Ехецкель Блум |
Алмаз не только самый твердый и самый блестящий из встречающихся в природе минералов. Он еще и самый желанный. Трудно сказать, выглядел ли алмаз, упоминаемый среди двенадцати камней в наперснике первосвященника, так же, как сегодня. Но в чем можно быть уверенным, так это в том, что алмазы пользуются спросом еще с IX века д.н.э., когда персы и арабы привезли их из Индии, и о них узнал весь древний мир.
Уже тогда они считались верхом роскоши и богатства – и считаются по сей день вопреки всем кризисам и тяжелым временам, а, может, в какой-то степени даже благодаря ним. Безусловно, самый существенный «апгрейд» статуса алмаза произошел за счет громадных финансовых вливаний главного, а в течение нескольких десятилетий единственного поставщика алмазного сырья – Вe Beers. Огромным спросом на бриллиантовые украшения, причем не только в западноевропейских странах, но и в регионах, традиционно не испытывавших особого трепета перед алмазом, например, в Японии и Китае, мы обязаны именно этой компании. Сегодня De Beers контролирует лишь 30-40 % мировых поставок алмазного сырья и уже не вкладывает столько средств в общую рекламу бриллиантов, однако посеянное ею в умах потребителей семя жажды бриллиантов, дает свои плоды, которые будут чувствоваться в течение многих десятилетий, если не веков.
Бриллиант как предмет, не теряющий со временем своей первоначальной стоимости, не раз спасал наши жизни в период Второй мировой войны, и есть множество очень трогательных, а иногда просто жутких историй на этот счет. Сегодня бриллиант продолжает оставаться надежным якорем в этом неспокойном мире, где в Соединенных Штатах рынок переживает очередную рецессию, европейские экономики рушатся одна за другой, и даже здесь, в Израиле, островке экономической стабильности и непрерывного роста, мы слышим рассказы о волне сокращений и мерах жесточайшей экономии.
В эти времена, когда слабеют валюты, например, евро и рупия, мир снова чувствует тепло американского доллара. Его укрепление на руку диамантерам, поскольку бриллиантами торгуют за доллары. Единственное место, где совсем не рады сильному доллару, это индийский рынок, поскольку затраты в рупиях выросли, а индийские банки стали строже относиться к открытию кредитных линий и требовать дополнительного обеспечения. Спад активности индийской алмазной отрасли – на сегодняшний день крупнейшей и ведущей в мире – немедленно ударил по всем остальным центрам алмазного производства и торговли, в том числе и по нашему. Тем не менее, эти последствия на фоне текущих неблагоприятных обстоятельств (за исключением укрепления доллара) носят краткосрочный характер. В среднесрочной и долгосрочной перспективе можно ожидать возврата к стабильности.
Диамантерам не о чем беспокоиться. Молодежь продолжает жениться и дарить бриллианты своим возлюбленным. К тому же, бриллиант превращается в канал инвестиций, постепенно занимающий центральное место в мире в связи с сокращением числа безопасных и стабильных возможностей для вложения средств.Бриллиант сродни золоту. У них обоих есть убедительное прошлое и славное будущее. Они сохраняют свою ценность и обещают владельцу рост своей стоимости. Естественно, не каждый бриллиант можно считать объектом инвестиций, однако в камни определенного качества и веса вкладывать смысл есть. Я не сомневаюсь в том, что на фоне экономических беспорядков – при условии укрепления доллара – спрос на бриллианты будет расти, и наша отрасль снова вернется к процветанию.
Для комментариев:
Ехецкель Блум – blumy@inter.net.il