Система пробирного надзора США. Исторические факты, обусловившие ее специфику.

Раздел: Рынки
11 июня 2013 г.

До на­ча­ла ХVIII ве­ка в США от­сут­ству­ют ка­кие-ли­бо упо­ми­на­ния о про­бир­ном над­зо­ре и ин­сти­ту­те клей­ме­ния как та­ко­вом. Ре­ша­ю­щее вли­я­ние на дан­ную си­ту­а­цию ока­за­ла ис­то­рия раз­ви­тия де­неж­ной си­сте­мы го­су­дар­ства.

Исто­ри­че­ский экс­курс в эпо­ху ста­нов­ле­ния си­стем про­бир­но­го над­зо­ра раз­ных стран де­ла­ет оче­вид­ным тот факт, что си­сте­мы кон­тро­ля ка­че­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов воз­ни­ка­ли в боль­шин­стве стран ми­ра в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью га­ран­ти­ро­вать пла­те­же­спо­соб­ность де­нег (ко­то­рые бы­ли зо­ло­ты­ми или се­реб­ря­ны­ми). Имен­но по­треб­ность га­ран­ти­ро­вать ка­че­ство дра­го­цен­но­го ме­тал­ла, вы­сту­па­ю­ще­го в те вре­ме­на эк­ви­ва­лен­том де­неж­ной еди­ни­цы, спо­соб­ство­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию чет­ко ре­гла­мен­ти­ро­ван­ных си­стем про­бир­но­го над­зо­ра в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Рос­сии.

В США си­ту­а­ция скла­ды­ва­лась иным об­ра­зом. До на­ча­ла XVIII ве­ка день­ги тут бы­ли ев­ро­пей­ско­го про­из­вод­ства и име­ли кон­ти­нен­таль­ный стан­дарт про­бы. Не­об­хо­ди­мость на­деж­ной га­ран­тии стан­дар­та дра­го­цен­но­го ме­тал­ла воз­ник­ла в США толь­ко по­сле со­зда­ния сво­ей де­неж­ной си­сте­мы. Этим объ­яс­ня­ет­ся то, что впо­след­ствии в 1906 го­ду был при­нят За­кон «О клей­ме­нии» (National Stamping Act), дей­ствие ко­то­ро­го из­на­чаль­но рас­про­стра­ня­лось в ос­нов­ном на бан­ков­ские слит­ки.

В два­дца­тые го­ды ны­неш­не­го сто­ле­тия США пе­ре­жи­ва­ли бур­ный эко­но­ми­че­ский ро­ст. Меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство пред­ска­зы­ва­ло стра­не на­ча­ло Но­вой Эры, ко­то­рую долж­ны бы­ли ха­рак­те­ри­зо­вать даль­ней­ший рост бла­го­со­сто­я­ния и про­цве­та­ние на­ции.

24 ок­тяб­ря 1929 го­да во­шло в ис­то­рию США как «чер­ный чет­верг». На Нью-йорк­ской фон­до­вой бир­же про­изо­шел не­ви­дан­ный за всю ис­то­рию тор­гов сброс ак­ций. В этот пе­ри­од, на­зы­ва­е­мый ис­то­ри­ка­ми пе­ри­о­дом Ве­ли­кой Де­прес­сии, по ука­за­нию Ф.Д. Ру­звель­та был за­пре­щен вы­воз зо­ло­та из США и кон­вер­та­ция в зо­ло­то бу­маж­ных де­нег. Аме­ри­кан­ские граж­да­не бы­ли обя­за­ны сдать по фик­си­ро­ван­ным це­нам име­ю­щий­ся у них ме­талл Пра­ви­тель­ству.

При­ло­жив огром­ные уси­лия к при­ня­тию в 1944 го­ду Ре­ше­ния Меж­ду­на­род­ной Брет­тон­вуд­ской ва­лют­ной кон­фе­рен­ции, вла­сти США име­ли це­лью убеж­де­ние ми­ро­вой об­ще­ствен­но­сти в том, что дол­лар по сво­ей су­ти ана­ло­ги­чен зо­ло­ту и спо­со­бен за­ме­нить этот ме­талл при не­об­хо­ди­мо­сти. Для дол­ла­ра был уста­нов­лен зо­ло­той стан­дарт. США на­ча­ли ак­тив­ную по­ли­ти­ку на­коп­ле­ния соб­ствен­ных зо­ло­тых ак­ти­вов. Ос­нов­ной пре­сле­ду­е­мой це­лью при этом ста­ло фор­ми­ро­ва­ние за­па­са ме­тал­ла, спо­соб­но­го обес­пе­чить пла­теж­ную си­лу дол­ла­ра и со­от­вет­ствен­но укреп­ле­ние «ав­то­ри­те­та» по­след­не­го как меж­ду­на­род­ной ре­зерв­ной ва­лю­ты.

Осо­зна­вая воз­рас­та­ю­щие мас­шта­бы зо­ло­тых на­коп­ле­ний го­су­дарств За­пад­ной Ев­ро­пы в по­сле­во­ен­ное вре­мя и не­воз­мож­ность быст­ро­го вос­ста­нов­ле­ния соб­ствен­ных бы­лых за­па­сов дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в пол­ном объ­е­ме, вла­сти США опа­са­лись сни­же­ния ав­то­ри­те­та дол­ла­ра из-за не­до­стат­ка его ме­тал­ли­че­ско­го обес­пе­че­ния. По­ли­ти­че­ское ру­ко­вод­ство США при­шло к вы­во­ду о не­об­хо­ди­мо­сти со­зда­ния но­вой фи­нан­со­во-ва­лют­ной си­сте­мы. Для ре­а­ли­за­ции по­став­лен­ной за­да­чи не­об­хо­ди­мо бы­ло «у­бе­дить» ми­ро­вую об­ще­ствен­ность в том, что зо­ло­то и се­реб­ро – это уже не день­ги, а «о­быч­ный то­вар». Имен­но с это­го мо­мен­та в США зо­ло­той за­пас, в боль­шин­стве сво­ем, стал су­ще­ство­вать в ви­де сер­ти­фи­ка­тов, а дра­го­цен­ные ме­тал­лы на­ча­ли мас­со­во ис­поль­зо­вать­ся в иных це­лях, от­лич­ных от на­коп­ле­ний в ви­де бан­ков­ских слит­ков. В том чис­ле и в юве­лир­ном про­из­вод­стве.

В боль­ших го­ро­дах (Нью-Йорк, Бо­стон) по бри­тан­ской мо­де­ли со­зда­ва­лись пер­вые кор­по­ра­ции юве­ли­ров. В 1996 го­ду Фе­де­раль­ная Тор­го­вая Ко­мис­сия утвер­ди­ла Ре­ко­мен­да­ции для юве­лир­ной Про­мыш­лен­но­сти (Guidelines for the Jewelry Industry) – да­лее Ре­ко­мен­да­ции. Дей­ствие до­ку­мен­та ос­но­ва­но на За­ко­не «О клей­ме­нии» и рас­про­стра­ня­ет­ся на де­я­тель­ность про­из­во­ди­те­лей, плав­щи­ков, ди­ле­ров. Ха­рак­тер­но, что до­ку­мент не со­дер­жит свой­ствен­ных за­ко­но­да­тель­ству иных стран по­ня­тий про­бы, клей­ме­ния и др. В нем идет речь лишь об «от­тис­ке ма­сте­ра», ко­то­рый соб­ствен­но и не­сет от­вет­ствен­ность за ка­че­ство спла­ва из ко­то­ро­го из­го­тов­ле­но из­де­лие. Та­к­же уста­нав­ли­ва­ет­ся по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния тер­ми­нов: «на­ту­раль­ный», «об­ра­бо­тан­ный», «син­те­ти­че­ский», раз­лич­ных на­име­но­ва­ний кам­ней и ви­дов ме­тал­лов. Ре­ко­мен­да­ции рас­смат­ри­ва­ют не­за­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние преду­смот­рен­ных по­ня­тий как вве­де­ние в за­блуж­де­ние. Со­дер­жат­ся так­же тре­бо­ва­ния к от­тис­кам клейм (раз­мер, чет­ко­сть, ме­сто про­ста­нов­ки). От­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние прав по­тре­би­те­лей воз­ла­га­ет­ся на ди­ле­ра.

В до­ку­мен­те преду­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие ви­ды проб:

- для пла­ти­ны 950, 900, 850;
- для зо­ло­та от 10 до 24 ка­рат;
- для се­реб­ра 900, 925;

В 2002 го­ду в Нью-Йор­ке со­здан Аме­ри­кан­ский Про­бир­ный и Гем­мо­ло­ги­че­ский Центр (да­лее Про­бир­ный цен­тр). Сфор­ми­ро­ван и дей­ству­ет как фи­ли­ал Бир­мин­гем­ской про­бир­ной па­ла­ты Ве­ли­ко­бри­та­нии. Ха­рак­тер­но, что в прейс­ку­ран­те цен на услу­ги Цен­тра от­сут­ству­ет сто­и­мость услуг по опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию. При­чи­ны та­кой си­ту­а­ции пре­дель­но яс­ны, так как в пе­ри­од от­сут­ствия ин­сти­ту­та клей­ме­ния в США са­мые круп­ные и из­вест­ные про­из­во­ди­те­ли ста­ли клей­мить свои из­де­лия под зна­ком Ве­ли­ко­бри­та­нии, в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ной в дан­ной стра­не сто­и­мо­стью. Ана­ло­гич­ная про­це­ду­ра име­ет ме­сто и се­год­ня. Ос­нов­ной га­ран­ти­ей ка­че­ства из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов в США яв­ля­ет­ся мар­ка про­из­во­ди­те­ля.

Для за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей со­зда­ют­ся не­ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции. На се­го­дняш­ний день су­ще­ству­ет не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция «Юве­лир­ный Ко­ми­тет бди­тель­но­сти», су­ще­ству­ю­щий с 1912 го­да, сле­дя­щий за тем, что­бы ди­ле­ра­ми предо­став­ля­лась пол­ная и до­сто­вер­ная ин­фор­ма­ция о по­сту­па­ю­щих на ры­нок из­де­ли­ях. Чле­ны дан­ной ор­га­ни­за­ции име­ют пра­во про­ве­де­ния уста­нов­лен­но­го ко­ли­че­ства бес­плат­ных рент­ге­но-флу­о­рес­цент­ных ана­ли­зов из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, на­хо­дя­щих­ся в про­да­же.
Сле­ду­ет от­ме­тить, что в США рас­про­стра­не­но по­ня­тие «underkarating», что в пе­ре­во­де на рус­ский озна­ча­ет «не­до­вес». По­доб­ное яв­ле­ние за­ча­стую име­ет ме­сто в пунк­тах об­ме­на, ма­лень­ких ма­га­зи­нах, осо­бен­но в пе­ри­од ски­док.

Для за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей в по­доб­ных си­ту­а­ци­ях Про­бир­ным цен­тром предо­став­ля­ют­ся услу­ги хи­ми­че­ско­го ана­ли­за (сто­и­мо­стью от 25 до 85$) и тре­тей­ской экс­пер­ти­зы, с ре­зуль­та­та­ми ко­то­рых по­тре­би­тель об­ра­ща­ет­ся в суд. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в США ин­сти­тут и ме­ха­низ­мы су­деб­ной за­щи­ты прав по­тре­би­те­ля сфор­ми­ро­ва­лись за­дол­го до на­ча­ла раз­ви­тия оте­че­ствен­но­го юве­лир­но­го про­из­вод­ства и, сле­до­ва­тель­но, ин­сти­ту­та клей­ме­ния. Этим объ­яс­ня­ет­ся и тот факт, что в За­ко­не «О клей­ме­нии» про­пи­са­ны про­це­ду­ры су­деб­ной за­щи­ты по­тре­би­те­лей, сум­мы штра­фов, под­ле­жа­щих взыс­ка­нию су­дом.

Под­во­дя итог, мож­но от­ме­тить, что си­сте­ма про­бир­но­го над­зо­ра США до­ста­точ­но свое­об­раз­на. Эта свое­об­раз­ность в боль­шин­стве сво­ем обу­слов­ле­на ис­то­ри­ей раз­ви­тия фи­нан­со­вой и эко­но­ми­че­ской си­стем го­су­дар­ства. Дра­го­цен­ные ме­тал­лы вы­пол­ня­ли на­ко­пи­тель­ную функ­цию, при­зван­ную обес­пе­чить ре­пу­та­цию дол­ла­ра как ми­ро­вой ре­зерв­ной ва­лю­ты. В свя­зи с этим дол­гое вре­мя от­сут­ство­ва­ла не­об­хо­ди­мость фор­ми­ро­ва­ния струк­ту­ры ор­га­нов про­бир­но­го над­зо­ра. К мо­мен­ту на­ча­ла раз­ви­тия юве­лир­но­го про­из­вод­ства в стра­не до­ста­точ­но мощ­ный ав­то­ри­тет за­слу­жи­ла су­деб­ная си­сте­ма, креп­ко сто­я­щая на тот мо­мент на стра­же ин­те­ре­сов по­тре­би­те­ля. Вслед­ствие боль­шо­го до­ве­рия по­след­не­го этой си­сте­ме, не­об­хо­ди­мым бы­ло лишь сфор­ми­ро­вать ин­сти­тут экс­пер­ти­зы, спо­соб­ный обес­пе­чить су­деб­ную си­сте­му не­об­хо­ди­мы­ми дан­ны­ми о ка­че­стве из­де­лия из дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. Сле­до­ва­тель­но, все не­об­хо­ди­мые ин­сти­ту­ты для за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей в США со­зда­ны. Они яв­ля­ют­ся су­ще­ствен­ным про­ти­во­ве­сом воз­мож­ных зло­упо­треб­ле­ний про­из­во­ди­те­лей и ди­ле­ров, до­ста­точ­но сла­же­но функ­ци­о­ни­ру­ют при их вер­ном це­ле­вом ис­поль­зо­ва­нии. Что же ка­са­ет­ся по­куп­ки не клей­мен­ных из­де­лий в мел­ких ма­га­зи­нах по яв­но за­ни­жен­ным це­нам – тут ре­ше­ние оста­ет­ся на усмот­ре­ние са­мих по­тре­би­те­лей.

А.В. Лап­те­ва спе­ци­а­лист по свя­зям с меж­ду­на­род­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми
в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в
ФКУ «Про­бир­ная па­ла­та Рос­сии»
к.ю.н.

 

[ probpalata.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->