету привязать к ногам даже легкую пятидесятиграммовую гирю, то он отстанет на дистанции от своих соперников на первом же километре.
При всем уважении к служащим государственных структур, я все-таки хочу отметить, что нельзя начинать строительство дома с крыши. А фундаментом нашей отрасли является производство, и его необходимо развивать и поддерживать.
Как депутат и бизнесмен, в течение последнего года я много общаюсь с руководством региона, в том числе и с губернатором. Я вижу, какие серьезные усилия предпринимаются властями для привлечения инвестиций в Костромскую область. В это же самое время только в пробирной инспекции в Красном-на-Волге ежедневно находятся изделия на общую сумму 200-300 миллионов рублей. То есть при существующих сроках клеймения в пять-шесть дней из экономики региона выведено более миллиарда рублей. При сокращении существующих сроков на два-три дня в оборот Костромской области вернулись бы до 500 миллионов рублей. Это деньги, которые бы реально работали и приносили дополнительные доходы бюджету. Поэтому я считаю, что необходимо помочь руководству Пробирной палаты получить нужные ресурсы, чтобы сократить сроки клеймения и, тем самым, избежать финансовых потерь. Необходимо понимание того, что мы все вместе: и бизнес, и федеральные, и региональные, и муниципальные органы власти — делаем одно общее дело, стремимся к тому, чтобы Россия стала мировой ювелирной державой. И потому каждое принимаемое решение должно быть тщательно просчитанным, а выбранная модель взаимоотношений — выгодна для всех и направлена на достижение главной цели — появлению в России конкурентоспособной ювелирной отрасли, которая будет выпускать продукцию, не уступающую по качеству и дизайну импортным аналогам. В этом случае казна получит налоги, потребители — изделия мирового уровня, а отрасль будет развиваться. Считаю, что ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», который пройдет в Костроме с 27 по 30 июня и будет включать в себя серьезную деловую часть, как раз является одним из инструментов в достижении поставленной цели.
— В чем именно, на ваш взгляд, заключается значение предстоящего фестиваля?
— Ювелирный фестиваль — это уникальное явление. Он проводится уже в четырнадцатый раз и дает возможность ювелирам из разных городов и даже стран собраться на одной площадке, представить свою продукцию, пообщаться, принять участие во множестве различных мероприятий. Деловая программа фестиваля очень насыщенна и включает в себя проведение Третьего конгресса Пленарного заседания и работу множества секций. В итоге от проведения фестиваля выигрывают все: и организаторы, и участники, и весь регион в целом. Организатором форума выступает «Костромской областной фонд «Реформа и развитие» при поддержке администрации Костромской области, Гильдии ювелиров «Золотое кольцо Руси» и регионального отделения «Деловой России». Часть собранных фондом средств направляется на восстановление храмов, реализацию различных социальных проектов. И это большой плюс. Что касается области, то заявив о бренде «Кострома — ювелирная столица», мы должны ему соответствовать. В том числе и с помощью проведения подобных статусных мероприятий. Среди спонсоров форума известные компании с мировым именем, такие как SWAROVSKI, лидеры финансовой сферы страны — Сбербанк и ВТБ. Это говорит о признании фестиваля. Участие в выставке принимают лучшие игроки ювелирной индустрии. И опять же, они не делали бы этого, если бы у них не было интереса именно к нашему фестивалю, потому что ювелирные выставки в стране проводятся ежемесячно и всегда есть выбор, куда поехать. «Золотое кольцо России» входит в топ-5 по количеству участников и числу заключенных сделок. Это отличный показатель. Большой интерес к форуму проявляют и органы власти различного уровня. Выставку посещают депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, представители Министерства финансов. Два года назад на форум приезжал полномочным представитель Президента в ЦФО Георгий Полтавченко и восемнадцать губернаторов различных областей. В этом году мы планируем провести встречу с губернатором Костромской области Сергеем Константиновичем Ситниковым, надеемся на приезд полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Александра Дмитриевича Беглова. И я уверен, что XIV ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России» получится таким же интересным, насыщенным и плодотворным, как и все предыдущие.
Поздравляю всех ювелиров с наступающим праздником. Мы делаем дело!