Система государственного контроля за оборотом драгоценных металлов в Швейцарии

Раздел: Власть
10 апреля 2013 г.

Цель Кон­вен­ции за­клю­ча­ет­ся в со­дей­ствии тор­гов­ле из­де­ли­я­ми из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, со­хра­няя спра­вед­ли­вые пра­ви­ла тор­гов­ли и за­щи­ты прав по­тре­би­те­лей. Для это­го Кон­вен­ция вве­ла пер­вый меж­ду­на­род­ный при­знак – Уни­фи­ци­ро­ван­ное кон­троль­ное клей­мо (CCM) - с ука­за­ни­ем ви­да дра­го­цен­но­го ме­тал­ла и про­бы спла­ва. Клей­мо пред­став­ля­ет со­бой ве­сы, меж­ду чаш ко­то­рых рас­по­ло­же­на со­от­вет­ству­ю­щая циф­ра с обо­зна­че­ни­ем про­бы ме­тал­ла. Дан­ное клей­мо на­но­сит стра­на-про­из­во­ди­тель. Го­су­дар­ство же, яв­ля­ю­ще­е­ся им­пор­те­ром, при­ни­ма­ет та­кие из­де­лия без даль­ней­ше­го его пе­ре­опро­бо­ва­ния в на­ци­о­наль­ной Про­бир­ной па­ла­те. Кон­вен­ция не за­пре­ща­ет стра­нам им­пор­ти­ро­вать из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов без Уни­фи­ци­ро­ван­но­го клей­ма, но при вво­зе та­кие из­де­лия долж­ны быть пе­ре­опро­бо­ва­ны.

Бе­з­услов­но, уча­стие в Кон­вен­ции опре­де­ля­ет ор­га­ни­за­цию всей си­сте­мы про­бир­но­го над­зо­ра Швей­ца­рии.

Струк­ту­ру ор­га­нов, осу­ществ­ля­ю­щих го­су­дар­ствен­ный кон­троль обо­ро­та из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов в Швей­ца­рии, со­став­ля­ют: Фе­де­раль­ный со­вет, яв­ля­ю­щий­ся выс­шим ор­га­ном в во­про­сах кон­тро­ля над тор­гов­лей дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. Фе­де­раль­ным со­ве­том на­зна­ча­ют­ся долж­ност­ные ли­ца Цен­траль­но­го бю­ро по кон­тро­лю над обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Цен­траль­ное бю­ро под­кон­троль­но Фе­де­раль­но­му де­пар­та­мен­ту фи­нан­сов и яв­ля­ет­ся под­раз­де­ле­ни­ем Глав­но­го та­мо­жен­но­го управ­ле­ния. Су­ще­ству­ют фе­де­раль­ные и кан­тон­ные про­бир­ные па­ла­ты. Фе­де­раль­ный де­пар­та­мент фи­нан­сов утвер­жда­ет со­зда­ние про­бир­ных па­лат кан­то­на­ми, вла­стя­ми или ас­со­ци­а­ци­я­ми ком­мун, управ­ле­ние та­ки­ми про­бир­ны­ми па­ла­та­ми осу­ществ­ля­ет­ся кан­то­ном ли­бо ком­му­ной. Цен­траль­ное бю­ро кон­тро­ли­ру­ет толь­ко их тех­ни­че­скую де­я­тель­ность и вы­да­ет тех­ни­че­ские ди­рек­ти­вы, ре­ги­стри­ру­ет от­тис­ки клейм про­бир­ных па­лат, вы­да­ет и изы­ма­ет (фе­де­раль­ные ли­цен­зии) ли­цен­зии про­би­ре­ров и пла­виль­щи­ков.

Ви­ды клейм:

Клей­мо от­вет­ствен­но­го ли­ца – про­став­ля­ет­ся про­би­ре­ро­м/­пла­виль­щи­ком, ко­то­рые обя­за­ны иметь ли­цен­зию. Ес­ли вла­де­лец ли­цен­зии не­од­но­крат­но на­ру­ша­ет свои обя­зан­но­сти, Цен­траль­ное бю­ро изы­ма­ет его ли­цен­зию. Ука­зан­ные ли­ца в обя­за­тель­ном по­ряд­ке иметь клей­мо, ко­то­рое они про­став­ля­ют на спла­вах, про­бу ко­то­рых они же опре­де­ля­ют. От­тиск клей­ма со­дер­жит дан­ные о ли­цен­зии и сло­во «Про­би­рер». При его по­ста­нов­ке на из­де­лии вла­де­лец клей­ма ста­но­вит­ся от­вет­ствен­ным за его пра­виль­но­сть. Для кор­пу­сов ча­сов не­сколь­ко про­из­во­ди­те­лей мо­гут ис­поль­зо­вать кол­лек­тив­ное клей­мо, все по­ло­же­ния о ко­то­ром опре­де­ля­ют­ся в нор­ма­тив­ном ак­те. Цен­траль­ное бю­ро вы­да­ет вла­дель­цу клей­ма сер­ти­фи­кат. Цен­траль­ное бю­ро ве­дет ре­естр клейм, ко­пия ко­то­ро­го хра­нит­ся в про­бир­ных па­ла­тах. Ин­фор­ма­ция о ре­ги­стра­ции каж­до­го клей­ма пуб­ли­ку­ет­ся в прес­се (фе­де­раль­ной га­зе­те).

Про­бир­ные па­ла­ты про­став­ля­ют свои клей­ма (так на­зы­ва­е­мые офи­ци­аль­ные клей­ма) как на из­де­ли­ях, ко­то­рые бы­ли из­го­тов­ле­ны част­ны­ми ли­ца­ми, так и на из­де­ли­ях, ко­то­рые вы­став­ле­ны на про­да­жу лом­бар­да­ми, бю­ро на­хо­док и бю­ро по взыс­ка­нию дол­гов. Про­бир­ные па­ла­ты так­же по­втор­но клей­мят из­де­лия с фаль­ши­вы­ми про­ба­ми.

В стра­не су­ще­ству­ют раз­ные по­ряд­ки клей­ме­ния для юве­лир­ных из­де­лий и кор­пу­сов ча­сов. Аб­со­лют­но все из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ко­то­рые по­сту­па­ют на ры­нок в Швей­ца­рии, долж­ны иметь клей­мо. На от­тис­ках про­бы для из­де­лий из пла­ти­ны и пал­ла­дия долж­ны быть так­же ука­за­ны на­име­но­ва­ния ме­тал­ла «Пл.» или «Пд.». Вот толь­ко ес­ли все юве­лир­ные из­де­лия, за ис­клю­че­ни­ем кор­пу­сов ча­сов, мо­гут иметь на се­бе от­тис­ки ли­бо клей­ма про­из­во­ди­те­ля с циф­ро­вой про­бой, ли­бо клей­ма про­бир­ной па­ла­ты с циф­ро­вой про­бой, то кор­пу­са ча­сов из дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут быть вы­ве­де­ны на ры­нок толь­ко по­сле про­хож­де­ния офи­ци­аль­но­го кон­тро­ля и по­ста­нов­ки офи­ци­аль­но­го клей­ма (клей­ма од­ной из про­бир­ных па­лат) и не мо­гут клей­мить­ся клей­мом про­из­во­ди­те­ля. Кор­пу­са ча­сов счи­та­ют­ся по­сту­пив­ши­ми на ры­нок как толь­ко они по­ки­ну­ли за­вод-из­го­то­ви­тель. О кон­тро­ле дол­жен хо­да­тай­ство­вать про­из­во­ди­тель, или сто­ро­на, по­став­ля­ю­щая кор­пу­са ча­сов на про­да­жу.

Кро­ме этих клейм, на из­де­ли­ях, на­прав­ля­е­мых на экс­порт, про­став­ля­ет­ся Уни­фи­ци­ро­ван­ное клей­мо Кон­вен­ции.

При про­ве­де­нии офи­ци­аль­но­го кон­тро­ля, про­бир­ные па­ла­ты под­твер­жда­ют со­от­вет­ствие из­де­лия за­яв­лен­ной про­бе. Из­де­лия опро­бу­ют­ся ме­то­да­ми со­скаб­ли­ва­ния, сре­зы­ва­ния, ис­поль­зо­ва­ния про­бир­но­го кам­ня, ана­ли­ти­че­ско­го те­сти­ро­ва­ния. Ес­ли про­ба не со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти, Цен­траль­ное бю­ро от­ка­зы­ва­ет в клей­ме­нии. За­пра­ши­ва­ет­ся про­ве­де­ние опро­бо­ва­ния не­за­ви­си­мой сто­ро­ной. Ес­ли про­ба и в этом слу­чае не сов­па­да­ет, Цен­траль­ное бю­ро долж­но на­ло­жить арест на из­де­лия и со­ста­вить су­деб­ную жа­ло­бу и при­ни­ма­ет ме­ры для то­го, что­бы спор­ные из­де­лия не по­па­ли на ры­нок. В та­ких слу­ча­ях спор­ные из­де­лия при­во­дят­ся в не­год­но­сть.

С кон­крет­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми про­бир­ные па­ла­ты мо­гут за­клю­чать со­гла­ше­ния о про­ста­нов­ке про­из­во­ди­те­ля­ми офи­ци­аль­ных клейм (клейм про­бир­ной па­ла­ты) на про­из­вод­стве, сво­и­ми сред­ства­ми. Та­кое клей­ме­ние осу­ществ­ля­ет­ся под жест­ким кон­тро­лем про­бир­ной па­ла­ты.

Не клей­мят­ся:

  • из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, пред­на­зна­чен­ные для на­уч­ных и тех­ни­че­ских це­лей, ме­ди­ци­ны и сто­ма­то­ло­ги­и;
  • из­де­лия, ко­то­рым бо­лее 50 лет;
  • му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты­;
  • про­из­ве­де­ния ис­кус­ства для об­ще­ствен­ных кол­лек­ций.

Экс­порт и Им­порт.

Все экс­пор­ти­ру­е­мые и им­пор­ти­ру­е­мые из­де­лия де­кла­ри­ру­ют­ся. Дан­ные све­де­ния пе­ре­да­ют­ся в про­бир­ные па­ла­ты, ко­то­рые мо­гут осу­ще­ствить ана­ли­ти­че­ское те­сти­ро­ва­ние им­пор­ти­ру­е­мых из­де­лий. Ес­ли бу­дут вы­яв­ле­ны на­ру­ше­ния, Цен­траль­ным бю­ро на из­де­лия на­кла­ды­ва­ет­ся аре­ст, со­став­ля­ет­ся су­деб­ная жа­ло­ба. Ес­ли им­пор­ти­ру­е­мые из­де­лия не со­от­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям швей­цар­ско­го за­ко­но­да­тель­ства, но пра­во­на­ру­ше­ния не вы­яв­ле­но, они от­прав­ля­ют­ся в стра­ну про­ис­хож­де­ния.

Из­де­лия, не по­сту­па­ю­щие на внут­рен­ний ры­нок Швей­ца­рии, а хра­ня­щи­е­ся на от­кры­тых та­мо­жен­ных или бон­до­вых скла­дах (же­нев­ский аэро­порт), на­хо­дят­ся под та­мо­жен­ным кон­тро­лем и под­па­да­ют под обя­за­тель­ный пол­ный или вы­бо­роч­ный офи­ци­аль­ный кон­троль (о­су­ществ­ля­ет­ся про­бир­ны­ми па­ла­та­ми). Ес­ли эти из­де­лия пе­ре­прав­ля­ют­ся за ру­беж швей­цар­ским транс­пор­том, та­мо­жен­ная по­шли­на с них не взы­ма­ет­ся. Же­не­ва и же­нев­ский аэро­порт име­ют свое от­ли­чи­тель­ное клей­мо в си­сте­ме от­ли­чи­тель­ных клейм фе­де­раль­ных про­бир­ных па­лат.

Про­из­вод­ство спла­вов.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что в Швей­ца­рии не су­ще­ству­ет тер­ми­на «аф­фи­наж». В то же вре­мя де­я­тель­ность по пе­ре­плав­ке ме­тал­лов и про­из­вод­ству спла­вов от­ре­гу­ли­ро­ва­на за­ко­но­да­тель­но са­мым по­дроб­ным об­ра­зом. Де­я­тель­ность по про­из­вод­ству спла­вов яв­ля­ет­ся ли­цен­зи­ру­е­мой. За­яв­ка на по­лу­че­ние ли­цен­зии пла­виль­щи­ка по­да­ет­ся ком­мер­че­ски­ми пред­при­я­ти­я­ми ли­бо фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми в Цен­траль­ное Бю­ро. Вме­сте с за­яв­кой по­да­ет­ся так­же вы­пис­ка из Швей­цар­ско­го ре­ест­ра уго­лов­ных пра­во­на­ру­ше­ний, под­твер­жда­ю­щая от­сут­ствие у со­ис­ка­те­ля ли­цен­зии уго­лов­ных пра­во­на­ру­ше­ний, свя­зан­ных с де­я­тель­но­стью в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же ат­те­ста­ция со­от­вет­ству­ю­щи­ми вла­стя­ми ком­му­ны или кан­то­на, под­твер­жда­ю­щая, что тех­ни­че­ские сред­ства и слу­жеб­ные по­ме­ще­ния, ис­поль­зу­е­мые для плав­ле­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, со­от­вет­ству­ют всем уста­нов­лен­ным за­ко­ном тре­бо­ва­ни­ям. Об­ла­да­тель ли­цен­зии плав­щи­ка мо­жет при­ни­мать пла­виль­ный ма­те­ри­ал толь­ко от лиц, ко­то­рые мо­гут до­ка­зать его за­кон­ное при­об­ре­те­ние. При этом обя­за­тель­но уста­нав­ли­ва­ет­ся лич­ность сдат­чи­ка. Про­из­во­ди­те­ли, ко­то­рые пе­ре­плав­ля­ют от­хо­ды сво­е­го про­из­вод­ства на про­да­жу, долж­ны иметь ли­цен­зию ин­ди­ви­ду­аль­но­го плав­щи­ка. Они не име­ют пра­ва осу­ществ­лять плав­ле­ние для тре­тьих лиц. Спла­вы, пред­на­зна­чен­ные для пе­ре­про­да­жи, долж­ны прой­ти про­це­ду­ру опре­де­ле­ния про­бы и иметь клей­мо про­бир­ной па­ла­ты или за­ре­ги­стри­ро­ван­но­го про­би­ре­ра. При предо­став­ле­нии спла­вов в про­бир­ную па­ла­ту, из­де­лия ре­ги­стри­ру­ют­ся в си­сте­ме кон­тро­ля де­ло­вых опе­ра­ций и си­сте­ме ве­де­ния уче­та. Ес­ли име­ют­ся ос­но­ва­ния по­ла­гать, что спла­вы бы­ли по­лу­че­ны не­за­кон­ным пу­тем, про­бир­ная па­ла­та со­об­ща­ет об этом в Цен­траль­ное бю­ро, ко­то­рое про­во­дит рас­сле­до­ва­ние и, при не­об­хо­ди­мо­сти, воз­буж­да­ет уго­лов­ное де­ло.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что си­сте­ма про­бир­но­го над­зо­ра Швей­ца­рии, бу­дучи сфор­ми­ро­ван­ной еще в на­ча­ле про­шло­го ве­ка, сла­жен­но функ­ци­о­ни­ру­ет в на­сто­я­щее вре­мя. При этом не слож­но за­ме­тить, что мно­гие ин­сти­ту­ты этой си­сте­мы фак­ти­че­ски ана­ло­гич­ны су­ще­ству­ю­щим в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, не­смот­ря на раз­лич­ные на­зва­ния. Так, клей­мо от­вет­ствен­но­го ли­ца фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся рос­сий­ским имен­ни­ком, офи­ци­аль­ное клей­мо Швей­ца­рии - го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом в РФ. Бо­лее жест­ко, в со­от­но­ше­нии с рос­сий­ской про­це­ду­рой, в Швей­ца­рии уре­гу­ли­ро­ва­на про­це­ду­ра про­вер­ки ис­точ­ни­ка про­ис­хож­де­ния ме­тал­ла. При этом мно­гие ви­ды де­я­тель­но­сти в юве­лир­ном сек­то­ре Швей­ца­рии, хо­тя и пе­ре­да­ны в кон­ку­рент­ную сре­ду, но при этом на­хо­дят­ся под до­ста­точ­но жест­ким кон­тро­лем го­су­дар­ства, не­ко­то­рые из них ли­цен­зи­ру­ют­ся. Важ­ней­шим по­ка­за­те­лем для осу­ществ­ле­ния де­я­тель­но­сти в рам­ках юве­лир­но­го сек­то­ра яв­ля­ет­ся та­кое важ­ное в Ев­ро­пе по­ня­тие, как ре­пу­та­ция. В Швей­ца­рии же под­твер­жде­ние доб­ро­со­вест­ной ре­пу­та­ции яв­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель­но за­креп­лен­ным тре­бо­ва­ни­ем для по­лу­че­ния ли­цен­зий, ко­то­рые бу­дут ан­ну­ли­ро­ва­ны уже в слу­чае дву­крат­но­го на­ру­ше­ния хо­зяй­ству­ю­щим субъ­ек­том нор­мы за­ко­на. Не­ко­то­рые ме­ха­низ­мы кон­тро­ля, су­ще­ству­ю­щие в Рос­сии, на пер­вый взгляд, ка­за­лось бы от­сут­ству­ют в Швей­ца­рии. К при­ме­ру, не­об­хо­ди­мость обя­за­тель­но­го аф­фи­на­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Но по­дроб­ное изу­че­ние по­ряд­ка до­сту­па на ры­нок пла­виль­щи­ков да­ет по­нять всю слож­ность по­лу­че­ния ли­цен­зии пла­виль­щи­ка, жест­кость кон­тро­ля за их де­я­тель­но­стью со сто­ро­ны го­су­дар­ства и лег­кость ан­ну­ли­ро­ва­ния ли­цен­зии и при­оста­нов­ки ли­бо за­прет на ве­де­ние де­я­тель­но­сти в слу­чае на­ру­ше­ния за­ко­но­да­тель­ства.

Пред­став­ля­ет­ся ин­те­рес­ным так­же срав­не­ние «судь­бы» из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, при опро­бо­ва­нии ко­то­рых про­ба не под­твер­ди­лась. Край­не важ­ным яв­ля­ет­ся тот факт, что в Швей­ца­рии про­бир­ны­ми па­ла­та­ми пред­при­ни­ма­ют­ся все ме­ры для не­до­пу­ще­ния та­ких из­де­лий на ры­нок, что под­ра­зу­ме­ва­ет со­бой их уни­что­же­ние.

Та­ким об­ра­зом, бла­го­да­ря до­ста­точ­но сла­жен­ной си­сте­ме го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го над­зо­ра Швей­ца­рии обес­пе­чи­ва­ет­ся над­ле­жа­щий уро­вень за­щи­ты по­тре­би­те­лей и, как след­ствие, до­ве­рие швей­цар­ско­му про­из­во­ди­те­лю как на внут­рен­нем, так и на внеш­нем рын­ках.

[ probpalata.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->