Громкий скандал в России. Впервые к уголовной ответственности могут привлечь владельцев телемагазинов. В течение двух недель только в Москве возбуждено более десятка дел по факту мошенничества.
Потерпевшие утверждают: под видом драгоценных камней им продавали китайскую бижутерию. В связи с этим общественность заговорила об ужесточении ответственности за недобросовестную работу на рынке дистанционных продаж.
У домохозяйки Ирины Аллилуевой сейчас совершенно нет времени на уборку своей московской квартиры и готовку борщей. Весь световой день она проводит в экспертных комиссиях и кабинетах следователей. Объясняет, как хотела сделать подарок подруге, в каком телемагазине увидела рекламу кольца с якобы драгоценными камнями бриллианитами, как его купила и как заподозрила, что украшение может быть подделкой.
Ирина Аллилуева, покупательница телемагазина: «Они сказали очень красиво: бриллианиты… Это слово подействовало. Лучшие друзья девушек – это бриллианты, как у Мерлин Монро. Думаю, может, и бриллианиты – лучшие друзья девушек. Вот и решила сделать подарок».
На то, что бриллианиты не только не могут быть лучшими друзьями девушек, но даже и их шапочными знакомыми, первым Ирине намекнул сын. Купил такое же кольцо в переходе метро в три раза дешевле. Потом сомнения домохозяйки развеяли и эксперты.
Юрий Шелементьев, заведующий отделом экспертизы Геммологического центра МГУ им. Ломоносова: «На нeм отсутствует клеймо пробирного надзора и клеймо изготовителя. Следовательно, оно не является ювелирным изделием».
Ответ на законный вопрос Аллилуевой, за что же телемагазин получил такие деньги (почти 150 долларов), теперь ищут следователи. Это уже десятое заявление о мошенничестве из телевизора, поданное в московскую полицию за пару недель. И оно явно не последнее. Такие покупатели могут быть не только по всей России, но и странах СНГ. В том числе и в Беларуси. Общественные организации настаивают на массовых проверках: тех, кто производит, и тех, кто формирует цены и продаeт.
За вывеской телемагазина чаще всего стоит какой-нибудь индивидуальный предприниматель, а в качестве склада используется недорогая съeмная квартира в спальном районе Москвы. Нет расходов на аренду торгового зала и зарплату продавцам. Сплошная экономия. Казалось бы, всe это должно отражаться на цене товара. Но не тут-то было. Эксперты подсчитали, пока товар от производителя дойдeт через телемагазин до покупателя, он может подорожать в 20 раз.
Судебная перспектива недовольных соответствием цены и качества товара, говорят юристы, в России пока очень туманная. Товары чаще всего приходят по почте, вскрываются только после получения. Издержки на правовую помощь, как правило, гораздо выше затрат на покупку, штрафы – минимальные. Да и найти ответчика порой просто невозможно.
Любовь Балагушина, адвокат: «Когда начинаешь разбираться, кто стоит за этой торговлей, сталкиваешься с различными офшорными компаниями, а корни этих офшорных компаний уходят на Кипр. То есть обманули гражданина, продали ему что-то, и, судя по всему, это деньги, которые не попадают под налогообложение».
Кстати, московская коллегия адвокатов уже готовит обращение к депутатам Государственной Думы с предложением ужесточить контроль за телемагазинами и повысить их ответственность перед потребителем. А пока нет прецедента (исход дела о поддельных ювелирных украшениях неизвестен), покупателям советуют – прежде чем что-то купить, выключайте телевизор и включайте рассудок.
Я уверен, что это показывает не столько важность контроля за телемагазинами, сколько важность борьбы с невежеством среди покупателей. Впрочем, и среди ювелиров тоже. У нас даже в нормальных ювелирных магазинах часто на ярлычках cubic zirconia расшифровывают как циркон, хотя это синтетика — фианит.
Раз телемагазин продавал некий «бриллианит», а не бриллиант, то тут сложно привлечь владельцев. А вот знай покупатель, что в названии камня важны все буквы, так и не купился бы, и не купил.
Чем осведомлённей будет покупатель, тем меньше простора будет у разного рода аферистов.