Эвен-Зохар, затронув такие темы, как цены на алмазное сырье и бриллианты, задолженность перед банками, глобальный розничный спрос на бриллианты, не обошел вниманием и «синтетику», а также тему влияния вторичного предложения на ситуацию на рынке.
В оборот алмазного сырья и бриллиантов в текущем году Эвен-Зохар включил также синтетические алмазы драгоценного качества и повторно поступающие в продажу «подержанные» бриллианты, поскольку их влияние на конъюнктуру значительно возросло. По самым скромным подсчетам аналитика, на прошлогоднем рынке бриллиантов, оцениваемом в US$22 млрд., около полумиллиарда долларов США пришлось на камни синтетического происхождения. Что касается цен на алмазное сырье, Эвен-Зохар уверен, что ни в 2013-м, ни в 2014-м годах какого-то серьезного их роста ждать не стоит, при этом в соотношении спроса и предложения, по его мнению, будет наблюдаться относительное равновесие.
Аналитик отметил прочность финансового положения алмазной промышленности, заявив, что «финансовая ситуация в отрасли как никогда хороша». В период глобального кризиса, пояснил он, «деньги вернулись в бизнес, потому что люди стали доставать их из кубышек». Коснувшись темы банковской задолженности мировых центров бриллиантового производства и торговли, таких как, например, Индия и Израиль, Эвен-Зохар заверил аудиторию, что «с точки зрения банковских рисков, у алмазной отрасли во всем мире очень хорошая репутация».
В отношении синтетических камней, которыми торгуют на рынке драгоценных бриллиантов с нарушением требования об их соответствующей идентификации, Эвен-Зохар обратился к представителям отрасли с предупреждением о том, что этот вопрос уже превращается в настоящую проблему: «Алмазной промышленности пора начинать думать, что делать с этой ситуацией». Согласно местным данным из индийского Сурата, около 5-7 % бриллиантов весом от 0,1 до 0,3 карата изготовлено из синтетического сырья. Эвен-Зохар объяснил, что подавляющее большинство «синтетики» не экспортируется в неоправленном виде, а сразу вставляется в ювелирное изделие и тем самым минует непосредственный рынок драгоценных камней.
По подсчетам Эвен-Зохара, объем рынка вторично реализуемых бриллиантов в прошлом году в денежном выражении достиг US$1,2 млрд. «Еще одна вещь, которая влияет на общую цепочку поставок, – это ломбарды, – напомнил он. – Этот бизнес просто огромен. Сейчас многие компании взялись за такую бизнес-модель, как скупка бывших в употреблении камней. А это влияет на цены, хотим мы того или нет».
Завершая свое выступление, Эвен-Зохар призвал отрасль обратить пристальное внимание на тот факт, что доля ювелирных украшений с бриллиантами в общей структуре потребительских трат на предметы роскоши неуклонно снижается. «Мы теряем привлекательность в глазах потребителя, – предупредил он, – теряем «место» в его кошельке. В чем-то мы коренным образом неправы. Мы конкурируем с другими товарами и проигрываем. Нам нужно вернуть свое «место» в кошельке потребителя».