Возвратный тупик ожидает интернет-торговлю в июле

Раздел: Торговля
04 июня 2013 г.


С 1 июля 2013 го­да в си­лу всту­па­ет По­ло­же­ние Цен­тро­бан­ка Рос­сии 266-П «Об эмис­сии бан­ков­ских карт и об опе­ра­ци­ях, со­вер­ша­е­мых с ис­поль­зо­ва­ни­ем бан­ков­ских карт». А это вле­чет за со­бой но­вую «го­лов­ную боль» для ин­тер­нет-пред­при­ни­ма­те­лей. В чис­ле ос­нов­ных из­ме­не­ний есть ряд огра­ни­че­ний по ис­поль­зо­ва­нию пред­опла­чен­ных карт и элек­трон­ных ко­шель­ков. В со­от­вет­ствии с По­ло­же­ни­ем пред­опла­чен­ные бан­ков­ские кар­ты мо­гут ис­поль­зо­вать­ся лишь для опе­ра­ций с элек­трон­ны­ми де­неж­ны­ми сред­ства­ми. Чем это гро­зит пред­при­я­ти­ям элек­трон­ной ком­мер­ции?

В Рос­сии на на­ча­ло те­ку­ще­го го­да бы­ло эми­ти­ро­ва­но 48 мил­ли­о­нов пред­опла­чен­ных карт, с ко­то­рых по­тен­ци­аль­но мо­гут со­вер­шать­ся пла­те­жи за по­куп­ки в Ин­тер­не­те. И все эти 48 мил­ли­о­нов по­тен­ци­аль­ных по­ку­па­те­лей мо­гут стать при­чи­ной «воз­врат­но­го ту­пи­ка» для ин­тер­нет-ма­га­зи­нов. По дан­ным Data Insight воз­вра­ты то­ва­ров в сфе­ре e-commerce со­став­ля­ют до 2% от со­вер­шен­ных по­ку­пок, а от­ка­зы при по­лу­че­нии то­ва­ра — бо­лее 5% слу­ча­ев.

Ес­ли вла­де­лец бан­ков­ской кар­ты со­вер­ша­ет опла­ту за­ка­за на сай­те, а по­том по той или иной при­чи­не от­ка­зы­ва­ет­ся от за­ка­за, ин­тер­нет-ма­га­зин дол­жен вер­нуть сред­ства на его кар­ту. Но в слу­чае, ес­ли опла­та со­вер­ше­на с не­пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной бан­ков­ской кар­ты, ин­тер­нет-ма­га­зин, в со­от­вет­ствии с об­нов­лен­ным По­ло­же­ни­ем, не мо­жет про­ве­сти элек­трон­ный пла­теж на эту кар­ту. То есть, фак­ти­че­ски, опла­та с не­пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной кар­ты ста­нет для по­ку­па­те­ля «би­ле­том в один ко­нец». А это, ве­ро­ят­но, ска­жет­ся на уров­не до­ве­рия к без­на­лич­ным пла­те­жам в Ин­тер­не­те со сто­ро­ны по­ку­па­те­лей и не­га­тив­но от­ра­зит­ся на ре­пу­та­ции ин­тер­нет-ма­га­зи­нов, ко­то­рые по­па­дут в «воз­врат­ный ту­пик» – и сде­ла­ют вы­бор в поль­зу со­блю­де­ния «бук­вы за­ко­на».

Вы­хо­дом из ту­пи­ка для ин­тер­нет-ма­га­зи­нов ста­нет за­прос пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных рек­ви­зи­тов кар­ты у пла­тель­щи­ка, офор­мив­ше­го воз­врат, или воз­врат упла­чен­ных средств в на­лич­ной фор­ме. Од­на­ко, как пер­вый, так и вто­рой ва­ри­ант име­ют зна­чи­тель­ные огра­ни­че­ния: у пла­тель­щи­ка мо­жет не быть пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ной кар­ты, а за­каз мо­жет оформ­лять­ся из на­се­лен­но­го пунк­та, от­лич­но­го от ад­ре­са ре­ги­стра­ции ин­тер­нет-ма­га­зи­на. А все­го один «про­блем­ный» воз­врат мо­жет при­ве­сти к воз­му­ще­нию кли­ен­тов, ре­пу­та­ци­он­ным рис­кам и да­же – к су­деб­но­му раз­би­ра­тель­ству.

Ре­пу­та­ция на вы­со­ко­кон­ку­рент­ном рын­ке элек­трон­ной ком­мер­ции – это ба­зо­вый ка­пи­тал ин­тер­нет-ма­га­зи­на. И мно­гие участ­ни­ки рын­ка элек­трон­ной ком­мер­ции го­то­вы под­дер­жи­вать ре­пу­та­цию чест­но­го про­дав­ца, да­же ес­ли при этом при­дет­ся всту­пить в кон­фликт с за­ко­но­да­тель­ством.

Как про­ком­мен­ти­ро­ва­ли си­ту­а­цию в пресс-служ­бе од­но­го из круп­ней­ших сер­ви­сов элек­трон­ных «ко­шель­ков», «мы счи­та­ем воз­мож­ным про­во­дить воз­вра­ты от ин­тер­нет-ма­га­зи­на к част­но­му ли­цу, ко­гда речь идет о яв­ной ком­пен­са­ции за не предо­став­лен­ный то­вар или услу­гу, и ес­ли воз­врат про­из­во­дит­ся на тот же счет, с ко­то­ро­го бы­ла со­вер­ше­на по­куп­ка». Та­кую по­зи­цию вы­ска­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­ли са­мо­го ЦБ на не­сколь­ких встре­чах с пла­теж­ны­ми си­сте­ма­ми. Од­на­ко до­ку­мен­таль­но эта по­зи­ция не бы­ла за­креп­ле­на.

С по­прав­ка­ми, ре­ша­ю­щи­ми это про­ти­во­ре­чие, си­ту­а­ция слож­нее. От­зыв пра­ви­тель­ства об одоб­ре­нии по­пра­вок по­сту­пил лишь в кон­це про­шлой не­де­ли. Как по­яс­ни­ла На­та­лья Бу­ры­ки­на, гла­ва бан­ков­ско­го ко­ми­те­та в Го­с­ду­ме, «успеть при­нять за­ко­но­про­ект во всех трех чте­ни­ях в те­ку­щую сес­сию нам вряд ли удаст­ся, я на­де­юсь, что он бу­дет при­нят в бли­жай­шее вре­мя хо­тя бы в пер­вом чте­нии». А в про­ме­жу­ток меж­ду вступ­ле­ни­ем в си­лу По­ло­же­ния ЦБ и при­ня­ти­ем по­пра­вок к за­ко­ну об НПС участ­ни­кам рын­ка при­дет­ся ре­шать про­бле­мы с по­ку­па­те­ля­ми на свое усмот­ре­ние.

[ retail.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->