На протяжении XX века художники-ювелиры не раз стремились погрузиться в мир старинных узоров, обратиться к традиционным материалам (золото, серебро) и техникам (литье, гравировка, чеканка, скань, эмаль). В 1960-е гг. возвращение к традициям русского золотого и серебряного дела выразилось в использовании древней ювелирной техники – скани (филиграни). В композицию изделий включаются и неметаллические материалы, искусно увязанные со сканью (эмаль, стекло, драгоценные камни, а также резное дерево и кость). На первое место часто выдвигаются цветные камни (агат, малахит, яшма, родонит и др.), а скань используется как обрамление. В работах уральских ювелиров скань разнообразна: ажурная и легкая в работах Л.Ф. Устьянцева, напайная скань, образующая плотный узор в украшениях Храмцова В.М., объемная скань у Кузнецовой Н.Д., Комарова И.П. Художники работают в русле традиции, но привносят в произведение свое отношение к прошлому, свое видение пластики предмета. (Серьги-колты "Былина" Кузнецовой Н.Д., браслет "Муравушка" В.М. Храмцова, гарнитур "Традиция" Сочнева В.Н., ожерелье "Русь" Побединской Т. и др.).
В 1990-е годы наибольшую популярность приобрела техника литья. В этой технике выполнен гарнитур "Предания старины далекой" В.Е. Денисова с изображением узора "плетенки" и зооморфным мотивом, напоминающим "звериный" стиль.
В современном ювелирном искусстве представлены как драгоценные материалы (камень, металл), так и не драгоценные, а также различные техники исполнения. Все это позволяет создавать художникам яркие образные произведения на тему Древней Руси. Гарнитур Гладкова Б.А. "Обереги" напоминает, о магической роли, которую украшения выполняли в древности. Владимир Шицалов подчеркивает рукотворность работ, воспроизводя средневековую технику соединения металлических полос, сохраняющих следы инструментов.
На выставке можно полюбоваться работами резьбы по кости и дереву мастера Владимира Косинцева. Его интерьерные композиции погружают зрителя в мир русской былины, напоминают представления древних славян об устройстве мира. Его работы отличает искусное исполнение. Знакомые мотивы автор творчески интерпретирует, проявляя фантазию и юмор (композиция "No comment"). Великолепные клинки известных московских оружейников являются частью некоторых его репрезентативных изделий.
Всего в экспозиции представлено более 70 произведений.
Выставка открыта с 29 марта 2013 г.
г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 37. Тел. (343) 371-24-62, 371-00-82
время работы: ср. - вс. 10.00 – 18.00, чт. - 13.00 - 21.00 (касса закрывается за 45 минут)
выходные — пн., вт. Сайт: www.stone-cutting.e-burg.ru; e-mail: mikji@mail.ru
[ Ювелирные Известия ]