Рост цен на драгоценные металлы – главный фактор сокращения рынка. С сентября 2008 года по июнь 2013-го цены на золото выросли почти на 70% – до $1394,5 за унцию (на 31.05.2013). В стоимости готового изделия 75-80% занимает сырье, поэтому, как ни удешевляй работу ювелира – на цену конечного товара существенно это не повлияет.
По итогам 2012 года объем клейменых ювелирных изделий сократился на 16,4% в количественном выражении и на 20,3% – в натуральном. Украинцы переходят на эконом-вариант – рынок китайской бижутерии уверенно растет. После кризиса в крупных торговых центрах все чаще начали открываться сетевые магазины дешевых украшений.
К ювелирным изделиям перестали относиться как к предметам роскоши, а их приобретение все чаще становится результатом спонтанной покупки, поэтому редко бывает дорогим. Все вместе – повышение цен на золото, кризисные явления в экономике и сокращение расходов населения – повлияло на смещение предпочтений в сторону недорогих серебряных изделий. Цены на серебро на мировом рынке практически в 60 раз ниже, а спрос на них – выше. В прошлом году ювелирные заводы, в том числе лидер – Киевский ювелирный завод с долей рынка 43% – изготовили 23,9 тонны серебряных ювелирных изделий, и 12,5 тонны золотых.
Доли основных производителей ювелирных изделий
Прогнозы развития рынка ювелирных изделий нельзя назвать благоприятными. Кроме последствий экономического кризиса, влияние на него оказывает и государственное регулирование. Учитывая предстоящие изменения в налоговом законодательстве (отмену льгот по уплате НДС для торговцев ювелирными изделиями), многое будет зависеть от того, сможет ли Союз ювелиров Украины минимизировать риски предстоящих реформ для участников рынка. На ювелирном рынке присутствует много небольших игроков, а для них это может иметь серьезные последствия.
В связи с кризисом произошли изменения и в ювелирном ритейле. Количество отдельных прилавков, киосков, а также торговых лотков в переходах сократилось, а основными игроками становятся крупные магазины и большие сети.
Наиболее популярными среди покупателей остаются магазины Киевского ювелирного завода с долей 22%, Zarina (22%) и «Укрзолото» (21%).
Ожидается, что негативные тенденции на рынке ювелирных изделий будут преобладать и в ближайшие 2-3 года, что приведет к сокращению рынка, как в натуральном, так и в количественном выражении. Улучшить ситуацию может снижение цен на драгоценные металлы, которые наблюдалось, к примеру, в конце апреля 2013 года. Это приведет к снижению стоимости готовой продукции и ее более доступной цены для потребителей.